Методическая разработка по теме Личные и притяжательные местоимения.


Личные и притяжательные местоимения
Личные местоименияPersonalpronomen
К личным местоимениям относятся: ich - я, du - ты, er - он, sie - она, es - оно, wir - мы, ihr - вы, sie - они, Sie - Вы. Местоимение sie может выступать в качестве вежливой формы или в форме третьего лица множественного числа.
Личные местоимения склоняются по числам и падежам.
Падеж Ед. число Множ. число
  1. лицо 2. лицо 1. лицо 2. лицо
Nominativ ich - я du - ты wir - мы ihr - вы
Genitiv (meiner - меня) (deiner - тебя) (unser - нас) (euer - вас)
Dativ mir - мне dir - тебе uns - нам euch - вам
Akkusativ mich - меня dich - тебя uns - нас euch – вас

3 Лицо Един. число Множ. число
Падеж Муж. род Сред. род Жен. род  
Nominativ er - он es - оно sie - она sie - они
Genitiv (seiner - его) (seiner - его) (ihrer - ее) (ihrer - их)
Dativ ihm - eму ihm - ему ihr - ей ihnen - им
Akkusativ ihn - его es - его sie - ее sie - их
Вежливая форма
Им. Sie Вы
Род. (Ihrer) Вас
Дат. Ihnen Вам
Вин. Sie Bac
Формы родительного падежа личных местоимений употребляются редко: только с предлогами и глаголами, требующими Genitiv
Er arbeitet heute anstatt meiner. Он работает сегодня вместо меня.
 Не следует их путать с Akkusativ, так как в русском языке формы Род.п. и Вин.п. совпадают.
Употребление личных местоимений:
Подлежащее
Er geht nach Hause. Он идёт домой.
Sie arbeiten dort. Они там работают.
Прямое дополнение
Ich sehe ihn. Я вижу его.
Sehen Sie sie? Вы видите их?
Косвенное дополнение
Ich gebe ihm das Buch. Я ему даю книгу.
Wer hat das Buch ihm gegeben? Кто дал ему книгу?
Именная часть сказуемого
Das bin ich. Это я.

УПРАЖНЕНИЕ 1.ПОСТАВЬТЕ МЕСТОИМЕНИЯ В НУЖНЫЙ ПАДЕЖ.
Ich zeige (sie)das Buch.
Komm zu (ich).
Ich liebe (Du).
Du gratulierst (ihr) zum Neujahr.
Die Schüler haben(sie)gern.
Olga hasst (er).
Der Lehrer ist mit(sie)zufrieden.
Wir haben vor (er)Angst.
Die Kinder helfen (sie) immer.
Die Studenten begrüssen (er).
Ich habe (du) es gesagt.
Der Vater antwortete (wir) streng
Die Frau sieht (ich)nicht.
Dieses Geschenk ist für (es).
Der Direktor fragt (wir) danach.
Ich besuche (sie) jeden Tag.
Der Chef ist zu(wir) freundlich.
Der Soldat schreibt (sie) oft.
Ich freue mich,(ihr) zu sehen.
Er vermisst(du).
Die Mutter versteht (ich)nicht.
Es ist für (wir) nicht interessant.
Es ist für (er)nicht wichtig.
Es ist (ich) ganz egal.
Du erzählst über(wir).
УПРАЖНЕНИЕ 2.ПЕРЕВЕДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Я вижу её.
Ты даришь мне.
Он покупает для неё.
Я рисую тебя.
Мы приветствуем его.
Вы хвалите меня.
Она любит тебя.
Ты довольна нами.
Все ругают её.
Она говорит нам.
Я пишу ему часто.
Она посещает нас.
Мы боимся её.
Он приглашает нас.
Вы понимаете меня?
Это для меня?
Я иду к ней.
Ты любишь её?
Я не вижу его.
Она ненавидит нас.
Она не даёт нам книги.
Все кричат нам«ура!»
Мы возьмем их с собой.
Ты обсуждаешь её
Опиши его.
УПРАЖНЕНИЕ 3.ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЛИЧНЫМИ МЕСТОИМЕНИЯМИ.
- Guten Tag, Frau Müller. - Добрый день, госпожа Мюллер.
- Guten Tag, Herr Braun. - Добрый день, господин Браун.
- Wie geht es _____ heute? - Как Вы себя чувствуете сегодня?
- Oh, es geht ganz gut, danke schön. - Очень хорошо, спасибо.
Und wie geht es Ihnen? А Вы?
- Ach, mir geht es ganz gut, danke sehr. - Я в порядке, спасибо.
Wie geht's _____ Müller? Как господин Мюллер?
- Ach, _____ geht's ganz gut, danke schön. - Хорошо, спасибо.
Wie geht es Frau Braun? Как госпожа Браун?
- Ihr geht es auch ganz gut, Frau Müller. - Очень хорошо, также, госпожа Мюллер.
_____ Wiedersehen, Frau Müller. До свидания, госпожа Мюллер.
Es war sehr angenehm, Sie _____ sehen. Приятно было увидеть Вас.
- Wie geht _____ Willi heute? - Как Вилли сегодня?
- Es geht _____ besser, danke schön, Herr Doktor. - Ему лучше, спасибо, господин доктор.
- Darf ich ___ untersuchen, Frau Tobias? - Могу ли я его осмотреть, госпожа Тобиас?
- Jawohl, Herr Doktor. - Конечно, господин доктор.
Gehen wir nach oben. Поднимемся наверх.
-_____siehst sehr gut aus, Willi. - Ты выглядишь очень хорошо, Вилли.
___ geht es jetzt besser, aber _____darfst noch nicht aufstehen. Тебе сейчас лучше, но тебе ещё нельзя вставать.
Du musst noch zwei Tage im Bett bleiben. Ты должен остаться в постели ещё два дня.
- Der Junge darf noch nicht in die Schule gehen, Frau Tobias. - Мальчику ещё нельзя ходить в школу, госпожа Тобиас.
Und ___soll nichts Fettes essen. И он не должен есть жирную пищу.
- Hat ___ kein Fieber, Herr Doktor? - У него нет температуры, господин доктор?
- Nein. - Нет.
- Soll __ im Bett bleiben? - Должен он остаться в постели?
- Ja. - Да.
___ soll noch im Bett bleiben. Ему нужно оставаться в постели.
УПРАЖНЕНИЕ 3.ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ В ТЕКСТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ЛИЧНЫМИ МЕСТОИМЕНИЯМИ.
Учительница немецкого языка
___ begann Deutsch zu lernen, als ___ in der 5. Klasse war. Я начала изучать немецкий язык, когда была в 5 классе.
___gefällt das neue Fach, und nicht nur das Fach, sondern auch die Lehrerin, die ___ Deutsch lehrt. Мне нравится не только предмет, но и учительница, которая преподает немецкий язык.
____ heißt Anna Petrowna. Её зовут Анна Петровна.
___ ist jung und schön. Она молодая и красивая.
Anna Petrowna ist 27 Jahre alt. Ей 27 лет.
____ ist eine schlanke und anziehende Frau mit den blauen Augen und blonden Locken, die ___ auf die Schultern fallen. Анна Петровна стройная и привлекательная женщина с голубыми глазами и белокурыми волосами, спадающими ей на плечи.
Anna Petrowna ist nicht hoch von Wuchs. Анна Петровна невысокая.
___ hat nicht nur das schöne Äußeres, sondern auch den schönen Charakter. У нее не только красивая внешность, но и хороший характер.
___ ist immer gutmütig, geistreich, gerecht und höflich. Она всегда доброжелательная, остроумная, справедливая и вежливая.
___ ist sehr interessant, mit ___ Deutsch zu lernen. Очень интересно заниматься с нею немецким языком.
___ hören die Kassetten an und singen die deutschen Lieder. Мы слушаем кассеты и поём немецкие песни.
In den Deutschstunden sehen ___ uns die deutschen Trickfilme an. На уроках немецкого языка мы смотрим немецкие мультфильмы.
___lernen neue Wörter mit Hilfe von Spiel. Играя, мы изучаем новые слова.
In der Zukunft will ___auch Deutschlehrerin werden. В будущем я хочу стать учительницей немецкого языка.
Und ___ will Anna Petrowna ähnlich sein. И я очень хочу быть похожей на Анну Петровну.
Притяжательные местоименияPossessivpronomen
Эти местоимения показывают принадлежность предмета какому-либо лицу. Каждому личному местоимению соответствует свое притяжательное:
Ед. число Мн. Число
ich (я) - mein (мой, мое) wir (мы) - unser (наше)
du (ты) - dein (твой, твое) ihr (вы) - euer (ваш, ваше)
er (он) - sein (его)sie (она) - ihr (ее)es (оно) - sein (его) sie (они) - ihr (их)
  Sie (Вы) - ihr (Ваш, Ваше)
Приведем полный список притяжательных местоимений.
Един. число Множ. число
Муж. род Сред. Род Жен. род  
mein - мой mein – мое meine - моя meine - мои
dein - твой dein – твое deine - твоя deine - твои
sein - его sein – его seine - его seine - его
ihr - ее ihr – её ihre - ее ihre - ее
unser - наш unser – наше unsere - наша unsere - наши
euer - ваш euer – ваше eure - ваша eure - ваши
ihr - их ihr – их ihre - их ihre - их
Ihr - Ваш Ihr – Ваше Ihre - Ваша Ihre - Ваши
Склоняются в ед.ч. по образцу артикля ein, во мн.ч. - по образцу артикля der.
Един. число
Падеж Муж. Род Средн. Род
Им. mein Tisch мой стол mein Heft моя тетрадь
Род. meines Tisches моего стола meines Heftes моей тетради
Дат. meinem Tisch моему столу meinem Heft моей тетради
Вин. meinen Tisch мой стол mein Heft мою тетрадь
Единственное число
Падеж Женск. род
Им. meine Zeitung моя газета
Род. meiner Zeitung моей газеты
Дат. meiner Zeitung моей газете
Вин. meine Zeitung мою газету
Падеж Множественное число
Им. meine Tische мои столы Hefte Тетради Zeitungen газеты
Poд. meiner Tische моих столов Hefte тетрадей Zeitungen газет
Дат. meinen Tischen моим столам Heften тетрадям Zeitungen газетам
Вин. meine Tische мои столы Hefte тетради Zeitungen газеты
Примечание 1. В немецком языке нет местоимения, аналогичного русскому «свой», вместо этого употребляются различные притяжательные местоимения. Сравните:
Ich nehme mein Heft. Я беру свою тетрадь.
Ich nehme mein Heft. Я беру свою тетрадь.
Du nimmst dein Heft. Ты берёшь свою тетрадь.
Er nimmt sein Heft. Он берёт свою тетрадь.
Sie nimmt ihr Heft. Она берёт свою тетрадь.
Es nimmt sein Heft. Оно берёт свою тетрадь.
Wir nehmen unsere Hefte. Мы берём свои тетради.
Ihr nehmt eure Hefte. Вы берёте свои тетради.
Sie nehmen ihre Hefte. Они берут свои тетради.
Sie nehmen Ihr Heft. Вы берёте свою тетрадь.
Примечание 2. Как избежать путаницы значений «его - свой».
Herr Fischer mit seinem Bruder und dessen Frau. Господин Фишер со своим братом и его женой.
Frau Fischer mit ihrer Schwester und deren Mann. Госпожа Фишер со своей сестрой и её мужем.
Употребление в качестве определения:
Seine Bücher liegen hier. Его книги (лежат) здесь.
Wo ist ihr Vater? Где её отец?
 
Самостоятельная форма притяжательных местоимений
Притяжательные местоимения также имеют вторую форму, более полную, в случае самостоятельного употребления без существительных, например, в конце предложения.
mein (мой): meiner (m), meine (f), meins и meines (n), meine (pl).
Также самостоятельную форму имеет местоимение, сокращающее ответ с артиклем ein.
Ist das ein Computer? - Ja, das ist ein. - Ja. das ist einer.- Nein, das ist keiner.
Ist das ein Haus? - Ja. das ist ein Haus. - Ja, das ist eins.- Nein, das ist keins.

УПРАЖНЕНИЕ 1.ЗАПОЛНИТЕ ПРОПУСКИ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ МЕСТОИМЕНИЯМИ.
- Entschuldigen Sie! - Извините!
- Wie bitte? - Да?
- Ist das _____ Handtasche? - Это Ваша сумочка?
- Wie bitte? - Простите?
- Ist das _____ Handtasche? - Это Ваша сумочка?
- Ja. - Да.
Danke schön. Большое спасибо.

- _____ Mantel und _____ Regenschirm, bitte! - Моё пальто и мой зонтик пожалуйста.
Hier ist _____ Garderobenmarke. Вот мой жетон.
- Danke schön, Herr. - Спасибо, господин.
Nummer 5 Номер пять.
Hier ist __ Regenschirm und ___ Mantel. Вот Ваш зонтик и Ваше пальто.
- Das ist nicht _____ Regenschirm. - Это не мой зонтик.
- Entschuldigung, mein Herr. - Извините, господин.
Ist das hier __Regenschirm? Это Ваш зонтик?
- Nein, das ist nicht___. - Нет, не мой!
- Und das? - А это?
- Ja, das ist _____ - Да, это он.
Danke schön.
Спасибо.
- Wessen Hemd ist das? - Чья это рубашка?
Ist das _____ Hemd, Kurt? Это твоя рубашка, Курт?
- Nein, Herr Schulze. - Нет, господин Шульце.
Das ist nicht_____ Hemd. Это не моя рубашка.
Das ist ___Hemd. Эта моя рубашка.
____ Hemd _____ blau. Моя рубашка синяя.
- Ist das Karls Hemd? - Это рубашка Карла?
- Das ist wohl _____ Hemd. - Возможно, это его рубашка.
Karls Hemd ist weiß. Рубашка Карла белая.
- Karl! - Карл!
- Ja, Herr Schulze? - Да, господин Шульце?
- Ist das ____ Hemd? - Это твоя рубашка?
- Ja, Herr Schulze. - Да, господин Шульце.
- Hier ist es. - Вот она.
- Danke schön, Herr Schulze.
- Спасибо, господин Шульце.
- Sind Sie Schwedinnen? - Вы шведки?
- Nein, _____ sind Däninnen. - Нет, мы датчанки.
- Sind I___ Freunde auch Dänen? - Ваши друзья тоже датчане?
- Nein, sie sind nicht Dänen, sie sind Norweger. - Нет, они не датчане, они норвежцы.
- _____Pässe bitte. - Ваши паспорта, пожалуйста.
- Hier sind sie. - Вот они.
- Sind das ____ Koffer? - Это Ваши чемоданы?
- Nein. - Нет.
_____ Koffer sind braun. Наши чемоданы коричневые.
Hier sind sie. Вот они.
- Sind Sie Touristen? - Вы туристы?
- Ja. - Да.
- Sind auch _____Freunde Touristen? - Ваши друзья тоже туристы?
- Ja. - Да.
- Ausgezeichnet. - Отлично.
Danke schön. Спасибо.
УПРАЖНЕНИЕ 2.ПРОСКЛОНЯЙТЕ:
meine Mutter, dein Haus, unser Lehrer, eure Probleme, Ihre Freude, ihr Hund, sein Kind,
unsere Arbeit
УПРАЖНЕНИЕ 3.ПЕРЕВЕДИТЕ И ПРОСКЛОНЯЙТЕ:
Мои отметки, твой ответ, её руки, его письмо, наш компьютер, ваш ребенок ,их
двор, Ваша сумка, мой диплом.
УПРАЖНЕНИЕ 4.ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, НАЙДИТЕ ВСЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМИ МЕСТОИМЕНИЯМИ. ПЕРЕВЕДИТЕ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Meine Familie ist nicht groß.
Sie besteht aus 5 Personen.
Das sind: ich, mein Vater, meine Mutter, mein Bruder und meine Großeltern.
Wir wohnen alle zusammen.
Ich bin 17 Jahre alt und ich habe schon das Abitur gemacht.
Meine Mutter ist 35 Jahre alt, sie arbeitet als Lektorin an der Universität.
Sie ist mittelgroß und schlank.
Sie hat dunkle krause Haare, große braune Augen, eine hohe Stirn und eine schöngeformte gerade Nase, einen hübschen kleinen Mund, ein ovales Gesicht.
Sie hat weiche Gesichtzüge, ihr Blick ist klar und ihr Gesichtsausdruck ist stets freundlich.
Mein Vater ist 37 Jahre alt.
Er ist Programmist.
Er hat blondes Haar, graue Augen, eine lange spitze Nase und schmale Lippen.
Mein Bruder ist 15 Jahre alt.
Er wird Journalist.
Er interessiert sich für Literatur, er liest gern Bücher in russischer Sprache und in Fremdsprachen.
Viel Zeit widmet er der deutschen Poesie.
Er ist Dichter von Berufung und er schreibt Verse.
Mein Großvater ist 66 Jahre alt, und meine Großmuter ist 64.
Sie sind Rentner.
Meine Opa führt den Haushalt.
Alle anderen helfen mit und jeder hat seine Verpflichtungen.
Использована литература:
1.Методические рекомендации по грамматике немецкого языка/Сост.Т.В.Смирнова, А.М.Деряга, А.Ф.Хованский. Ульяновск: УлГПУ им.И.Н.Ульянова.2005
2.1С.Образовательная коллекция.Deutsch Platinum. DeLuxe 3. Дьячкова Е.В. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку 7-9 классы. –М. «Дрофа» 2006