Урок по биологии на тему Иммунитет


Урок биологии по теме: "Защитные свойства организма. Иммунитет человека " (С требованиями новых ФГОС). 8-й класс
Сидорова Елена Николаевна
учитель биологии, экологии
МБОУ СОШ №103 Нижегородский район, г Н. Новгород 2015 г.
Предмет Биология Класс 8
Психолого- педагогическая характеристика класса В классе обучаются 27 человек: 17 девочек и 10 мальчиков.
Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.
Высокий уровень интереса к предмету биология проявляют 65% учеников класса; средний уровень-30%, низкий- 5%
По ведущему каналу восприятия:
- визуалы-70%
-аудиалы-25%
-кинестетики-5%
Исходя из этих данных, на занятиях в данном классе приоритетным должно быть использование
Наглядных методов обучения:
-мультимедиа
- таблицы
- плакаты
Словесных методов обучения
- рассказ
- беседа
-учебные лекции
Для данного урока я отдала предпочтение наглядному методу обучения с помощью презентации.
Тема урока Защитные свойства организма. Иммунитет человека
УМК Н.И. Сонин, М.Р. СапинМесто урока в разделе Раздел: « Внутренняя среда организма» (3 часа)
1. Кровь. Состав крови
2.Защитные свойства организма. Иммунитет человека
3. Группы крови человека
Цель урока: Изучить виды иммунитета и механизм работы иммунной системы человека. Оценить значение иммунитета в жизни человека
Задачи урока: Расширить знания учащихся о защитных свойствах организма, сформировать систему знаний об иммунитете человека, продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся; создание условий для их познавательного интереса, умений мыслительной деятельности.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Изучение роли иммунитета в жизни человека. Получение знаний о видах иммунитета.
Умение самостоятельно работать с источниками информации: текстовой, демонстрационной, слуховой, умение систематизировать полученные данные в виде таблицы. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.
Средства обучения учебник, рабочая тетрадь, таблицы, презентация, подготовленная учителем .
Оборудование Компьютер, мультимедийная установка
Основная литература Биология.Человек.8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.- М.: Дрофа, 2011.-287.
Дополнительная литература М.Р. Сапин, Э.В. Швецов Анатомия человека. Серия «Среднее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004
Образовательные интернет-ресурсы drofa.ru school-collection.edu.ru
СТРУКТУРА УРОКА
Вхождение в контакт 2 минуты
Деятельность учителя
Взаимное приветствие
Фиксация отсутствующих
Проверка готовности класса к уроку
Деятельность учащихся
Учащиеся готовятся к учебной деятельности
2. Актуализация знаний 5 минут
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.
Деятельность учителя
На прошлом уроке вы познакомились с составом крови. Изучили строение и функции клеток крови
Учитель предлагает вспомнить и перечислить какие клетки входят в состав крови. Задает вопросы: Какую функцию выполняют эритроциты, тромбоциты и лейкоциты?
Что такое фагоциты? Описать процесс фагоцитоза.
Таким образом, лейкоциты помогают организму человека бороться с микроорганизмами.
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы:
 эритроциты осуществляют транспорт газов, тромбоциты отвечают за свертываемость крови, лейкоциты выполняют защитную функцию организма 
  Процесс поглощения и переваривания лейкоцитами микробов называется фагоцитозом, а сами клетки-фагоцитами
 
 
3. Создание проблемной ситуации. 3 мин.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.
Деятельность учителя
Демонстрирует 2 и 3 слайды презентации
1.Что же помогает человеку выжить и сохранить свое здоровье среди множества чужеродных организмов?

2. почему раньше люди чаще болели и умирали от дифтерии, чумы, холеры, столбняка ….?
3. почему раньше при переливании крови иногда
люди умирали?
Деятельность учащихся
Пытаются ответить на вопрос: с помощью фагоцитоза
Понимают, что знаний для ответа на этот вопрос недостаточно, кроме фагоцитоза у человека есть еще какой-то механизм защиты. Пытаются найти подходящее слово для ответа на вопрос. Более расширенное понятие защитных свойств организма-иммунитет. Самостоятельно формулируют тему урока.
4. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. (Развитие познавательных и регулятивных УУД)
Деятельность учителя
1. С помощью слайдов презентации №5,6,7 дает определение, что такое иммунитет
2. Предлагает учащимся начертить в тетради следующую таблицу:
ИММУНИТЕТ
неспецифический специфический
Основная функция Виды иммунитета описание При использовании учебника стр. 136-137 и просмотра слайдов презентации необходимо заполнить таблицу Деятельность учащихся
Записывают определение в тетрадь, чертят таблицу. Готовятся к активной познавательной деятельности 
 
 
 
 
.
5. “Открытие нового знания”.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить главное, запоминать увиденное, самостоятельно решать поставленные задачи.
Деятельность учителя
1. Показывает слайды презентации
3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к таблице, составленной ранее. Деятельность учащихся
Просматривают слайды, заполняют таблицу
6. Применение нового знания
Цель: применить полученные знания в нестандартной ситуации (компетентностный подход)
Деятельность учителя
Демонстрирует рисунки на первом малыш огражден от микроорганизмов находиться в стерильных условиях, на втором-малыш контактирует с окружающим его миром
2. Задает вопросы:
- Как вы думаете, можно ли детей растить в стерильных условиях?
- Почему?
- Что развивается у человека, при контакте с чужеродными веществами?
Правильный и аргументированный ответ оценивается учителем
Деятельность учащихся
Рассматривают рисунки, оценивают ситуации каждого малыша, высказывают мнения, на основе полученных знаний. 
 
 
 
 
7. Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока. Как ученики справились с поставленной задачей? Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
8. Домашнее задание
1. с.136-137 читать; отвечать на вопросы 1-6 стр. 143
2. По желанию приготовьте доклад по теме: «Открытие вакцин и вакцинация человека», используя дополнительные источники.