Кнспект урока математики


ОТКРЫТЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ В 4 «А» КЛАССЕ
на семинаре учителей начальной школы
Учитель: Сабитова Лариса Александровна
Тема урока: «Объем. Единицы объема»
Предмет: математика
Межпредметные связи: геометрия, стереометрия
Класс: 4 класс
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный, практическая работа.
Тип урока: урок развития умений и навыков
Время проведения: 1 академический час (45 минут)
Цель урока: Обучение приемам нахождения объема прямоугольного параллелепипеда.
Задачи урока:
Образовательные:
Обучить способам нахождения объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Учить применять математические знания в повседневной жизни.
Развивающие:
Развивать пространственные представления, наглядно-образное и логическое мышление, аналитико-синтезирующие способности (умение обобщать, делать выводы, сравнивать);
Развивать познавательную активности, положительную мотивацию к предмету.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение работать в группе.
Создать ситуацию успеха при выполнении заданий.
Показать математику как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Прививать любовь к математике, как науке, объединяющей арифметику, геометрию, алгебру.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация, набор многогранников, таблица «Лесенка знаний» и к ней стикеры, объемные фигуры для практической работы, «Кубик- Рубика», эмблемы: «Знаток математики», «Умник», «Умница», «Юный исследователь»

Ход урока
1. Организационный момент.
-Друзья, мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем мы как никогда.
Орешек знанья тверд, но все же (СЛАЙД 1)
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хочу всё знать!»
- Сегодня на уроке математики свои знания покажут: Знатоки, Умники и Умницы, Юные исследователи.
Оформление тетрадей. Число, классная работа.
Минутка чистописания: характеристика числа – 65.300, всего сотен…
2. Устный счет (СЛАЙД)
1) «Математическая зарядка»
550164016510004577715165100037204651651000288226516510001834515165100010915651651000 125 х8--- : 4---- +2250 ---- +300---- : 70---- х 16 ---- х
1000 250 2500 2800 40 640
234886538735002005965482600039624063500 ---- 64.000 : 80 --- - ------ 88
100 800 712
Спортсмены из 88 стран мира участвуют в олимпиаде «Сочи-2014». В том числе и спортсмены нашей Республики Казахстан.
2) Если вы правильно решите задачу на логическое мышление, вы узнаете тему урока.
Работа в группе. (СЛАЙД)
Кумыс, айран, молоко, кефир и масло находятся в бутылке, стакане, кувшине, кружке и горшочке. Известно, что кефир и кумыс – не в кувшине. Сосуд с айраном находится между бутылкой и сосудом с молоком. В стакане не айран и не кефир. Стакан находится около кувшина и сосуда с маслом. Кефир – не в бутылке и не в горшочке. В каком из сосудов кумыс? Айран? Молоко? Кефир? Масло? (бутылка – кумыс, кувшин – айран, стакан – молоко, горшочек – масло, кружка – кефир) (На обратной стороне сосудов – надпись «ОБЪЕМ»)
Задачи урока: Будем учиться решать задачи на нахождение объема прямоугольного параллелепипеда, а также учиться применять свои знания в повседной жизни.
3. Актуализация знаний.
Рассмотрите внимательно единицы измерения, назовите их.
Для чего нужны единицы измерения 1 строки? (измерение длины, расстояния)
2 строки? (единицы измерения площади)
Распределите именованные числа в порядке возрастания (работа в тетради)
1дм, 1 мм, 1 м, 1км, 1 см.
1см², 1 км², 1мм²,1 дм²,1 м². (СЛАЙД)
2) Рассмотрите рисунок. Назовите единицы.

Что называется кубическим сантиметром?
Кубический сантиметр – это объем куба, длина стороны которого равна 1 см.
Запишите единицы измерения объема в порядке возрастания.
1 мм3, 1 см3, 1 дм3, 1 м3, 1 км3.
Какая из единиц измерения объема имеет два названия?
Покажите фигуру и ёмкость (сосуд) (1 дм3 = 1 л) ( Показ: куб объемом 1 дм3 и литровая банка)
4. Работа по теме урока.
Что такое объем? (СЛАЙД)
- Объём – это величина, которая может быть измерена.
О том, как можно измерить объем аквариума, расскажет Владик.
Скажите, пожалуйста, а есть ли в классе объёмные фигуры? (СЛАЙД)
На слайде найдите фигуры, имеющие форму куба или прямоугольного параллелепипеда.
Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин? (8) Граней? (6)
Что можно сказать о противоположных гранях прямоугольного параллелепипеда?
Сколько Рёбер? (12)

Что можно сказать о гранях куба? О рёбрах куба?
Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? (Объем прямоугольного параллелепипеда равен значению произведения трёх его измерений: длины, ширины, высоты)
Запишем формулы нахождения объема: V= а х в х h V = а3 (СЛАЙД)
Работа в группах (СЛАЙД)
Решение задач на нахождение объема куба и прямоугольного параллелепипеда.
Задания.
1 группа. Для полива дачного участка используется ёмкость для воды, имеющая форму куба, с длиной ребра 30 дм. Найдите объем ёмкости для воды, выразите объем в литрах.
Решение: 30х30х30=27.000 (дм3)=27.000(л)
2 группа. Бассейн имеет форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого
18 м, ширина 10 м, а высота 2 м. Сколько литров воды вмещает бассейн?
Решение: 15х10х2=360 (м3)=360 000 (дм3)=360 000 (л)
3 группа. Аквариум, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, наполовину заполнен водой. Сколько литров воды в аквариуме, если его длина 7 дм, ширина 5 дм, высота
4 дм?
Решение: 1) 7х5х4=140 (дм3) – объем аквариума
2) 140:2=70 (дм3)= 70 (л) – половина аквариума
Как находили объем ёмкостей? Какие формулы использовали?

ФИЗМИНУТКА для глаз (СЛАЙД)
Какие прямоугольные фигуры запомнили?
Сколько кирпичиков было по периметру?
2. Практическая работа ( №1).
Начертание объемной фигуры - прямоугольного параллелепипеда. (СЛАЙД)
Ребята, вы глазами помогали поросенку строить дом. А сейчас самостоятельно в тетрадях постройте прямоугольный параллелепипед, длина которого 6 см, высота 3 см, ширина 2 см. Разноуровневые задания:
1уровень: Вычислить объем фигуры.
6 см х 3 см х 2 см = (36 см3)
Начертить другую фигуру с таким же объемом. (н-р: а=9 см, в= 2 см, н=2 см)
2 уровень: Вычислить сумму длин всех ребер.
6 х 4 = 24 (см)
2 х 4 = 8 (см)
3 х 4 = 12 (см)
24+8+12 = 44 (см)
3 уровень: Вычислить сумму площадей граней.
6 х 3 х 2 =36 (см2)
6 х 2 х 2 =24 (см2)
3 х 2 х 2 =12 (см2)
36 + 24 + 12 = 72 (см2) Проверка.
(Смена презентаций)
3. Исследовательская работа «Сколько воздуха помещается в кабинете?»
-С помощью каких единиц объема можно узнать объем воздуха в нашем классе?
Наши юные исследователи провели исследование, о котором сами расскажут.
(Исследование проводят: Сайдулла Сырым и Темирбулатов Чингиз) (Смена презентаций)
4. Практическая работа ( №2) (СЛАЙД С ВИДОМ ГОРОДА)
- В своем исследовании ребята использовали крупные единицы измерения объема – кубические метры, кубические дм, вам же предстоит вычислить объем в самых маленьких единицах – кубических мм.
Вычисление объема деревянных фигурок (бруски, кубики) (работа в парах)
Работа по учебнику (с.210 №6)
Куб числа, квадрат числа. (Работа в группах)
123 + 52 + 82 =1728+25+64=1817
53 х 23 х 163 =125х8х4096=1000х4096=4.096.000
132 + 43 + 253 =169+64+15625=15.858 Проверка
Рефлексия (СЛАЙД)
ТЕСТ
1.Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны, называется:
м) куб;
в) прямоугольник;
к) квадрат.
2.У прямоугольного параллелепипеда всего рёбер:
о) 12
п) 8
р) 6
3.У прямоугольного параллелепипеда всего вершин:
м) 12
с) 6
л) 8
4.У прямоугольного параллелепипеда всего граней:
о)6
в)12
т) 8
5.Объем прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле:
б) V = а х в
к)V = с х а
д) V= а х в х h
6.Объем куба вычисляется по формуле:
н) V = а х а
е) V = а3
ш) V= а х в х h
7. 1 литр равен:
у) 1 м3
д) 1 см3
ц) 1дм3
Проверка: МОЛОДЕЦ!
Подведение итога урока.
- Вам понравился урок?
-Мы справились с поставленными задачами урока?
- Где в нашей жизни мы можем применить полученные знания?
Выставление оценок.
Домашнее задание: с.211, №11 (СЛАЙД)
Самооценка
-Оцените свою работу на уроке, и давайте посмотрим, на какой ступеньке знаний вы находитесь сегодня.
(Дети берут свой стикер и крепят на «Лесенку знаний»)
«Хочу всё знать!»
«Хорошо, но могу лучше»
« Пока испытываю трудности»