Рабочая программа по предмету Основы технического черчения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАНДАЛАКШСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАОУ МО СПО «КИК»)





Утверждаю
Директор ГАОУ МО СПО «КИК»
____________Е.Е. Чалая
«07» октября 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ

по профессии среднего профессионального образования

190623.01 «Машинист локомотива»














2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы технического черчения» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190623.01 «Машинист локомотива».


Разработчик: ГАОУ МО СПО «Кандалакшский индустриальный колледж».





























ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения технического профиля

Протокол № 2 от «03» октября 2013 г.

Председатель ___________/Л.В.Таранова/




Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по профессии 190623.01, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.08.2013 г., № 703.

Заместитель директора
по УПР ______________ /В.В.Костюкевич/






















































СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14




1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ»

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы технического черчения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы технического черчения» относится к циклу «Профессиональная подготовка».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
3.1 Правила чтения технической документации.
З.2 Способы графического представления объектов, пространственных образов и схем.
З.3 Правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.
З.4 Технику и принципы нанесения размеров.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
У.1 Читать рабочие и сборочные чертежи и схемы.
У.2 Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента - 102 часа, в том числе:
обязательная учебная аудиторная нагрузка студента - 68 часов;
самостоятельная работа студента - 34 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68

в том числе:


практические работы
38

Самостоятельная работа студента
34

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы технического черчения»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
Объем
часов
Уровень усвоения


Тема 1.
Введение. Оформление чертежей
Содержание учебного материала




3









1-2


Введение. Краткое содержание предмета и его задачи. Роль чертежа в технике и на производстве. Значение графической грамоты для квалифицированного рабочего. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Линии чертежа. Стандарты на чертежи: обязательность их применения. Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрихпунктирная с двумя точками Виды чертежей. Порядок чтения чертежей.
Шрифт чертежный (ГОСТ 2.304-81). Форматы чертежей. Основная надпись и сведения, размещаемые в ней. Основные сведения по оформлению чертежей Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры, знаки на чертежах.
Общие правила нанесения размеров на чертежах (ГОСТ 2.307-68). Форматы, рамка, основная надпись Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба.
Понятие о шероховатости поверхностей.
Правила обозначений шероховатости поверхности на чертежах.




Практические занятия




Графическая работа № 1 «Линии чертежа».
2
2


Графическая работа № 2 «Шрифты и надписи».
3
2


Самостоятельная работа
4



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Изучение главы 1. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.



Тема 2.
Практическое применение геометрических построений
Содержание учебного материала

3

2


Деление и построение линий и углов Деление и построение линий и углов. Чертежи прокладок. Деление отрезка прямой, угла, окружности на равные части Прямая, касательная к окружности заданного радиуса: построение Сопряжения двух прямых дугой окружности. Чертеж детали с элементами сопряжения.
Деление отрезка прямой, угла, окружности на равные части.
Прямая, касательная к окружности заданного радиуса: построение
Сопряжения двух прямых дугой окружности.




Практические занятия




Графическая работа № 3 «Чертежи прокладок».
2
2


Графическая работа № 4 «Чертеж детали с элементами сопряжения».
2
2


Самостоятельная работа


5



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий.
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление графических работ. Изучение главы 2. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.



Тема 3. Аксонометрические и прямоугольные проекции
Содержание учебного материала


4


2


Основы метода прямоугольного проецирования. Проекции точки, отрезка прямой, плоских фигур Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диаметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции. Проекции точки, плоской фигуры, окружности Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида – аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Проецирование на дополнительную плоскость, дополнительные виды
Эскизы: понятие, правила выполнения.
Аксонометрические проекции: назначение, преимущества, недостатки, классификация.
Прямоугольные изометрические и диаметрические проекции: понятие, правила выполнения.
Косоугольная (фронтальная) диаметрическая проекция: понятие, правила выполнения.




Практические занятия




Графическая работа № 5 «Комплексный чертёж предмета. Проекции геометрических тел».
3
2


Графическая работа № 6 «Построение третьей проекции по двум заданным».
2
2


Самостоятельная работа

3




Анализ проекций геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара, тора) на три плоскости проекций. Чтение чертежей деталей, изготовляемых на данном предприятии. Построение разверток проекций. Изучение главы 3, главы 4. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.




Тема 4.
Сечения и разрезы.
Содержание учебного материала

4

2


Сечения: назначение, виды, правила выполнения. Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Обозначение, графическое обозначение материалов в сечениях Обозначение сечений. ГW°рафическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы: назначение, виды Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Местные разрезы: понятие, назначение.
Сложные разрезы: понятие, обозначение положения секущих плоскостей, правила выполнения.




Практические занятия




Графическая работа № 7 «Выполнение чертежей деталей, требующих применения сечений».
2
2


Графическая работа № 8 «Выполнение чертежей деталей, требующих применения простых полных разрезов».
4
2


Графическая работа № 9 «Выполнение чертежей деталей, требующих применения сложных разрезов».
4
2


Самостоятельная работа


4



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий.
Чтение чертежей, содержащих разрезы.
Чтение чертежей, содержащих сечения. Изучение главы 5. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.




Тема 5.
Рабочие чертежи и эскизы деталей
Содержание учебного материала



6



2


Изделия и конструкторские документы: понятие, классификация, назначение
Основные требования к рабочим чертежам.
Чертежи деталей. Понятие, требования, классификация, правила выполнения, расположение видов. Виды изделий с винтовой поверхностью.
Классификация резьб. Изображения резьб. Обозначения резьб.
Стандартные резьбовые крепёжные детали.
Резьбовые соединения: понятие, порядок выполнения, чтение.
Выполнение эскизов деталей.




Практические занятия



2


Графическая работа № 10 «Болтовое соединение».
4



Графическая работа № 11 «Выполнение эскиза детали».
4



Самостоятельная работа


10



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Изучение главы 6. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.




Тема 6.
Сборочные чертежи







Содержание учебного материала

6



Сборочные чертежи: понятие, требования.
Состав, назначение, условности.
Упрощения, правила выполнения, правила штриховки, нанесение надписей.
Специализация: понятие, порядок чтения сборочного чертежа.
Размеры, допуски, посадки, шероховатость поверхности: нанесение, чтение условных обозначений.
Изображение резьбовых и шпоночных соединений.




Практические занятия




Графическая работа № 1 «Шпоночное соединение».
4



Самостоятельная работа

5



Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы, периодических изданий.
Изображение неразъемных соединений (заклепочных, сварных и клеевых). Изучение главы 7 главы 8, главы 9. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.




Тема 7.
Схемы
Содержание учебного материала

4

2


Понятие, классификация, условные обозначения Понятие о схемах, их назначении. Отличия строительных чертежей от схем.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на схемах.
Правила выполнения, чтение.
Условные обозначения электрических схем электровоза.




Практические занятия

2

2


Графическая работа № 13 «Чертёж схемы».




Самостоятельная работа

3



Чтение несложных схем. Изучение главы 10. Учебник «Техническое черчение» И.С. Вышнепольский.




Всего:
102


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технического черчения.
Оборудование учебного кабинета:
1. Посадочные места по количеству студентов.
2. Рабочее место преподавателя.
3. Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете, в единую сеть с выходом в Интернет.
4. Аудиторная доска для письма.
5. Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся.
6. Вентиляционное оборудование, обеспечивающее комфортные условия для проведения занятий.
Технические средства обучения:
1. Мультимедиа проектор; интерактивная доска.
2. Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
3. Лазерный принтер.
4. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:
Павлова А.А. Основы черчения. Учебник для образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.
Дополнительная литература:
Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2004 год
Василенко Е.А., Жукова Е.Т. карточки-задания по черчению для 8 класса. - М., просвещение, 2000 год
Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: учебное пособие. – М., Владос, 2003 год
Владимиров Я.В., Гудилина С.И., Катханова Ю.Ф. Тетрадь с печатной основой по черчению: 8 класс. Учебные материалы для самостоятельной работы учащихся. – М., Школа-Пресс, 2000 год.
Владимиров Я.В., Ройтман И.А., Рабочая тетрадь по черчению для 9 класса. М. Владос, 2009 год
Воротников И.А.. Занимательное черчение. – М., просвещение, 2004 год
Гервер В.А. Творчество на уроках черчения. – М., Владос, 2004 год
Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. – Под редакцией В.В. Степаковой. – М.: АСТ, 2004 год
Карточки-задания по черчению для 9 класса/ Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. – М., Просвещение, 2004 год
Карточки-задания по черчению для 9 класса/ под редакцией В.В. Степаковой. – М., Просвещение, 2004 год
Методика обучения черчению: учебное пособие для студентов и учащихся художественно-графические учебные заведения/ под редакцией Е.А. Василенко. – М. Просвещение, 2004 год
Методика факультативных занятий по черчению в школе: пособие для учителя/ под редакцией Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2004 год
Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. рабочая тетрадь по черчению. – М.: Вентана-граф, 2004 год
Севастопольский Н.О., Задания по проецированию. – М.: Просвещение, 2004 год
Словарь-справочник по черчению/ В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. – М.: Просвещение, 2004 год
Интернет - ресурсы:
Методическая копилка для преподавателей информатики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Разделы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Сайт МИОО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт методических разработок [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Основы технического черчения» студент должен:
знать/понимать:
3.1 Правила чтения технической документации.
З.2 Способы графического представления объектов, пространственных образов и схем.
З.3 Правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.
З.4 Технику и принципы нанесения размеров.
уметь:
У.1 Читать рабочие и сборочные чертежи и схемы.
У.2 Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов и узлов.
1.Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения образовательной программы.
2. Текущий контроль в форме:
- защиты практических работ;
- контрольных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).
3. Итоговая аттестация в форме зачета.











13PAGE 15


13PAGE 141315


13PAGE 14915






Заголовок 115