Программа кружковой работы с воспитанниками Греко-римская борьба

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, оказывающее социальные услуги, «Каменский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»







Рабочая программа кружковой работы
«Греко-римская борьба»





Составитель
Мершалов Е.А. – воспитатель











2015-2016 год

Пояснительная записка.
Греко-римской борьбой может заниматься любой человек, независимо от возраста и пола. Популярность борьбы состоит в привлекательности, в признании ее международным спортивным сообществом. Греко-римская борьба сегодня, достигнув большой популярности, гармонично соединив все аспекты, стала возможной для занятий всем: детям, юношам, девушкам..
В данной программе определена общая последовательность изучения программного материала, что позволяет тренерам-преподавателям придерживаться в своей работе единого стратегического направления в учебно-тренировочном процессе.
Цель программы - реализовать оптимальные возможности физического и духовно-нравственного развития детей, разностороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно актуальную личность.
В учебно-тренировочном процессе должны решаться следующие задачи:
- формирование у детей и подростков потребности в систематических занятиях физической культурой и греко-римской борьбой,
- негативное отношение к вредным и пагубным привычкам;
- воспитание высоких моральных, волевых, физических качеств;
- изучение общих технико-тактических действий в греко-римской борьбе;
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач, с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии физических и других качеств.
Работа со спортсменами проводится в форме теоретических, учебно-тренировочных занятий, а также, в отдельных случаях, и соревнований. Материал программы разделен по видам подготовки, которые включают в себя темы теоретического содержания (история, современное состояние греко-римской борьбы, правила и методика судейства и т.д.) и практические (овладение и совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических и волевых качеств).
Для качественного усвоения данной программы необходима и самостоятельная работа спортсменов, направленная, прежде всего, на физическое развитие.
Контроль за выполнением программы проводится в форме контрольнопереводных нормативов и показанных результатах выступлений на школьных соревнованиях. Программа не является догмой, а предусматривает индивидуализацию работы в зависимости от года обучения и медицинской группы здоровья.
Рабочая программа по греко-римской борьбе для занятий спортивнооздоровительных групп является модифицированной (адаптированной) и ее содержание направлено на:
- создание условий для всестороннего развития личности ребенка, его оздоровления, самоопределения и самореализации
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка
- приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям
- профилактику асоциального поведения
- укрепление психического и физического здоровья.

1. Планирование и учет
Учебно-тренировочный процесс в каждой оздоровительной группе планируется на основе данной программы. Для правильной организации учебной работы, для сохранения и укрепления здоровья занимающихся, необходимо постепенно повышая нагрузку, правильно и разумно чередовать тренировки, показательные выступления, соревнования и отдых.
Подготовительный период – не менее 6 месяцев.
Задачи: укрепление здоровья занимающихся, общая физическая подготовка организма, теоретическая подготовка, воспитание морально-волевых качеств, изучение техники и тактики борьбы.
Средства: строевые упражнения, гимнастические упражнения типа вольных движений, упражнения с предметами (набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели), упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, гимнастическая стенка, скамейка, канат и др.), другие виды спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гребля и пр.). Специальные упражнения, примеры защиты, контрприемы, комбинации, учебные и учебно-тренировочные схватки, показательные выступления.
Соревновательный период – не более 3 месяцев.
В зависимости от количества соревнований этот период может делиться на несколько тренировочных циклов. Каждый цикл состоит из предсоревновательного этапа с предварительной и непосредственной подготовкой, этапа соревнований и после соревновательного – активного отдыха.
Задачи: дальнейшее развитие и совершенствование физических и волевых качеств, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, специальная подготовка к соревнованиям и участие в них, приобретение инструкторских и судейских навыков. Особое внимание в этом периоде уделяется подготовке занимающихся к соревнованиям.
Средства: те же, что и в подготовительном периоде. Кроме того, ходьба на лыжах (или пешие походы), катание на коньках, игра в хоккей (футбол), учебно-тренировочные и тренировочные схватки.
Переходный период – 2-3 месяца.
Задачи: снизить специальную психологическую нагрузку, полученную в соревнованиях по борьбе, поддержать достигнутый уровень общей и специальной физической подготовленности, укрепление состояния здоровья.
Средства: активный отдых с применением средств общей физической подготовки (плавание, спортивные игры, гребля, кроссы, туристические походы, охота и рыбная ловля) и специальной физической подготовки (упражнения с партнером, имитация приемов и др.).
Занимающимся, уходящим на каникулы, тренер дает индивидуальные задания. Планирование учебно-тренировочного процесса для спортивно-оздоровительных групп: тренер - преподаватель должен составлять план - график учебного процесса на год, рабочие планы и конспекты уроков. В конспекте должны быть отражены задачи (что изучать, совершенствовать, проверять направленность занятий и т.п.), основные упражнения, их дозировка (время выполнения упражнения, количество повторений, длина пути и т.п.), организационно-методические указания (что проверять, как построить, как исправить ошибки, какие применить методические приемы и т.д.).
Учет учебно-тренировочной работы ведется в журнале, где указываются сведения о занимающихся, посещаемость занятий, пройденный материал, успеваемость и спортивные результаты. Помимо этого тренер-преподаватель ведет отчетность в установленном порядке.

2.Учебный материал спортивно-оздоровительной группы
Теоретические занятия
Физическая культура и спорт в России
Понятие о физической культуре. Физическая культура – одно из средств воспитания, укрепления здоровья и всестороннего развития. Успехи российских спортсменов на крупных международных соревнованиях.
Краткий обзор развития спортивной борьбы
Зарождение спортивной борьбы на Руси. Отражение ее в исторических летописях и памятниках народного эпоса.
Развитие профессиональной борьбы в дореволюционной России. Выдающиеся русские борцы-профессионалы И. Поддубный, И. Заикин, И. Шемякин и др.
Спортивная борьба любителей в России.
Место и значение спортивной борьбы в системе физического воспитания. Успехи российских борцов на международной арене.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, повышения работоспособности, достижения высоких спортивных результатов.
Гигиенические знания и навыки.
Закаливание, режим и питание борца.
Общее понятие о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, зубами, ногтями, ногами. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, баня, купание). Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви.
Основы техники и тактики борьбы
Понятие о технике и тактике, их взаимосвязь. Значение техники и тактики в совершенствовании мастерства борца. Основные положения борца: стойка, партер, мост. Основные технические действия: в стойке – переводы, броски, сваливания; в партере – перевороты, броски; на мосту – дожимы, уходы. Значение способов тактической подготовки в проведении приемов.
Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств.
Морально- волевой облик спортсмена
Характеристика морально-волевых качеств спортсмена – патриотизм, сознательность, организованность и дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества, коллективизм, смелость, настойчивость, воля к победе и др. Традиции коллектива, Воспитание чувства гордости за свою Родину. Правила соревнований
Весовые категории борцов. Продолжительность схватки, оценка приемов, запрещенные приемы, результат схватки. Борьба в зоне пассивности. Места занятий, оборудование и инвентарь
Спортивная одежда и обувь борца (тренировочный костюм, трико, бандаж, носки, борцовские ботинки и др.). Уход за оборудованием и инвентарем.
Практические занятия
Общая физическая подготовка
Спортивные упражнения. Общее понятие о строе и командах. Рапорт. Приветствие. Расчет на месте и в движении. Повороты на месте и в движении. Способы перестроения на месте и в движении. Остановки во время движения строя шагом и бегом. Изменение скорости движения.
Общеразвивающие упражнения без предметов
Упражнения для рук и плечевого пояса.
Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук в упоре лежа (руки на полу, на гимнастической скамейке).
Упражнения для туловища.
Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловищем. Пригибание лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной. Поднимание рук и ног поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, не отрывая ног от ковра; круговые движения ногами («педалирование»).
Упражнения для ног.
В положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах.
Упражнения для рук, туловища и ног.
В положении сидя (лежа) различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые движения с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук, отталкивание обеими руками и одной рукой от стены, пола, земли. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями, попеременное сгибание и разгибание рук (при сопротивлении партнера); наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление комбинации вольных упражнений.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Со скакалкой.
Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и на обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и в полуприседе, с двойным вращением скакалки; бег со скакалкой по прямой и по кругу; эстафеты со скакалками.
С гимнастической палкой.
Наклоны и повороты туловища, держа палку в различных положениях; маховые круговые движения руками, переворачивание, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку: подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой ( с сопротивлением).
Упражнения с теннисным мячом.
Броски и ловля из положения сидя (стоя, лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель (мишень) и на дальность (соревновательного характера).
Упражнения с набивным мячом (вес мяча от 1 до 3 кг).
Сгибание и разгибание рук, круговые движения руками; сочетание движений руками с движениями туловищем; маховые движения, броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на груди в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад).
Упражнения с отягощениями.
С гантелями – сгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др.; со штангой – приседания, наклоны, вращения туловища (вес штанги от 40 до 80% к весу спортсмена в зависимости от возраста и квалификации); с гирями – выжимание, вырывание и толкание гири из различных исходных положений; различные движения с гирей руками, ногами, туловищем, удерживая гири; метание, жонглирование гирями (вес гири 8,16,24 кг). Использование камней, бревен, труб в качестве отягощения. Акробатические упражнения.
Кувырки, перевороты, подъемы. Кувырки вперед и назад с переходом в стойку на кистях; кувырок – полет в длину (высоту) через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку и др.); кувырок одна нога вперед; кувырок через левое (правое) плечо; кувырок скрестив голени; кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперед. Подъем разгибом из положения лежа на спине. Парные кувырки вперед и назад. Парный переворот назад, сальто вперед с разбега, фляк и др. Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции (30,60, 100 м с низкого(высокого) старта, бег по пересеченной местности (кроссы) до 3 км с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Прыжки в длину и высоту с места и разбега (толчком одной и двумя ногами, с поворотами). Метание молота, диска, толкание ядра и различных тяжестей.
Тяжелая атлетика.
Упражнения со штангой – рывок, толчок (до 16 лет вес штанги не должен превышать 40-50% веса спортсмена).
Специальная физическая подготовка
Простейшие формы борьбы. Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага: перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу; перетягивание из положения сидя ноги врозь, упираясь ступнями; перетягивание каната; выталкивание с ковра; борьба за захват руки (рук, ноги, ног), после захвата ноги противником, на коленях, на кушаках, за овладение мячом, «бой всадников», «бой петухов» и др.
Упражнения для укрепления моста. Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы; упражнения для мышц шеи в упоре головой в ковер: движения вперед-назад, в сторону, кругообразные, забегания вокруг головы; упражнения в положении на мосту с партнером; опускание на мост со стойки с помощью партнера и самостоятельно; перевороты с моста через голову; упражнения на мосту с набивным мячом, гирями, штангой; вставание с моста; уходы с моста (самостоятельно и с помощью партнера) и др.
Имитационные упражнения. Упражнения в выполнении приемов борьбы или отдельных частей приемов без партнера с чучелом или мешком. Поднимание мешка, стоящего вертикально на плечо, мешка, лежащего на ковре, до уровня груди. Упражнения с чучелом в бросках через спину, с прогибом, в переворотах накатом и т.п.
Упражнения с партнером. Выполнение отдельных элементов приемов и их сочетаний на точность и быстроту.
Упражнения в самостраховке и страховке партнеров. Отталкивание руками от ковра из упора лежа; падение на ковер, стоя грудью (боком, спиной) к нему, с приземлением на полусогнутые руки; напряженное падение на ковер при проведении приемов, не выставление прямых рук в ковер, сгибание ног атакованным при бросках подворотом и др.

Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы Спортивно –
оздоровительные группы Техника борьбы в партере.
Перевороты скручиванием. 1. Рычагом. Защиты; а) прижать захватываемую руку к туловищу; б) выставить ногу в сторону переворота и, снимая руку с шеи, встать в стойку. Контрприемы: а) переворот за себя за разноименную руку под плечо; б) переворот за себя за одноименное плечо.
2.Захватом рук сбоку. Защита: а) отвести дальнюю руку в сторону; б) выставить дальнюю ногу вперед и, повернувшись грудью к атакующему, встать в стойку; в) поворачиваясь спиной к атакующему, выставить ближнюю ногу в сторону переворота. Контрприема: а) переворот за себя за одноименное плечо; б) переворот за себя за разноименную руку под плечо.
3. За себя захватом рук сбоку: Защита: а) отвести дальнюю руку в сторону; б) контрприемы: переворот за себя за разноименную (одноименную) руку под плечо.
Перевороты забеганием. 1. Захватом шеи из-под плеча. Защита: а) поднять голову и, прижимая плечо к себе, не дать захватить шею; б) прижимая плечо к себе, выставить ногу в сторону переворота. Контрприемы: а) выход наверх выседом; б) бросок подворотом захватом руки под плечо (изучается после усвоения одноименного приема в стойке).
2.С ключом и предплечьем на шею. Защиты: а) лечь на бок спиной к атакующему и снять его руку с шеи или упереться рукой в ковер: б) упираясь свободной рукой в ковер, принять положение высокого партнера, отводя плечо захваченной руки в сторону. Контрприемы: а) выход наверх выседом; б) бросок подворотом захватом руки через плечо; в) бросок за запястье.
Перевороты переходом. 1. С ключом и захватом подборка. Защиты: а) не давая себя перевести на живот, упереться свободной рукой в ковер и оставить ногу назад между ногами атакующего; б) лечь на бок со стороны захваченной на ключ руки и выставить другую руку и ногу в сторону переворота. Контрприемы: а) выход наверх выседом; б) бросок подворотом захватом руки через плечо.
С ключом и захватом плеча другой руки. Защита: лечь на бок, захваченной рукой на ключ и выставить ногу и руку в сторону переворота. Контрприемы: а) выход наверх выседом; б) бросок подворотом захватом руки через плечо.
Захваты руки на ключ. 1. Одной рукой сзади. Защита: выставляя руку вперед, оставить ногу назад между ног атакующего. 2. Двумя руками сзади. Защита: выставляя соединенные в крючок руки вперед, оставить ногу назад между ног атакующего и сделать движение туловищем в его сторону.
С упором головой в плечо. Защита: убрать захватываемую руку локтем под себя. 4. Толчком противника в сторону. Защита: в момент падения прижать захватываемую руку к своему туловищу. 5. Рывком за плечи. Защита: в момент рывка за плечи выставить руки вперед.
Способы освобождения руки, захваченной на ключ
1.Выставить вперед на колено ногу, соответствующую захваченной на ключ руке, одновременно рывком рукой вперед освободиться от захвата.
2.Выставляя вперед и в сторону атакующего ближнюю ногу, находящуюся между его ног, повернуться к нему грудью и выпрямить руку, захваченную на ключ.
3.Контрприемы при захвате руки на ключ:
4.Бросок под воротом захватом руки через плечо (Изучается после освоения одноименных приемов).
5.Бросок захватом руки за запястье.
Примерные комбинации приемов:
1.Переворот захватом рук сбоку – защита: выставить дальнюю руку в сторону – переворот рычагом.
2.Переворот захватом руку сбоку – защита: выставить дальнюю ногу вперед и повернуться к атакующему грудью – переворот за себя, захватом руку и шеи. Техника борьбы в стойке
Перевод рывком за руку. Защита: за шагнуть за атакующего и рывком на себя освободить захваченную руку. Контрприемы: а) перевод рывком за руку; б) бросок под воротом захватом за руки через плечо; (Изучается после освоения одноименных приемов), в) бросок за запястье.
Переворот нырком-захватом шеи и туловища. Защиты: а) захватить разноименную руку атакующего за плечо; б) перенося руку над головой атакующего, отойти и повернуться к нему грудью. Контрприемы: а) бросок под воротом захватом руки под плечо: (Изучается после освоения одноименных приемов). б) бросок прогибом за плечо и шею сверху и захватом другого плеча снизу; (Изучается после освоения одноименных приемов). в) бросок за запястье и шею.
Бросок под воротом. 1. Захватом руки (сверху, снизу) и шею. Защита: приседая отклониться назад и захватить свободной рукой руку атакующего на шее или упереться свободной рукой в его поясницу. Контрприемы: а) сбивание за руку и шею; (Изучается после освоения одноименных приемов).б) бросок прогибом с захватом туловища (с рукой); (Изучается после освоения одноименных приемов); в) перевод за туловище (с рукой) сзади. 2. Захватом руки через плечо. Защита: выпрямится и упереться свободной рукой в поясницу атакующего. Контрприемы:
а) перевод рывком за руку; б) бросок прогибом с захватом туловища с рукой сбоку
(Изучается после освоения одноименных приемов).
Примерная комбинация приемов: перевод рывком за руки и защита: за шагнуть за атакующего и рывком на себя освободить захваченную руку – перевод рывком за другую руку.
Тактика
Изучение тактических предпосылок и простейших способов тактической подготовки параллельно с изучением техники приемов.
Подготовка к соревнованиям
Умение применять изученную технику к условиям тренировочной схватки. Воспитание качеств и развитие навыков, необходимых для проведения схватки по правилам.

3. Организационно-методические указания
Занятия с подростками и юношами следует проводить с учетом возрастных особенностей. У юношей 10-14 лет хорошо поддаются развитию быстрота, ловкость, гибкость, в 15-16 лет – сила. В этот период у юношей появляются способности к выполнению скоростно-силовых упражнений. В 14-16 лет легче усваиваются упражнения, требующие значительной силы и скорости, создаются предпосылки для целенаправленного развития выносливости.
О переводе подростков и юношей из спортивно - оздоровительной группы в группу начальной подготовки или учебную, тренер-преподаватель судит по сдаче ими нормативных требований.
Теоретический материал в оздоровительных группах (10-13, 1113 лет) следует излагать популярно в форме коротких бесед по 10-15 мин. В старших группах теорию изучают более углублено. При изложении теоретического материала необходимо использовать наглядные пособия. Отдельные теоретические вопросы, занимающиеся, по заданию тренера изучают самостоятельно.
Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи следует проводить врачу.
Практические занятия не должны быть однообразными. Преподаватель обязан обеспечить эмоциональность занятий, используя игры, эстафеты и другие упражнения, проводимые соревновательным методом, что повышает заинтересованность и работоспособность занимающихся.
Строевые упражнения включаются в каждое занятие в целях организации занимающихся, воспитания дисциплины, развития хорошей осанки, разумного размещения занимающихся для действий на месте и в движении в соответствии с условиями занятий.
Общеразвивающие гимнастические упражнения и упражнения из других видов спорта обеспечивают общее физическое развитие занимающихся.
Специальные упражнения направлены на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых юному борцу, координации движений, специфических навыков, способствующих лучшему овладению техникой борьбы.
Тренер может дополнять материал программы, если он полностью освоен занимающимися.
В данной программе практический материал по технике изложен для оздоровительных групп согласно возрастным особенностям и медицинским показателям.
Изучать приемы борьбы рекомендуется с партера. Перед изучением переворотов с ключом осваивают захваты на ключ. Овладев 3-4 приемами в партере переходят к освоению приемов в стойке. В дальнейшем изучение приемов в стойке чередуется с изучением приемов в партере. Чередуют приемы по мере их усвоения.
Последовательность их изучения тренер определяет в зависимости от подготовленности занимающихся. Для лучшего усвоения материал следует систематически повторять. Это относится и к борцам совершенствующим свое спортивное мастерство по индивидуальным планам.
После того как прием или группа похожих приемов будет хорошо усвоена изучают защиты и контрприемы. Комбинации разучивают после составляющих их приемов. Часть комбинаций может осваиваться в последующие годы, это относится к борцам, которые претендуют на перевод в другие группы.
Нагрузки в тренировочных занятиях можно повышать только на основе тщательных наблюдений за ходом тренировочного процесса совместно с врачом и с учетом самочувствия тренирующегося. Занятия в спортивном зале необходимо сочетать с занятиями на воздухе (легкая атлетика, спортивные игры и др. виды спорта). Кроме специальных занятий по физической подготовке, рекомендуется в теплое время года проводить на воздухе подготовительную часть урока или урок по борьбе в целом.
В оздоровительной группе соревнований по борьбе проводить не рекомендуется. Для них проводятся соревнования по общей и специальной физической подготовке и испытания по пройденному материалу.
Для обеспечения круглогодичных учебно-тренировочных занятий и активного отдыха учащихся в период зимних и летних каникул организуются спортивнооздоровительные лагеря.
Учебно-тренировочные занятия по борьбе и общей физической подготовке проводятся в форме урока, который состоит из 4-х частей.
Вводная часть (5 мин.). Задачи: организация группы, объяснение задач и содержания урока, подготовка группы к предстоящей работе. Средства: построение и проверка состава группы, повороты на месте и в движении, разновидности ходьбы, бег, упражнения на внимание, построение для проведения следующей части урока.
Подготовительная часть (20 мин.). Задачи: развитие физических качеств, повышение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой системы, подготовка организма к основной части урока.
Средства: гимнастические упражнения без снарядов, прикладные упражнения, подвижные игры и эстафеты, упражнения со снарядами (гантели, гимнастические палки, набивные мячи, скакалки и др.), парные упражнения, упражнения с сопротивлением, акробатика, упражнения на гимнастических снарядах (гимнастической стенке, скамейке, канате и т.д.), специальные упражнения (броски чучела, имитация приемов, повороты партнера боком (спиной), повороты спиной к партнеру, отрывы партнера от ковра и др.). Специальные упражнения включаются в каждый урок.
Основная часть (55 мин.). Задачи: изучение и совершенствование техники и тактики борьбы, развитие физических и волевых качеств борца, повышение его тренированности.
Средства: специальные упражнения и имитация различных действий борца, упражнения с манекеном, изучение и совершенствование техники и тактики борьбы с партнерами, учебно-тренировочные и тренировочные схватки.
В этой части могут также применяться средства, используемые в подготовительной части урока.
Заключительная часть (10 мин.). Задачи: постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние. Подведение итогов тренировки.
Средства: спокойная ходьба, упражнения на расслабление, строевые упражнения, упражнение на внимание, спокойные игры.
При подготовке к соревнованиям урок может состоять из трех частей: подготовительной части (разминка), основной и заключительной. При приеме в спортивно-оздоровительную группу:
1.Иметь необходимый медицинский допуск для занятий борьбой в спортивно оздоровительных группах.
2.Выполнить контрольные нормативы по физической подготовке.
Примечание
1. Для борцов наилегчайшего, легчайшего, полутяжелого и тяжелого веса отдельные нормативы могут быть снижены на 20 %.
2. Решением педагогического совета отдельные нормативы могут быть заменены, но направленность их должна оставаться той же.
4. Воспитательная и психологическая подготовка
Цель воспитательной работы – формирование всесторонне развитой гармонической, творческой личности воспитанников на основе формирования физической культуры и организации педагогической поддержки. Задачи решаемые в процессе воспитательной деятельности тренера: воспитание стойкого интереса и целеустремленности в занятиях греко-римской борьбой, настойчивости, трудолюбия, чувства прекрасного; формирование физической культуры и установки на здоровый образ жизни; привитие необходимых гигиенических навыков, дисциплинированности.
Воспитательная работа проводится в соответствии с планом, утвержденным директором спортивной школы, в процессе учебно-тренировочных занятий, выездов в другие города, летних лагерных сборов, оздоровительных и других мероприятий. Цели деятельности в физическом воспитании детей, занимающихся борьбой, объединяются общей направленностью: формирование потребности на занятиях в физических упражнениях, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и этическое развитие. Воспитательная работа способствует индивидуализации воспитанников в коллективе, активном усвоении и воспроизведении знаний, умений и двигательных действий, приобретаемых учащимися в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта в физкультурно-спортивной деятельности. К воспитательной работе относится также и работа с родителями.
К воспитательным средствам относятся: личный пример и педагогическое мастерство тренера; высокая организация учебно-тренировочного процесса; атмосфера трудолюбия взаимопомощи, творчества; формирование дружного коллектива; система морального стимулирования, повышение мотивации; наставничество опытных спортсменов.
Основные воспитательные мероприятия: торжественный прием вновь поступающих; проводы выпускников; просмотр соревнований, их обсуждение; соревновательная деятельность учащихся и ее анализ; регулярное подведение итогов спортивной деятельности: проведение тематических праздников; встречи со знаменитыми спортсменами; экскурсии, культпоходы в театр, на выставки; тематические выставки и беседы; трудовые сборы и субботники; оформление стендов, стенгазет, проведение Дней здоровья, выступление на различных городских, краевых мероприятиях, поздравление с днем рождения.
Рефлексия и анализ тренировки проводится сразу после тренировки в виде свечи, педагогический смысл которой - научить детей осмыслению тренировочной деятельности, привить навыки коллективного анализа, воспитать в них культуру общения, научить искусству разговора.
Никакая, даже самая насыщенная тренировка не принесет много пользы, если она со всех сторон, самым тщательным образом не оценена, не проанализирована, и из всего не сделано обобщающих выводов. Очень важно также правильно завершать тренировку на высоком эмоциональном уровне, используя приемы снятия психологического напряжения, а также упражнения на сплочение коллектива.
После выяснения особенностей и проблем ребенка, зная все положительное о нем, можно наметить пути, приемы и способы успешного взаимодействия с ним, помочь в его самореализации. Для этого педагог создает ему ситуацию успеха, которая является основным фактором личностного роста, так как успех ребенка - это источник его внутренних сил и энергии.
После тренировки важно проводить диагностику эмоционального состояния и настроения детей. Для диагностики можно использовать различные методики.
Задача воспитательных действий на тренировках направлена на то, чтобы обеспечить каждому ребенку самые благоприятные условия проявления его способностей и умений. Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые проявились в поступках ребенка, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и их осуждение. Поощрения стимулируют правильную линию в поведении, наказания тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и других отрицательных качеств. Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь детям осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.
Без системы этих мер педагогического воздействия вообще нельзя воспитывать, невозможно и развивать самовоспитание детей, их общественную активность. Продуманная система поощрений и наказаний помогает закалять человеческий характер, воспитывает человеческое достоинство, чувство ответственности. Но нельзя злоупотреблять как положительными, так и отрицательными оценками. Если возникает вопрос, с чего начинать, то начинать надо с похвалы. Опережающая похвала педагога - всегда несет в себе положительный воспитательный заряд - веру, намечает хорошую перспективу для личности. Вместе с этим надо проявлять осторожность и чувство меры при одобрениях, не следует чрезмерно хвалить ребенка. Методы поощрения могут быть моральные и материальные: к моральным относятся:
проявления доброты, внимания, заботы;
одобрительные обращения;
снисхождение (прощение);
проявления восхищения, радостного удивления
внушение уверенности;
похвала, раскрывающая основание оценки (Молодец, теперь всем будет комфортно); - проявление доверия;
поручение ответственных дел;
моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы; к материальным вознаграждениям можно отнести: - присуждение награды;
открытка, игрушка символ, бусинки, пуговки;
записка родителям;
лакомство;
грамота;
выдача «хваляшек» - наклейка или печать в дневнике борца с подписью за что (яркие наклейки намного приятнее, чем устное замечание или похвала);
присвоение звания (Самый аккуратный, дисциплинированный, внимательный и т.д.) с вручением отличительного знака;
также вводится система поощрений, номинации за определенный поступок или достижения: «За активную работу на тренировке», «За проявленное творчество», «За помощь тренеру или поддержку товарищей в группе».
Не менее значимы в практической педагогической деятельности наказания, к которым приходится прибегать в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. К методам наказания относятся:
проявление огорчения тренером;
ласковый упрек и намек;
«я-сообщение» - оглашение вслух собственного состояния и переживаний (Мне всегда стыдно, когда я вижу что вы не работаете или слышу грубые слова);
«ты-сообщение» - оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (Ты наверно очень расстроился, что потерял контроль над собой);
«естественное последствие» как логически развернутая неизбежность обстоятельств
(сдвинул ковер - поправь);
возложение оценочных полномочий (Как ты расцениваешь свои действия);
оттянутая во времени оценка (Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя);
выдача «ругашек» - наклейка, картинка или печать в дневнике борца с подписью за что (устное замечание, а тем более разговор на повышенных тонах портят настроение коллектива в целом, а «ругашка» заставляет задуматься только адресата и не касается остальных членов коллектива);
Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы. Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности ребенка, и наоборот, успешный личностный рост ребенка есть стимул для развития и формирования личности педагога.
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка детей в спортивно-оздоровительных группах выступает как воспитательный и самовоспитательный процесс. Центральной фигурой этого процесса является тренер-педагог, который не ограничивает свои воспитательные функции лишь руководством поведения спортсменов во время тренировочных занятий и соревнований. Успешность воспитания юных спортсменов во многом определяется способностью тренера повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания.
5. Условия реализации программы
Для успешной реализации данной программы необходимы:
- кадровое обеспечение;
- гигиенические показания к проведению занятий:
светлое проветриваемое помещение с деревянным полом, раздевалки с туалетами и душевыми, специальное покрытие на пол (борцовский ковер)
- материально-техническое оборудование.
6. Ожидаемые результаты
- Укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности занимающихся.
- Формирование ценного отношения к здоровому образу жизни и потребности в систематических занятиях Греко-римской борьбой.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



15