ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Методические
рекомендации
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
в системе дополнительного образования детей
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:
возрастных психологических особенностей учащихся;
цели и задач образовательной программы;
специфики предмета и других факторов.
Наиболее общими в дополнительном образовании
могут быть следующие формы:
защита проекта – занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы педагог выступает в качестве консультанта или помощника), цели, направление и содержание деятельности и исследований, структуру проекта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов;
занятие-экспедиция – смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения обучающихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и рукотворной действительностью;
занятие – пресс-конференция – это занятие обычно завершает изучение темы и проводится двумя способами:
несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, группа задает им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ;
учащиеся задают вопросы педагогу, жюри проставляет баллы учащимся и педагогу за вопросы и ответы;
занятие – лекция – необходимо учитывать, что большинство учащихся не в состоянии сосредоточенно слушать длительное время, поэтому в ходе занятия важно решить задачи активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности. С этой целью педагогу рекомендуется использовать следующие приемы:
педагог в ходе лекции допускает 10 существенных ошибок, обучающиеся обнаружившие ошибки, будут вознаграждены;
каждые 5 минут в ходе лекции обучающимся задаются краткие устные или письменные экспресс-задания;
учащимся выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы и т. д.; по ходу лекции учащиеся должны вставить пропущенные сведения;
педагог предлагает учащимся по ходу лекции составить тезисы;
педагог оставляет в конце лекции несколько минут, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции;
занятие – игра – привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. Педагогу необходимо учитывать основные принципы организации игрового взаимодействия:
педагог должен предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого обучающегося;
ребенок должен иметь право выбора и самостоятельного решения;
игра должна быть доступна всем участникам, предоставлять равные возможности;
игра должна дать воспитаннику возможность для исследования, понимания, познания окружающего мира;
занятие-викторина – викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, норм, правил и т.д.; вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне;
занятие – тестирование – проводится с помощью компьютера или обычным способом, каждый обучающийся получает карточки с заданиями с вариантами ответов (необходимо выбрать правильный ответ);
занятие – соревнование (конкурс, турнир) – учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции; в ходе занятия группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Судейская бригада ставит баллы командам (оцениваются теоретические знания, реакция, полнота и оригинальность ответов, приобретенные практические умения и навыки);
занятие – дискуссия – обучающимся предлагаются темы для дискуссии, или они сами предлагают их. Педагог в ходе дискуссии выполняет роль организатора обсуждения и консультанта, как правило, он не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активизации дискуссии несколько учащихся до ее проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из обучающихся создается группа по ролевой оценке, которая в конце занятия выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников;
занятие – сказка – дети объединяются по 2-3 человека, сочиняют сказки на заданную тему и затем показывают их группе; сказки могут быть подготовлены заранее, в них могут принять участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.
Обучающиеся дошкольного
и младшего школьного возраста Обучающиеся среднего школьного возраста Обучающиеся
старшего школьного возраста
беседа с игровыми элементами, сказка,
сюжетно-ролевая игра,
игра-путешествие, соревнование и т.д.
лекция,
учебная игра, творческий проект, заочная экскурсия, тематические задания по подгруппам и т.д.
проблемная лекция, семинар,
пресс-конференция, тематическая дискуссия, защита творческой работы,
деловая игра, презентация вида деятельности,
персональная выставка и т.д.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они подчинены определенным требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:
каждое занятие должно иметь тему, цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-воспитательного процесса;
каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим;
на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной форм работы;
педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
Превратить учебное занятие в интересный, увлекательный и познавательный для детей маршрут помогают:
подача педагогом учебного материала на высоком уровне, а организация работы детей – на доступном для них уровне и в приемлемом темпе;
четкое, структурное, поэтапное объяснение учебного материала или обучение практической операции;
установка не на запоминание учебного материала, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
обязательная организация «обратной связи»;
создание оптимальных условий для самообразования, развития творческого потенциала ребенка, реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение цели, возможностей, творческого потенциала каждого учащегося на основе знания его потребностей, способностей, склонностей).
Основные требования к построению современного учебного занятия:
создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени занятия;
применение разнообразных методов и средств обучения;
высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
практическая значимость полученных знаний и умений.
Источники:
Дополнительное образование и воспитание №10/2006//Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования // 11-19с.
Лизинский В.М. О методической работе в школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002–160с.