Диагностическое пособие школьного логопеда по выявлению дисграфии

Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 1-го класса (конец обучения)
Задание №1
Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:
антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.
Задание №2
Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.
Задание №3
Запишите по памяти:
Десять мальчиков живут в одном чуланчике. (предложение повторяется только один раз)
Задание №4
К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:
Ветер __________ Вода ___________ Река ___________ Солнце _________
Задание №5
Диктант:
«Весна пришла»
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.
Задание №6
Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:
дом, картина, шум, кукла.
Из записанных вами звуков должно получиться слово.
Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (начало обучения)
Задание №1
Составьте слово из предложенных букв:
АЛПАК
Задание №2
Запишите следующие слова в столбик под диктовку:
уголь мальчик ёлка маяк
Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.
Задание №3
Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.
Задание №4
Послушайте слова и запишите только названия ягод:
малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.
Задание №5
Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.
Задание №6
Диктант:
«Наши собаки»
У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.
Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 2-го класса (конец обучения)
Задание №1
Запишите следующие слова в столбик под диктовку:
болезнь наводнение покрошить носатый родители
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.
Задание №2
Запишите следующие слова в строчку под диктовку:
огурчик, чайка, тетрадь.
Разделите их на слоги вертикальной чертой.
Задание №3
Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)
Задание №4
Составьте звуковые схемы к словам:
ЯЗЫК, ЕГОРКА
Задание №5
Диктант:
«Весна»
Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.
Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 3-го класса (начало обучения)
Задание №1
Запишите слова, которые я назову по звукам:
[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]
Задание №2
Запишите следующие слова в строчку под диктовку:
Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.
Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.
Задание №3
Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:
Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.
Задание №4
Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)
Задание №5
Диктант:
«Зайчик и белочка»
Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.
Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 3-го класса (конец обучения)
Задание №1
Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.
Задание №2
Запишите следующие слова в столбик под диктовку:
боец певец продавец сталевар лесник помощник лекарь
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.
Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.
Задание №3
Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.
Задание №5
Диктант:
«Сова»
хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.
Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.
Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 4-го класса (начало обучения)
Задание №1
Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:
бежит бьет идет
При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.
Задание №2
Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:
радость грусть прелесть красота дружба
Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.
Задание №3
Диктант:
«Птичьи дома»
Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.
Задание №4
Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.
Диагностическая логопедическая работа для выявления нарушений письма у учащихся 4-го класса (конец обучения)
Задание №1
Запишите под диктовку 2 слова в столбик:
полоса сторожевой
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.
Задание №2
Запишите под диктовку только существительные с предлогом:
подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой
Определите их падеж.
Задание №3
Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:
В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
В названии какой страны пишется две буквы С?
Задание №4
Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:
Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.
Задание №5
Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.
Задание №6
Диктант:
«Загадки леса»
Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.
Список использованной литературы:
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. М.: экзамен, 2012.
Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.

15