Кнспект урока по окружающему миру по теме Пётр Великий


МБОУ Ирбинская СОШ № 6
Путинцева Галина Алефтиновна учитель начальных классов первая категория
Урок окружающего мира
4 класс по теме: « Пётр Великий»

Цель урока:
Создать образ царя Петра 1 и вскрыть причины, определяющие его непохожесть на своих предшественников;
определить ценность преобразований Петра 1 .
Задачи урока.
.
1..Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование активной позиции сотрудничества со сверстниками;
- формирование внутренней положительной мотивации к предмету – окружающий мир;
- воспитывать чувство любви и интереса к истории России.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения выделять и формулировать познавательные цели;
- формировать у уч-ся умение подбирать и систематизировать необходимую информацию;
- развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать проблемы;
- продолжить работу по формированию умений устанавливать партнерские отношения;
- умения планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;
-планировать учебное сотрудничество со сверстниками при работе в группе— определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
- развитие умения слушать и понимать устную речь других, формулировать и аргументировать собственное мнение.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знать о преобразованиях Петра 1,связанных с его правлением;
- умение работать с текстом, выделять главную мысль и тему текста, составлять план прочитанного.
Оборудование.
Мультимедийная презентацией «Пётр Первый», листы сопровождения и достижений уч-ся, на доске – учебные задачи урока, правила работы в группах, карточки с опорными текстами, словарь Ожегова, Даля, учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Цель Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
Психологический настрой на урок
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбку и пожелайте удачи друг другу и мне. Мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру
Мотивирует учащихся на работу.
Приветствуют учителя.
Дети, с помощью сигнальных карточек показывают свое настроение (зеленая или красная ).
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность
2.Актуализация знаний.
Повторение изученного ранее материала. - А чтобы узнавать новое, нужно не забывать и хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.
1.Проверка домашнего задания .
(тест с взаимопроверкой по эталону) Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.
Отвечают на вопросы теста
Регулятивные:
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
Проверить знания по изученным темам.
2. На доске карточки с именами исторических деятелей: Олег, Ярослав, Дмитрий, Иван, Александр, Иван, Владимир, Иван
- Как называли в народе этих князей?
Вещий Олег
Ярослав Мудрый
Дмитрий Донской
Иван Калита
Александр Невский
Иван Дальновидный
Владимир Красное Солнышко
Иван Грозный
- Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?
Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.
Выводит ответы с помощью проектора на экран. Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.
Познавательные:
Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)
Коммуникативные:
Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
- Каждый князь внес свой вклад в развитие Российского государства.
3.Знакомство с темой урока. Постановка проблемного вопроса урока.
-Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.
Согласовать цель и тему урока.
Каждый человек сыграл свою роль в истории государства. Сегодня мы поговорим еще об одном человеке, который сыграл большую роль в развитии Российского государства.
«Яркое пятно»
Время катится вперёд,
Новый век опять грядёт.
Царь совсем уже другой:
Худ, высок, на вид простой,
Он и гвоздь умеет вбить,
Строить корабли и пушки лить.
Кто же это? Организовывает
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Познавательные: формирование умения работать с информацией.
Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
-Ребята, как вы думаете, о ком идёт речь? Вы знаете имя этого царя?
А кто из Вас знает, какое прозвище получил Пётр Первый от своих современников?
Слайд № 1. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.
Познавательные:
уметь проводить сравнение по заданным критериям.
Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
-Ребята, а чтобы вы хотели узнать об этом человеке?
- Почему Пётр получил прозви-ще Великий? Организует формулирование учащимися вопросов для изучения личности Петра первого.
Уточняет понимание учащимися поставленной темы и
целей урока.
Вопросы учащихся.
( записи вопросов появляются на доске).
Формулируют главный вопрос урока .
Коммуникативные: формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения.
Вступление в сочетательный диалог, умение четко выражать свою точку зрения, умение слушать и слышать других.
Регулятивные:
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
-Ребята, а что Вы уже знаете об этом необычной царе?
Таблица «Верные – неверные утверждения»
( приложение № 1)
Обсуждение, хватило ли имеющихся у ребят знаний, чтобы однозначно оценить высказывания.
Вывод: необходима дополнительная информация. Организует индивидуальную работу учащихся с таблицей.
Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся.
Устанавливают, верны ли данные в таблице утверждения.
Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний. Личностные:
возникает положительная мотивация к дальнейшей учебной деятельности
Познавательные:
выявляют эффективные способы решения учебной задачи
Регулятивные:
выполняют учебное задание в соответствии с целью; планируют свою дальнейшую познавательную деятельность
4. Первичное усвоение новых знаний
1.Актуализировать уже имеющиеся у детей знания по теме урока.
2.Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Как бы необычно ни выглядел Пётр, он был законным наследником царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Появление на свет Петра связано с таинственным предсказанием. Два монаха по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что именно он один из всех детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. В ночь на 30 мая 1672 года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Наутро радостно звонили колокола и люди говорили, что царский сын будет Великим человеком, ибо сам Бог приветствует его появление на свет новой звездой.
Малышу – царевичу ещё не успели дать имя, а уже вся Россия праздновала его появление на свет. Царевича не случайно нарекли Петром. В день крещения царевиче был праздник святых – Петра и Павла, поэтому малыша назвали в честь первого ученика Иисуса Христа- апостола Петра. Все понравилось это имя, ведь в переводе с греческого оно обозначает «камень».
Организует беседу, помогает сделать вывод. Слушают рассказ учителя и подготовленных учащихся, вступают в диалог с учителем. Регулятивные :
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Познавательные :
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием;
Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
Коммуникативные :
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
Индивидуальная работа с текстом № 1.
(приложение № 2)
Организует индивидуальную работу учащихся с текстом. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Предметные:
получение новых знаний по теме урока
Познавательные:
систематизируют и анализируют информацию
Регулятивные:
выполняют учебное задание в соответствии с целью
Слайд № 2
Потешные полки Петра Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра «потешными» сражениями.
(приложение № 4)
Подготовленный ученик рассказывает об увлечении Петра кораблестроением.
(приложение № 5)
Слайд № 3 Ботик Петра

- Ребята, а вы хотите увидеть и своими руками собрать ботик Петра?
Давайте и мы с Вами попробуем построить потешный кораблик маленького Петра. Напоминает обучающимся, как надо работать в группе
Вспоминают правила работы в группе.
Работа в группах.( собирают пазлы кораблика) Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли.
В 1689 году Пётр устраняет от власти сестру – соперницу и в 17-летнем возрасте занимает трон государства Российского.
Наверно всем интересно – а как же проходит день русского царя?
А может кто-нибудь это уже знает?
( приложение № 6) Организует индивидуальную работу учащихся с текстом таблицей. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся. Работают с текстом-таблицей, размечают специальными знаками текст.( используется приём «Инсерт» )
В тексте по мере чтения дети ставят значки:
- уже знал
+ - новое
- думал по- другому
?! – вопрос, эмоциональный отклик Предметные:
получение новых знаний по теме урока
Регулятивные:
-выдвижение гипотез;
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
-учет позиции других учеников.
-Вот какой царь занял престол! Как вы можете его охарактери-зовать?
Познавательные:
-выстраивание логичес-кой цепи рассуждений;
-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации
- Молодой царь хорошо понимал, что нужно выводить Россию из отсталости, строить города, заводы, фабрики. Необходимо было вернуть России земли на берегах Балтийского моря, захваченные шведами. Для этого нужны образованные люди. На личной печати Петр вырезал « Я в учении нуждаюсь и в учителях».
Слайд № 4
Пётр в Голландии.
Ученик 3.

В Голландском городке Заандаме, на верфи, где строились морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна. Когда строгий мастер окликнул его: « Эй, плотник Питер, иди сюда!», он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказания. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Петр Михайлов – на самом деле русский царь Петр Ι.
5. Первичное закрепление изученного материала.
1) Во сколько лет был провозглашён Пётр царём?
2) Как назывался полк, набранный для военной игры?
3) Кем трудился молодой Пётр Ι на верфях Голландии и Амстердама?
4) Сколько специальностей освоил Пётр Ι?
Организует опрос учащихся Дети ведут сочетательный диалог с учителем.
Познавательные:
-выполнение универ-сальных логических действий (сравнение, анализ, синтез)
Коммуникативные:
умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее.
6.Физкультминутка(экран)
Одно из преобразований Петра – введение нового календаря. Новый год стал отмечаться 1 января. В преддверии этого праздника мы выполним новогоднюю физкультминутку. 7. Первичное усвоение новых знаний( продолжение)
Слайд №5
- Ребята, посмотрите на «реку времени».Что произошло с течением «реки времени» ?
-Почему она сделала такой резкий поворот?
-Произошло что-то важное для истории России.
Благодаря преобразованиям Петра 1 Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе!
- Как вы понимаете слово «преобразование»? Ставит перед учащимися проблему, помогает найти пути решения этой проблемы. Работают со словарём и узнают трактовку слова «преобразование». Регулятивные :
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
Познавательные :
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Предметные:
Умение работать со словарями.
-Знаем ли мы, какие преобразования сделал Пётр Первый? Выслушивает ответы учащихся, корректирует их ответы, заносит в таблицу правильные варианты ответов. Вступают в сочетательный диалог с учителем. -Конечно, ребята, вы назвали совсем немного из того. Что сделал для России Пётр.
Работа в группах с текстом.
(приложение № 7).
1 группа- расскажет о преобразованиях в обыденной жизни людей России;
2 группа - расскажет о создании российского флота и об изменениях в российской армии;
3 группа – просвещение и образование при Петре 1;
4 группа – расскажет о строительстве новых городов в России.
Организует и контролирует работу учащихся в группе. Работают с текстом, анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте.
Работают в группе, обмениваются информацией, дополняют ответы других.
Готовят презентацию коллективной работы.
Предметные:
получение новых знаний по теме урока
Познавательные:
систематизируют и анализируют информацию;
строят монологическое высказывание с опорой на ключевые слова
Регулятивные:
выполняют учебное задание в соответствии с целью
Коммуникативные:
вступают в учебное взаимодействие с учителем и участниками группы
Учитель в течение этапа
работы групп выступает
наблюдателем, помощни-ком,
координатором действий .
Один, два человека из каждой группы, опираясь на ключевые слова, озвучивают свою презентацию. В случае затруднения выступающих, им помогают ребята из группы.
Участники из других групп могут задавать вопросы. Личностные:
Формирование уважения к иному мнению
Познавательные:
развитие операций мышления, поиск и выделение информации.
Коммуникативные: формирование умения осуществлять выбор,
формирование умения работать в парах.
Познавательные:
смысловое чтение, осознанное построение устного речевого высказывания.
8.Обобщение и систематизация материала в ходе активного взаимодействия учителя с учащимися.
1.Оценить, как изменились знания по теме
2.Осознать свои действия, выполняемые для достижения целей урока
3.Оценить собственную учебную деятельность На этом этапе урока ребята отвечают на главный вопрос урока
-Можно ли Петра назвать Великим?
-Почему?
-Какие реформы Петра Ι вошли в историю?
Организует работу учащихся в парах, группе, помогает сделать выводы по таблице, сформулировать ответ на главный вопрос. На это этапе учащиеся возвращаются к таблице «Верные – неверные утверждения» и оценивают достоверность высказываний, используя полученную на уроке информацию. Обсуждают свои решения в группах.
Обсуждение, что понравилось, вызвало затруднения, удивило. Познавательные:
систематизируют и анализируют информацию
Регулятивные:
оценивают собственную учебную деятельность
9.Итог урока. Домашняя работа.
Дать качественную оценку работы на уроке. - Давайте подведем итог нашей работы.
У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.
– Назовите главные слова нашего урока.
( синквейн)
Учитель подводит итоги работы на уроке, помогает учащимся сделать вывод .
Чтение синквейна.
Возможный вариант синквейна .
Пётр I
неутомимый, волевой
Трудился, постигал, добивался.
Быть русскому флоту! Коммуникативные :
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;
Умение формулировать точку зрения;
Умение аргументиро-вать свою точку зрения .
Познавательные:
умение обобщать информацию
10.Рефлексия.
Дать эмоциональную оценку работы на уроке. - Какие у вас личные впечатления от работы на уроке?
- Оцените свою работу? Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным?
- Возьмите в конверте жетоны и покажите на шкале самооценки степень вашей активности и удовлетворенности работой на уроке.
- Спасибо за работу, мне было с вами очень интересно.
Организует диалог с учащимися.
Помогает учащимся найти подходящие суждения и оценить свою работу так, чтобы стало понятно, вы достигли цели поставленной в начале урока или нет. Высказывают свои суждения, доказывают точку зрения. Оценка эмоционального состояния на занятии.
Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Анализируют и осмысливают, проговаривают (фиксируют) свои достижения. Личностные :
Самооценка на основе успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные: Умение выражать свои мысли
Познавательные:
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные :
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Приложение № 1
Утверждения До После
чтения текста
Петр 1 был из рода Рюриковичей. Петр 1 с детства обучался военному делу. При Петре 1 служба в армии стала пожизненной. Петр 1, отправившись учиться строить корабли в Голландию, работал плотником на корабельных верфях. При Петре 1 была проведена перепись населения. Петр 1 издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться. Петр 1 открыл первую библиотеку для бесплатного пользования. До начала царствования Петра 1 в России был мощный военный и торговый флот. Россия могла одерживать победы в морских сражениях. Приложение № 2.
После смерти своего старшего брата царём был провозглашён Пётр. Но так ему было всего 10 лет, то власть перешла в руки его старшей сестры Софьи. Она была дочерью царя Алексея Михайловича от первого брака. Софья была властной, умной и очень честолюбивой женщиной.
Итак, государством российским реально стала управлять Софья, так как Пётр был……………………………………….. .
Подумайте и выберите правильный вариант развития последующих событий:
Софья стала управлять государством, во всем советуясь со своей мачехой, матерью Петра.
Софья стала управлять единолично, а Пётр с матерью были удалены подальше от Кремля.
Приложение № 3.
Ученик 1.
С 1683 года в селе Преображенском под Москвой шла военная игра. Из своих сверстников юный царь образовал «потешные полки». В 1686 году в числе «потешных» солдат оказался и сын конюха Александр Меньшиков, будущий ближайший друг Петра. На реке Яузе была построена «потешная крепость» Пресбург – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Иностранные офицеры обучали Петра и его солдат артиллерийской науке.
Со временем потеха превратилась во всестороннюю воинскую подготовку с освоением оружия и приемов боя, «потешные полки» - в грозную силу и верную опору юного царя. С них и началась новая регулярная армия.
Приложение № 4.
Ученик 2.
Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами рассматривал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Петр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили паруса, Петр постигал премудрости новой потехи. Много прошло времени, пока освоил царь все премудрости парусной науки. Потом строить корабли научился. Рано понял Петр, что России нужен свой военно-морской флот, нужны офицеры и матросы, кораблестроители. 20 октября 1696 года Боярская Дум( (высший совещательный орган государства) вынесла решение : « Морским судам быть». Эту дату считают днем рождения российского военно-морского флота. А «дедушка русского флота» жив и по сей день и хранится в музее.
Приложение № 5.
День Петра был крайне насыщен делами. Вставал он рано, до рассвета, и в 3-4 часа утра уже приветствовал министров.
Обсудив множество дел, Пётр часто отправлялся в токарную мастерскую, где около часа вытачивал фигуры довольно сложной формы.
Около 11 часов Пётр обедал. Ел он всегда с большой охотой и очень много, имея богатырский аппетит. За столом долго не засиживался. Блюда были самые простые, но особенно любил Пётр студень.
После обеда Пётр отдыхал часок – другой. После сна Пётр Алексеевич любил нагрянуть куда-нибудь на стройку, корабельную верфь, сам поработать на верфи плотником.
Вечером же Пётр делал визиты (иногда к простым матросам) или сам приглашал гостей. Возвращался Пётр к себе очень рано и ложился спать. «Делу время, потехе - час» - напоминал Пётр окружающим.
Государь не любил роскоши. Одно платье он носил по году, простой суконный кафтан по два года. Нередко ходил в чулках, зашитых его супругой.
Пётр был первым русским царём, который покинул пределы России и посетил ряд стран – Голландию, Англию, Австрию. То, что увидел Пётр за границей настолько его поразило, что он решил: надо скопировать западные страны и тогда в России будет так же, как и в Европе. Наивно? Может быть, но именно эта мысль заставила Петра начать реформы, которые дали новый импульс нашей стране.
Приложение № 6
1 группа.
У наших предков были золотые кафтаны, дорогие шубы, длинные бороды. Этим они отличались от европейцев. Вскоре царь издает указ о том, что все дворяне и военные люди должны брить бороду, носить новое платье, похожее на платье немцев и голландцев.
- Много ли наработаешь в кафтанах с длинными рукавами? – думал царь и собственноручно отрезал рукава от кафтанов у нескольких уважаемых бояр.
Петр был неумолим: он приказывал на улицах обрезать полы кафтанов у упрямцев и брать штрафы с не хотевших расстаться со своими бородами.
При Петре Ι завезли из Европы новые продукты: картофель, кофе. Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе. Картофель называли «чертовым яблоком» и заставляли крестьян выращивать силой. Не сразу поняли, что у картофеля едят клубни, а не ботву. Ботва оказалась горькой, да еще ядовитой. Женщины цветками картофеля украшали шляпки.
Со времен монголо-татарского ига женщины высшего общества жили взаперти в теремах, на улице появлялись с закрытыми лицами. Даже в церкви занимали особые места, где их никто не видел. Пётр издал закон, чтобы устраивать вечера или собрания у знатных людей, куда могли приходить и веселиться и мужчины, и женщины. Такие собрания назывались ассамблеями.
2 группа.
До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего. По берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда. Назывались они верфи.
«Морским судам быть» - эти слова принадлежат Петру. Понимая, что Россия отстала во многом от развитых государств, под видом урядника Петра Михайловича, Петр посетил ряд европейских стран, чтобы овладеть науками, ознакомиться с новинками техники и производства, постичь передовой опыт. Еще Петр I питал надежду, что ему удастся завербовать для работы в Россию заграничных мастеров, ученых и военных.
Вернувшись в Россию, он построил много кораблей. В России появился русский флот, а вскоре Петр вступил в войну с турками, взял крепость Азов и русский флот стал беспрепятственно плавать на Черном море.
Вскоре Петр обратился к Карлу XII – королю Швеции с просьбой продать земли при Финском заливе, которые ранее принадлежали России, т.к. шведы не пускали русских плавать по Неве через Балтийское море за границу, где они могли многому научиться. Швеции не нужна была сильная и просвещенная Россия, и Карл XII отказал Петру I в его просьбе. Петр I объявил Швеции войну.
В 1700 г. Россия начала войну со Швецией, которая длилась 21 год. Начало войны привело к образованию (постоянной) регулярной армии. При Петре I были введены рекрутские наборы. В рекруты записывали холостых людей от 15 до 20 лет. Им подчинялось все население страны. Уходя в такую армию, человек всю жизнь должен был служить и не надеялся на возвращение к обычной жизни. Первой победой русских было взятие крепости Орешек на берегу Невы.
Россия вернула себе побережье Балтийского моря (в результате победы над шведами). Теперь у России появился выход к морю и она могла свободно торговать с другими государствами.
В честь победы над шведами на отвоеванном побережье Петр I решил заложить новый город.
3 группа.
Особенно государь заботился о просвещении. Проживая за границей, он видел, что там многое лучше устроено, чем у нас, благодаря наукам, благодаря тому, что много школ, из которых выходят образованные люди.
Царь издал специальный указ об открытии начальных школ, где могли учиться все желающие.
Петр понимал, что никакие приказы и меры не принесут ему пользы, если в России не будет образованных людей. По велению царя в Москве, Петербурге и других городах были открыты училища. Он обязал дворян привозить детей для учебы в Петербург или Москву. Неграмотный дворянин не мог поступить на службу и терял права дворянства. Немало молодых людей он отправил учиться в Европу, чтобы освоить новые профессии. По указанию Петра были созданы Медицинская, Артиллерийская школы.
Петр 1 ввел новый календарь. Царь распорядился вести счет лет не от «сотворения мира», а «от рождества Христова». Как это было во многих европейских странах. Таким образом, в России вместо 7208 года наступил 1700 год. Впервые при Петре 1 новый год начали отмечать как праздник 1 января. Традиция поздравлять друг друга с Новым годом и украшать улицы, дома еловыми и сосновыми деревьями тоже пошла с того времени.
С 1702 года в России выходит первая печатная газета: «Ведомости», которая рассказывала о делах, «случившихся в московском государстве и в иных окрестностных странах».
Царь Пётр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты, книги, старинное оружие. Таким образом. был создан первый русский музей, который назывался Кунсткамера.
Петр открыл первую библиотеку для бесплатного пользования. В ней было 11 тысяч книг.
4 группа
.
Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России. Места здесь болотистые, сырые. Людям приходилось ютиться в шалашах и землянках, ходить по непролазной грязи работать, стоя по пояс в воде. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Они умирали от различных болезней сотнями и тысячами. Петр работал со всеми и , конечно, считал, что если он может работать, то и другие подавно должны. Для него важно было только благо и польза целого народа.
Все великолепие Петербурга создавалось тяжким трудом. Интересно, что многие дома, набережные, мосты, дороги строились из камня, а камня было мало. По велению Петра, каждый прибывший в Петербург на телеге или санях, должен был привести с собой три камня, а если человек плыл на судне – то от 10 до 30 камней. Новый город строился по четкому плану, были приглашены лучшие иностранные архитекторы.
Новый город хорошел год от года. Вслед за государем сюда переселились вельможи, купцы и промышленные люди. Было построено много мануфактур – промышленных заводов и фабрик. Много необычного было в Петербурге. Шумной известностью пользовалась Кунсткамера – первый музей России.