Конспект урока русского языка по теме: Спряжение глаголов


Предмет: русский язык
Класс: 4-а
УМК: «Начальная школа 21 века». Иванов С.В. «Русский язык. 4 класс»
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 108-110. - М: Вентана-Граф, 2010 г.;
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
алгоритм определения спряжения глаголов.
Ход урока
Оргмомент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Запись числа в рабочей тетради, чистописание.
- Прописываем соединения букв.
-запишем слова:прилечь, владеешь, учишься
-Что общего в этих словах?
3. Словарная работа. (задание на интерактивной доске)
Выписать из первой группы слов только ту строчку, в словах которой пропущена буква о, из второй группы выписываем только ту строчку в словах которой пропущена буква а.
Проверка
4. Актуализация опорных знаний.
- О какой части речи идёт речь? Эта часть речи может быть совершенного и несовершенного вида. (Глагол)
- Что вы знаете о глаголе? Составим рассказ о глаголе.
( Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы изменяются по лицам и числам.)
- Тему урока вы узнаете, если правильно впишем слова в таблицу.
Слайд 1. Поставьте данные глаголы в начальную форму
Прошу
Терплю
Соберу
Пойму
Бегу
Тру
Подниму
Ловлю
Берегу
- В какой форме даны глаголы?
( Это глаголы 1-ого лица, ед. ч.)
- Назовите вид каждого глагола
(Соберу, пойму, подниму-совершенный вид.)
( Прошу, бегу, тру, ловлю, берегу, терплю-несовершенный вид.)
- Вид глагола – это постоянный признак.
- Изменится ли вид глагола при образовании начальной формы?
( Нет, не изменится.)
- При выполнении данного задания это нужно учесть.

Слайд 2 Дети называют получившиеся слова. На экране по щелчку появляются эти слова.
-Теперь назовите тему нашего урока
Д. – Спряжение.
- С какой частью речи работали в упражнении? (с глаголом)
Как правильно будет звучать тема нашего урока? (Спряжение глаголов)
На какой вопрос мы должныбудем ответить в процессе нашего урока?
(Что такое спряжение глаголов?)
5) Открытие правила.
- Глаголы печь, лежать.
-Измените глаголы по лицам и числам. (по вариантам)
(два ученика у доски), выделите окончания.
Проверка: ед. ч.
1 лицо я пеку лежу
2 лицо ты печёшь лежишь
3 лицо он печёт лежит мн. ч
1 лицо мы печём лежим
2 лицо вы печёте лежите
3 лицо они пекут лежат
- Как изменяли глаголы? ( По лицам и числам)
- Что у них менялось? (Окончание)
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Слайд 3 - Значит что такое спряжение?(Изменение глаголов по лицам и числам)
(правило в учебнике с. 122)
- Значит «проспрягать глагол» – это изменить его по лицам и числам
Слайд 4 ед. ч.
1 лицо я пеку лежу
2 лицо ты печёшь лежишь
3 лицо он печёт лежит мн. ч
1 лицо мы печём лежим
2 лицо вы печёте лежите
3 лицо они пекут лежат
- Давайте сравним окончания глаголов в каждом лице. Что вы заметили?
(У глаголов одного лица окончания разные.)
- Хорошо если окончание ударное, тогда нет сомнений в его написании. На какие 2 группы можно разделить глаголы в зависимости от личных окончаний?
(1 группа – глаголы с окончаниями –ешь, -ет, -ем, -ете, -ут.
2 группа - глаголы с окончаниями –ишь, -ит, -им, -ите, -ат.)
- Замечательное открытие вы сделали.
Слайд 5 Любой глагол в личной форме будет иметь определенные окончания: либо такие как в 1 группе, либо окончания как во второй группе
Если у глагола личные окончания
-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют),
то это глаголы 1 спряжения.
Если у глагола личные окончания
-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят),
то это глаголы 2 спряжения.
6) Работа с использованием нового правила.
- А сейчас вы поучитесь применять это правило, выполнив следующее задание. Слайд 6
Прочитайте предложения.
Зима идёт.
Звери спят.
Щёки горят.
Собака воет.
- Назовите предложения глаголы в которых употребили в переносном значении.
-Как называется этот прием когда переносятся качества живых существ на неживые? ( олицетворение)
Задание выполняется устно. Дети читают предложения, которые у них получились.
- Какие это предложения - распространённые или нераспространённые? Почему?
( Предложения нераспространённые, так как в них отсутствуют второстепенные члены предложения).
- Дополните предложения второстепенными членами и прочитайте их.
Дети проговаривают свои варианты.
Выпишите только глаголы, выделите окончания, определите спряжение
Один ученик у доски подробно объясняет.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7) Работа в парах. С. 121 упр.1
Запишите глаголы в два столбика:
глаголы 1-го спряжения
глаголы 2-го спряжения

Ведём, жгут, говорят, льют, смотрят, рассказываете, читаешь, несёте, крикнут, дарим, кормят, любим, слушаешь, уважают, получаете, изучим.

Дети комментируют друг другу: ведём – окончание –ём, это глагол 1спряжения; и т. д.
Слайд 6 - Проверим, как справились с этим заданием. Поставьте плюсики если без ошибок, одна-две плюсминус, три и больше-минус

Дети проверяют, находят и объясняют ошибки, если они есть.

8) Самостоятельная работа.
- А кто из вас лучше всех усвоил новую тему, покажет самостоятельная работа.
- На карточках «Самостоятельная работа», по выбору (разноуровневые карточки)
1 вариант
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)

ползти -
молчать -
нести -
кричать –
лечь –
2 вариант
Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч. Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
- Проверьте себя.
Слайд 7
1вариант 2 вариант
- ползёшь, ползут(1спр.) - ползёт, ползут(1спр.)
- молчишь, молчат (2спр.) - молчит, молчат (2спр.)
- несёшь, несут (1спр.) - несёт, несут (1спр.)
- кричишь, кричат (2спр.) - кричит, кричат (2спр.)
- ляжешь, лягут (1спр.)
- Оцените себя.
Рефлексия Слайд 8
Закончи предложения:
Мне было интересно….
Я узнал новое……
Было трудно…..
Домашнее задание.
Слайд 9-Для закрепления полученных знаний, выполните
упр.3 или упр.2(посложнее), стр. 122, при его выполнении
обратите внимание на информацию на стр. 121
с.122 выучить правило .
Урок окончен.
Образуйте от данных глаголов глаголы 2 л. ед.ч. и 3л. мн.ч. Определите спряжение.
Образец: говорить – говоришь, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –
лечь –
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Образуй от данных глаголов глаголы 3 л. ед.ч. и мн.ч.
Определи спряжение.
Образец: говорить – говорит, говорят (2спр.)
ползти –
молчать –
нести –
кричать –