Презентация на тему Организация исследовательской деятельности на уроках химии в рамках реализации ФГОС


Организация исследовательской деятельности на уроках химии в рамках реализации ФГОСХрамова Наталья Владимировнаучитель химии МБОУ «СОШ №71»г.Дзержинска Нижегородской области Требования в ФГОССовременное образование ориентировано на развитие личности обучающегося, готовности его к саморазвитию и непрерывному образованию, на основе мотивации к обучению и познанию, построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. Развития личности через формирование у ученика универсальных учебных действий, среди которых выделяется блок познавательной направленности, включающий в себя универсальные общеучебные действия. Концепция модернизации Российского образования определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным потребностям личности, общества. Виды деятельности,позволяющие реализовать ключевые компетентности «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» Б.Шоу «Я слышу – и забываю, Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю». Конфуций Исследовательская деятельность – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование, основанное на выполнении учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством специалиста Цель исследовательской деятельности – развитие личности, приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний. Учебно-исследовательская деятельность способствует:•  расширению и актуализации у учащихся знаний по предметам школьной программы, развитию у них интереса к изучаемым дисциплинам, а также представлений о межпредметных связях;•    развитию интеллектуальной инициативы школьников в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;•    созданию предпосылок для развития у учащихся научного образа мышления;•    освоению ими творческого подхода к любому виду деятельности;•    обучению использовать в своей деятельности информационные технологии, а также другие средства коммуникации;•    формированию в учреждении образования развивающей образовательной среды для ребёнка;•    профессиональному самоопределению учащихся;•    получению ими предпрофеесиональной подготовки;•    содержательной организации свободного времени детей. Этапы общенаучной деятельности:•    постановка цели эксперимента, определяющая, какой результат намерен получить экспериментатор в ходе исследования;•    формулировка и обоснование гипо­тезы, которую можно положить в осно­ву эксперимента. Гипотеза — это совокупность теоретических положений, ис­тинность которых подлежит проверке;•    планирование эксперимента, которое проходит в следующей последо­вательности: 1) составление плана проведения эксперимента и при необходимости изображение конструкции прибора; продумывание работы после оконча­ния эксперимента (утилизация реактивов, особенности мытья посуды и т. д.); 2) отбор лабораторного оборудования и реактивов; 3) выявление источника опасности (описание мер предосторож­ности при выполнении эксперимента); 4) выбор формы оформления результатов эксперимента;•    осуществление эксперимента, фиксация наблюдений и измерений;•  анализ, обработка и объяснение результатов эксперимента, которые предусматривают: 1) математическую обработку результатов эксперимента (при необходимости); 2) сравнение результатов эксперимента с гипотезой; 3) объяснение протекающих процессов в экспе­рименте; 4) формулировку выводов;•    рефлексия — осознание и оценка эксперимента на основе сопоставления цели и результатов, в ходе которого не­обходимо выяснить, все ли операции по выполнению эксперимента были ус­пешными. Виды заданийТворческиеМыслительный экспериментМоделированиеПроблемные Уровень урока-исследованияДеятельность учителяДеятельность учащихсяУрок«Образец исследования»На доске обязательно пишет названия основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Даёт готовый алгоритм исследовательской работы. Ведёт учебный процесс, используя термины «проблема», «гипотеза», «подтверждение гипотезы», «вывод». Использует вопросы: в чём проблема? Каковы этапы деятельности исследования? Что такое гипотеза? Какое можно выдви­нуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, предложенному учи­телем. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске Уровень урока-исследованияДеятельность учителяДеятельность учащихсяУрок«Исследование»На доске может записать названия этапов исследовательской деятельности (при необходимости). Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию темы и цели исследования. Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов «гипотеза», «проверка гипотезы», «интерпретация данных» и т. д. Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности (при необходимости). Использует вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор?Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем или экспертом. Получают подтверждение правильности выполнения на каждом этапе работы Уровень урока-исследованияДеятельность учителяДеятельность учащихсяУрок «Собственно исследование»Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создаёт условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим ма­териалом, организует индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группах или в парах. Использует вопросы: ясна ли цель работы? Всё ли понятно в выданных материалах? На каком этапе работы находитесь? Уло­житесь ли по времени? Каков итог урока? Оценивает результаты в конце урокаФормулируют проблему. Планируют и проводят ис­следовательскую деятельность самостоятельно, без помощи и консультации учителя или эксперта №НазваниеФизические свойстваХимические свойствап/пвеществаАгрегатное состояниеЦветПлот­ность, г/см3Тпл., °CРаство­римость в водеОтноше­ниек нагреваниюДействиесолянойкислотыКонцентрированная серная кислота1          № п/пНазвание веществаФизические свойстваХимические свойстваАгрегатное состояниеЦветПлот­ность, г/см3Тпл,°СРаство­римость в водеОтноше­ние к нагреваниюДействие соляной кислотыКонцентриро­ванная серная кислота1ВодаЖид.Бес­цвет­ная1,00 Испаряет­ся, состав не меня­етсяРаство­ряетсяРастворяется2МелТв.Белый2,71Разла­гаетсяНетИзмене­ний не видноОбразу­ется газОбразуется газ3СодаТв.Белая2,20Разла­гаетсяДаОбразует­ся газ, во­да, ТВОбразу­ется газОбразуется газ4Поваренная сольТв.Белая2,16Высо­каяДаНе изме­няетсяНе дейст­вуетОбразуется газ, сильный запах «Для всякой уважающей себя страны есть три привилегированные статьи. На первое место я ставлю здравоохранение, потому что прежде всего человек дол­жен быть физически здоров. На второе — образование, потому что необразованному человеку не то что в XXI веке, но и в прошлом веке делать было нечего. И на третье место я поставлю науку, потому что именно наука определяет будущее человечества...». Нобелевский лауреат, Ж. И. Алфёров