Семинар-практикум «Роль учителя в создании устойчивой мотивации достижения успеха у школьников»

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415



Бланк для самотестирования

Предлагаемая ниже методика предназначена для тех, кто заинтересован в построении диалоговых отношений с учениками, в развитии своего профессионального мастерства. Ее цель - помочь учителю или классному руководителю определить степень своей готовности к взаимодействию с учениками, к осуществлению процесса воспитания, способность последовательно реализовывать свои педагогические позиции, анализировать свои действия и искать пути решения проблем.

Первый этап: выбираем позицию
Из двух высказываний («а» и «б») в цифровых обозначениях (1, 2, 3 и т.д.) выберите то, которое вы разделяете.
Мое педагогическое кредо.
1. а) Мой ученик - такой же человек, как и я. Я уважаю его права и считаюсь с его желаниями и потребностями.
б) Мои ученики имеют премущественно негативный жизненный опыт. Я должен(на) научить его жизни, помочь сформировать правильные ценности.
2. а) Я вижу недостатки своих учеников и делаю все, чтобы они стали лучше.
б) Я принимаю ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями и в соответствии с этим выстраиваю отношения с ним.
3. а) Как учитель я помогаю ученику в самостоятельном овладении знаниями и навыками, в формировании его мировоззрения.
б) Моя задача - передать ученикам знания и добиваться их хорошего усвоения.
4. а) Я считаю, что вначале ученик должен освоить то, что наработано наукой, а потом высказывать свою точку зрения.
б) На своих уроках я поощряю собственные мнения и точки зрения своих учеников, даже если они расходятся с общепринятыми.
5. а) Уважение учеников я могу завоевать на основе своих действий и поступков.
б) Считаю, что ученики обязаны уважать любого учителя.
Педагогическое общение.
6. а) Я очень быстро понимаю, насколько хорошо ученик знает материал. Нет смысла слушать его до конца.
б) Стараюсь слушать ученика не перебивая. В случае затруднений могу задать наводящий вопрос.
7. а) Считаю своим долгом делать замечания тем, кто не умеет себя правильно вести на уроке.
б) Когда ученики мешают мне вести урок, я не стараюсь всех перекричать. Держу паузу и думаю, как их включить в работу.
8. а) Мне интересны мнения других педагогов о моем классе. Я с вниманием выслушиваю даже нелицеприятные точки зрения.
б) Я знаю, что некоторые педагоги говорят только о негативных сторонах моего класса. Мне неприятно это слышать.
9. а) Порой ученики доводят меня до предельного состояния, и я не могу сдержать себя от проявления отрицательных эмоций.
б) Если на уроке возникает конфликтная ситуация, я не стремлюсь одержать верх, не пытаюсь унизить ученика. Предлагаю ему разобраться после урока.
10. а) Я замечаю, что иногда прихожу домой в угнетенном состоянии. Вижу, что домашним это не нравится. Стараюсь работать над собой.
б) Мои домочадцы часто не понимают, насколько трудная у меня работа. И дома мне снова приходится всеми руководить.
Организация жизни коллектива.
11. а) Я как классный руководитель выясняю интересы и стремления ребят. Потом мы вместе с ними планируем внеклассную жизнь.
б) Так как план воспитательной работы от нас требуют до начала учебного года, я составляю его сама. Я в общем-то знаю, что надо проводить с учениками - не первый год работаю.
12. а) При подготовке внеклассных мероприятий мне приходится привлекать в основном активных ребят. На тех, кто без желания включается в дела, не всегда можно положиться.
б) При подготовке какого-либо дела мы выбираем из учащихся творческую группу. Она разрабатывает проект и форму его реализации. Состав творческих групп постоянно меняется.
13. а) Я не считаю нужным выяснять мнения учеников о прошедших мероприятиях. Сама провожу педагогический анализ в классном журнале, фиксирую «плюсы» и «минусы», активных и пассивных ребят. Делаю свои выводы.
б) Мне важно выяснить, как ребята относятся к тем или иным классным и школьным делам. На классных часах мы всегда анализируем, что понравилось, а что не понравилось и почему, как в следующий раз избежать ошибок.

Второй этап: подсчитываем баллы
Шаг первый: прочитав оба высказывания («а» и «б»), поставьте крестик в бланке ответов (см. табл.1) на том из них, которое вам лично больше импонирует и согласно вашему внутреннему убеждению указывает правильное направление действий учителя.
Бланк для обработки результатов
Таблица 1.

Шаг второй: в пустой клеточке под каждым вариантом ответа («а» и «б») независимо от того, какой из вариантов вам нравится больше, оцените в баллах от 1 до 3 то, как часто вы используете в своей реальной педагогической практике тот или иной способ действий (1- изредка, 2 - иногда, 3 - часто).
Шаг третий: сравнив количество крестиков в каждой строке, определите для себя, к какой из тенденций педагогического взаимодействия с детьми вы внутренне тяготеете больше.
Шаг четвертый: подсчитав сумму баллов в каждой строке, вы сразу увидите, какой стиль реального взаимодействия со школьниками присущ вам в повседневном взаимодействии с ними.



Пример обработки бланка, заполненного одним из педагогов
Таблица 2

Для нашего педагога (см. табл.2) внутренне характерна тенденция к равноправному сотрудничеству с учениками (9 баллов из 15). Однако в повседневной практике он чаще прибегает к действиям, характерным для авторитарного взаимодействия. В сфере педагогического общения он склонен к сотрудничеству (9 баллов из возможных 15-ти), а вот его педагогическому мировоззрению и способам организации жизни коллектива присущ авторитаризм (по 9 баллов из 15-ти).
Допустим, вы поставили наибольшее число крестиков и набрали наибольшее число баллов в строке «Тенденция к равноправному сотрудничеству». О чем это говорит? О том, что вы, несомненно, способны к построению равноправных взаимоотношений с ребятами, признаете их право на самостоятельность, уважаете их чувство собственного достоинства, склонны к анализу своей профессиональной деятельности, стремитесь к единству своих взглядов и действий. Следовательно, можете работать с обучающимися в режиме диалоговых отношений.
Другой вариант: вы выбрали суждения, свидетельствующие о тенденции к авторитарному взаимодействию. Это значит, что вы по преимуществу строите отношения с учениками с позиции «учитель всегда прав» и не склонны к тому, чтобы доверять ученикам, давать им возможность проявлять свою самостоятельность. Вы всегда уверены в своей правоте и не допускаете возражений и иных взглядов, и у вас не возникает необходимости анализировать свою деятельность. В случае ошибок и неудач вы склонны перекладывать вину на учеников.
Разумеется, здесь представлены наиболее крайние педагогические позиции. Они не всегда встречаются в «чистом» виде. Часто учитель в зависимости от ситуации использует самые разные методы. Однако важно понять, каковы ваши основные приоритеты. Цифровые показатели помогут вам самостоятельно определить наличие тех или иных проявлений, выявить соответствие ваших педагогических позиций с характером их проявлений в различных сферах взаимодействия. Например, в разделе «педагогическое кредо» вы находитесь в рамках равноправных диалоговых отношений с учениками, выбрав вариант «а» в № 1, 3, 5 и «б» в № 2, 4 и поставив себе высшие баллы (3 х 5 = 15). А вот в коммуникативной сфере вы не столь уверены в себе (оценки от 5 до 10). И в организационных вопросах не все так гладко (всего 7 баллов). О чем это говорит? О том, что ваши личностно ориентированные взгляды не всегда подкрепляются соответствующими действиями, так что постарайтесь более тщательно проанализировать характер своего общения с учениками и коллегами, задумайтесь над тем, как вы помогаете ученикам в организации их жизнедеятельности в школе.
Подумайте над тем, какой из вариантов педагогического взаимодействия больше нравится ученикам и почему?
Найдите качественную характеристику своего взаимодействия с обучающимися:
авторитарное - сотрудничающее; контролирующее - доверяющее;
предметно-центрированное ; личностно-центрированное





















Семинар



«Роль учителя в создании устойчивой мотивации
достижения успеха у школьников»














Кемерово
2012
Рисунок 215