Планы логопедических занятий по дифференциации В-Ф в устной и письменной речи


Управление образования Администрации Клинского муниципального района
ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА
УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
« Использование инновационных технологий
на занятиях по коррекции фонетико-фонематической стороны речи
у младших школьников»
Планы – конспекты логопедических занятий по теме
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В - Ф
В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Подготовила: Крутикова Лариса Викторовна,
учитель-логопед МОУ-СОШ №13
2012 -2013 учебный год
Логопедические занятия по теме
«Дифференциация В - Ф в устной и письменной речи»
Цели:
- развивать фонематические процессы:
научить детей выделять звуки В — Ф на слух из ряда звуков, слогов, слов, опираясь на акустические признаки,
закрепить артикуляцию данных звуков,
дифференцировать звуки В-Ф на слух, в произношении, на письме
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- закрепить оптические образы букв В — Ф и их связь с соответствующими звуками;
- уточнять и расширять словарный запас;
- формировать грамматический строй речи;
- совершенствовать навыки письма и чтения;
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, операции контроля и самоконтроля, мыслительные процессы;
- использовать информационные, здоровьесберегающие технологии на занятии;
- формировать самооценку и самоанализ с помощью технологии рефлексии.
ЗАНЯТИЕ 1.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация Microsoft Power Point, предметные картинки , карточки с буквами для индивидуальной работы, зеркала, мяч.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Нарисуйте в тетрадях смайлик – настроение, с которым вы пришли на занятие.
2. Введение в тему. Прочитать и отгадать загадки:
Слайд 3. Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет.
Видишь — кружат двадцать пар и кричат: «Карр! Карр!»
(ворона)
Слайд 4. Днем сидит он как слепой, а лишь вечер – за разбой.
(филин)
- Выделить первый звук в слове ворона – звук (В).
- Выделить первый звук в слове филин – звук (ФЬ).
- Определение темы занятия.
3. Уточнение артикуляции звуков В - Ф. Звуки В-Ф получаются при разрыве смычки верхних резцов с нижней губой. Перед зеркалом проделать упражнения для уточнения правильного произношения этих звуков.
-Какие преграды встречает воздушная струя? (зубы, губы)
-Можно ли спеть звуки В, Ф? (эти звуки нельзя спеть, поэтому они согласные)
- Определить, какой из звуков звонкий , а какой - глухой. (Рука кладется на горлышко. Если горлышко дрожит, то звук звонкий; не дрожит – звук глухой) Дать характеристику звукам: В - согласный , звонкий, парный, твердый (В-ВЬ);
ФЬ - согласный , глухой, парный, мягкий (ФЬ-Ф).
- Чем похожи звуки В - Ф , чем они различаются? (Они согласные, парные, могут быть твердыми или мягкими. Различаются по звонкости – глухости) 4. Дифференциация звуков В-Ф на слух и в произношении.
Повторить цепочки слогов (с перекидыванием мяча).
Ва-фа-ва, ву-фу-ву, вы-фы-вы, фо-во-вы, фу-фа-вы, ва-фы-во.
5. Вспомнить графическое изображение букв В-Ф. (Слайды 5, 6)
Прочитать стихи про буквы В, Ф. Изобразить буквы с помощью рук.
В - буква очень важная, Буква Ф надула щёки
Воображала страшная. Или встала руки в боки.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
6. Развитие слухового восприятия и фонематической дифференциации звуков . Игра «Сигналы». Поднять карточку с буквой В или Ф, выделив из слова соответствующий звук. (Можно изобразить буквы символами со слайдов 5,6)
Вагон, фартук, воробей, сорвать, фургон, повар, кофта, туфли, телефон, каравай, свобода, плавать, шкафы, лифт, самовар, квадрат, фарфор, вафли.7. Развитие навыков чтения слогов и слов с буквами В, Ф. (Слайд 7)
Ва-фа-ва ава-афа ваза фата
Ву-фу-ву ово-офо вата фары
Ву-фа-во уву-уфу вода фон
Фо-во-вы ивы-ифы воля форт
Фо-вы-ву ова-афо выли фарш
Во-фа-вы ива-уфа выдра фазан
выход фокус
выдох фикус
8. Физкультминутка «Деревце». (Слайд 8)
Дует ветер нам в лицо. (Дети машут руками, имитируя дуновение ветра)
Закачалось деревцо. (Дети выполняют наклоны туловища вправо – влево, руки подняты вверх)
Ветер тише, тише, тише. (Дети медленно, плавно опускают руки )Деревце все выше, выше! (Поднять руки и тянуться вверх)
9.Развитие навыков дифференциации слогов с буквами В-Ф. Вставить в слова пропущенные слоги. Записать слова в тетрадь.
Слайд 9. ВСТАВЬ СЛОГИ:
ВА - ФА ВО - ФО
Голо… ар… …милия …лосы со…чек …круг
заба… …кел …режки …кусы теле…ны …нарь10. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. (Слайды 10, 11)
Головоломка «Слова рассыпались». Прочитайте слоги, составьте слова с помощью картинок. Запишите слова.
ДО, ПАД, ВО НИК, ФО, КУС КИ, ЛЕН, ВА БО, ЛИСТ, ФУТ
КАН, ВУЛ КИ, ФАР, ТУ
11. Развитие навыков самопроверки выполненного задания.
Слайд 12. ПРОВЕРЬ СЛОВА:
ВОДОПАД ФОКУСНИКВАЛЕНКИ ФУТБОЛИСТВУЛКАН ФАРТУКИ
12. Составьте словосочетания, связывая слова из левого и правого столбиков по смыслу. Запишите их в тетрадь.
Слайды 13, 14. СОЕДИНИ слова парами:
Тёплые … вулканизвестный … фартуки
Горный … валенкидетские … футболист
Огненный … водопадзнаменитый… фокусник 13. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Какие звуки мы сегодня изучали на занятии?
- Вспомните слова с этими звуками.
- Нарисуйте в тетради смайлик, который показывает ваше настроение после занятия. Попробуйте объяснить свой выбор.
ЗАНЯТИЕ 2.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме, предметные картинки и почтовые ящики для игры «Почтовый ящик», индивидуальные карточки для записи предложений.
Ход занятия.
1. Введение в тему. Прослушайте стихотворение.
У Вари на бульваре варежки пропали.
Воротилась Варя вечером с бульвара
И нашла в кармане варежки Варвара. - Какой звук чаще всего встречается в стихотворении? (звук В) . 2. Вспомнить артикуляцию и характеристику звука В. Назвать его пару – звук Ф. Сравнить звуки В-Ф. Уточнить тему занятия.
3. Упражнения в чтении чистоговорок с буквами В – Ф.
Слайд 16. Прочитайте чистоговорки.
Ваня в гостях у Фани, у Фани в гостях Ваня.
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
4. Дифференциация звуков В-Ф в словах. Игра «Почтовый ящик».
Распределить картинки в синий (со звуком В) или зелёный (со звуком Ф) почтовые ящики по наличию в словах дифференцируемых звуков В-Ф.
Предметные картинки: корова, свёкла, ворона, сова, воробей, клюква, фартук, картофель, туфли, тыква, портфель.5. Развитие навыков произношения слов сложной слоговой структуры. Обогащение лексического запаса учащихся.
Составить и прочитать слова с одинаковым началом, добавив конец слова (или наоборот). (Слайд 17)
АКВА + риум фар + ФОР
рель фос ланг свето лангист сема
парк
Слайд 18. НАЗОВИ КАРТИНКИ. Рассмотреть и назвать картинки , уточнить общее в значении слов ( все слова имеют связь со словом ВОДА – «аква»). Слайд 19. НАЗОВИ КАРТИНКИ. Уметь различать семафор и светофор, объяснить место их установки. Записать все слова в тетрадь (слайд 17).
6. Физкультминутка.
Выполнение кинезиологических упражнений для рук: «Колечки», «Пальчики здороваются», «Ловим лягушку», «Кулак – ребро – ладонь», «Козлик,зайчик,петушок»; самомассаж пальцев рук.
7. Развитие навыков чтения. Прочитать предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из предыдущего задания. (Слайд 20)
В воскресенье наша семья отдыхала в …
На перекрёстке зажёгся зелёный свет …
Чайную посуду изготовили из …
… совершил глубинное погружение.
На железной дороге сломался …
8. Выполнение гимнастики для глаз.
Отыщите глазами названный предмет, прикрепленный на стене, выполняя движения глазами вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали.
9. Предложения для анализа и записи (индивидуальные карточки). Вставить в слова пропущенные буквы В - Ф, прочитать и записать предложения в тетрадь.
_ера _арит _асоль. У _еди но_ая _уражка. _аля поли_ала _иалки . _абрика _ыпускает много спорти_ной обу_и. Мы _ышли к но_ой _ерме. _ася _идел на сосне _илина.
Подчеркнуть в словах вставленные буквы. Проверка выполнения задания.
10. Подведение итогов занятия.
- Вспомните, какие слова начинаются на «АКВА-», какие заканчиваются на «-ФОР».
- Нарисуйте смайлик –настроение после занятия.