Урок по географии для 6 класса Туман и облака. Атмосферные осадки


Урок
Туман и облака. Атмосферные осадки.
География 6 класс.

Учитель: Масакбаева Г. М.
СОШ №14 г. Павлодар.

Цель: 1.Формирование понятий «туман», «облака», «облачность», «атмосферные осадки»; выяснение причин их образования и роли атмосферных осадков в природе, и в жизни человека.
2.Развитие умений учащихся анализировать, высказывать своё мнение, делать выводы. 3.Воспитание у учащихся коммуникативных качеств.

Используемые методики (стратегии критического мышления):
ДДЗ, диаграмма Венна, пятистишие, свободное письмо - эссе. Формы работы:
Индивидуальный, групповой, коллективный.

Ход урока
І Организационный момент (1мин.).

ІІ Опрос домашнего задания (2мин.).
Вопрос учителя: Ребята, какие виды оболочек вам известны? (учащиеся перечисляют виды оболочек).
1. Что такое атмосфера? Из чего она состоит?
2. Из каких слоёв состоит атмосфера? В каком слое есть жизнь?
3. Что такое водяной пар? От чего зависит количество водяного пара? (учащиеся дают ответы на все вопросы).
ІІІ Разбор новой темы (10мин.).
Мозговая атака. Пробуждение интереса.
- как вы думаете, что происходит с воздухом, поднимаясь над поверхностью Земли? (охлаждается).
-Что происходит с водяным паром? (он переходит в жидкое состояние, т.е. конденсируется!)

А. Работа с терминами, страница 86-88 учебника.

Цель: Найти главные ключевые слова из текста и аргументы к ним, выстраивая в логическую последовательность, заполняя при этом таблицу по методике ДДЗ.

Ключевые слова
Аргументы

1. Туман

2. Облако


3. Атмосферные осадки


4. Облачность
5. Испарение
Это скопление мельчайших капелек воды в приземном слое атмосферы.
Это скопление мелких капелек воды и кристалликов льда в атмосфере высоко над поверхностью Земли.
Это влага, поступаемая на поверхность Земли в твёрдом или жидком состоянии. Из облаков выпадает дождь, снег, град, снежная крупа.
Это степень затянутости неба облаками.
Это превращение воды из жидкого состояния в газообразное, т.е. в пар и распространение его в атмосферу.


Б. Задание по группам: (10мин.).
Прочитать текст и найти причины образования тумана, облаков, атмосферных осадков, росы, инея и изморози.
1 группа «Как образуется туман?» (стр. 86)
2 группа «Виды осадков» (стр. 86-89)
3 группа «Испарение и испаряемость» (стр. 91)
4группа «Влага, оседающая из нижних слоёв» (стр. 89)
В. Диаграмма Венна (10мин.).

Задание: Используя текст учебника заполнить каждое пространство 5-7 ключевыми словами, ясно демонстрирующими суть этих пространств. Найдите между ними общее, что их объединяет, и запишите в сопространство.

Режим работы: индивидуальный, групповой, а затем защита проекта. После выполнения работы провести приём обсуждения по кругу. Чей проект больше всего понравился? Почему?
















Закрепление: Свободное письмо-Эссе. Цель: Осмыслить ценность приобретённого.

Задание: Составить «Мини – сочинение» или «Мини – рассказ» на тему:
- «Роль атмосферных осадков в природе и в жизни человека»
- «Если бы не было на Земле атмосферных осадков, то » (5мин.).


Рефлексия: (4мин.).

Составить пятистишие по группам на тему:
1 группа «Дождь»;
2 группа «Снег»;
3 группа «Облако»;
4 группа «Град».

Обсуждение: Как приобретались знания, какими способами?
Какой способ наиболее оказался эффективным на уроке?
Какие качества приобретаются при такой работе, и какие проявляются?

Домашнее задание: параграф 31-32 прочитать, ответить на вопросы и осмыслить ценность
приобретённого материала. (1мин.).

Подведение итога урока: Комментирование оценок и выставление их в дневниках. (2мин.).









1. Кучевые
1. Похожи на шерсть
2. Похожи на вату
3. На высоте 800-1000м.
4. До высоты 2 км.
5. Мощные восходящие потоки

2. Перистые
1. Очень высоко над землей
2. Из мелких кристалликов льда
3. Ослепительно белые
4. Похожи на перья
5. Похожи на волокна
6. Нет осадков


3. Слоистые
1. Похожи на туман
2. Однообразно серые слои
3. Сплошь закрывают небо
4. высота не более 2 км.
5. продолжительные дожди

4. Сходство
Все облака
Высоко над Землей
Имеют цвет
Имеют рисунки
Плывут по небу
Состоят из воды
Не падают на Землю