Урок литературного чтения Тема урока: Как хорошо уметь читать!

Урок литературного чтения
Тема урока: Л. Н. Толстой «Два товарища».
Цели: познакомить детей с произведением Л. Толстого «Два товарища».
Задачи:
учить детей грамотно формулировать и выражать свои мысли;
развивать творческое мышление школьников;
воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
формировать умение действовать в нестандартной ситуации.
Оборудование:
У учителя: выставка книг Л. Толстого для детей, портрет писателя, презентация к уроку.
У учащихся: карточки для работы над техникой чтения, учебники.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Как называется раздел учебника, который мы сейчас с вами изучаем?
- Сегодня мы продолжим с вами разговор о хороших и плохих поступках, продолжим работать над беглостью, выразительностью чтения, будем учиться работать все вместе и в парах, продолжим наш разговор о дружбе.
2. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, начнем мы наш урок с чистоговорки.
Послушайте меня внимательно.
Чистоговорка
Ень-ень-ень – наступает день.
Ой-ой-ой - песню дружно пой.
Ра-ра-ра - работать нам пора.
А теперь все вместе хором.
Скороговорка.
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? («Два раза не умирать»)
-Кто автор? (Л. Толстой)
- К какому жанру относится произведение? (басня)
Что такое басня? (маленький рассказ, в котором описаны поступки людей)
- А теперь цепочкой прочитаем рассказ выразительно.
Чему научил вас рассказ?
3. Актуализация знаний.
-Прочитайте слова на доске. Составьте пары слов противоположные по смыслу (наоборот).
труд
вражда

дружба
трусость

смелость
ложь

правда
лень






- Приведите примеры к каждой паре слов произведения, которые мы читали на предыдущих уроках.
труд – лень («Для чего руки нужны» Е. Пермяк.)
дружба – вражда («Кто прав?» Л. Толстой, «Всё вместе» В. Осеева)
смелость – трусость («Два раза не умирать» Л. Толстой)
правда – ложь («Правда, всего дороже» Л. Толстой, «Сказка про честные ушки» С. Прокофьева).
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Л. Н. Толстого - Вспомните, какие произведения Л. Толстого мы читали?
Л.Н. Толстой по рождению и воспитанию принадлежал к высшей знати.
А родился и большую часть своей жизни провёл он в посёлке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу, посидеть на берегу пруда. Л.Н. Толстой жил среди народа, русских людей. Он любил разговаривать с простыми крестьянами. Л.Н. Толстой узнал много народных песен, сказок, легенд, былин. Этот писатель открыл школы для детей из бедных семей. Написал первую « Азбуку» и много рассказов, басен для детей. Некоторые рассказы напечатаны в нашем учебнике «Любимые страницы».
С одним из них мы сегодня познакомимся.
5. Основная часть.
Сегодня мы будем читать басню Л. Толстого «Два товарища».
Что такое басня? (басня - это короткая поучительная история)
1.Словарная работа.
Чтобы прочитать басню надо подготовиться. Прочитайте слова. Они встретятся в басне.
Выскочил, спрятался, бросился, притворился, упал наземь.
- Как понять «бросился бежать», « упал наземь»?
2. Чтение учителем;
Вопросы по содержанию;
- Что случилось в лесу?
- Что предпринял первый мальчик?
- Что сделал другой мальчик?
- Как повёл себя медведь?
ФИЗМИНУТКА
3.Чтение басни про себя учениками.
-Прочитайте название басни.
- Какими близкими словами можно заменить слово товарищ? (друг, подруга, подружка)
Как понимаете смысл этих замечательных слов? Кого мы называем другом? Друг – кто это?
Обратимся к толковому словарю и найдем значение слова Дружба.
4.Работа с толковым словарем.
Дружба – взаимная привязанность людей, основанная на уважении и любви.
-Перечитываем рассказ ещё раз и подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? Когда будете читать, помечайте карандашом непонятные вам слова, ставьте ударение в словах, вызывающих затруднение.

5.Повторное чтение вслух по «цепочке»
Беседа по содержанию рассказа
- Кто действующие герои рассказа? (два мальчика)
- Что произошло с мальчиками в лесу? (на них выскочил медведь)
Оцените поступки детей. ( Первый струсил, оставил друга в беде, второй проявил смекалку, выдержку, смелость).
- Как вы думаете, можно ли мальчиков назвать товарищами, друзьями?  - Почему нет? (в беде друга не бросают) - А как бы вы сами поступили в похожей ситуации? (Позвал бежать с собой, помог влезть на дерево) - Почему Л. Толстой озаглавил рассказ «Два товарища?»
(с усмешкой, иронией, вот так друзья, раньше дружили, а в беде выяснилось, что дружба не настоящая).
- Придумайте другие новые названия басни.
(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)
 Экологическая направленность:
- Почему же медведь не тронул мальчика?

6.  Работа в паре.
Учитель: Будем работать в парах. Прочитайте текст.
Найдите отрывок в тексте, где мальчики разговаривают друг с другом.
Отметьте слова мальчиков, приготовьтесь их читать по ролям.
7. Чтение по ролям.
-Прочитайте поучительные слова басни, которые как будто сказал медведь.
Учитель: Еще раз подумаем, можно ли этих ребят назвать товарищами? (нет, нельзя. Друзья не бросают в беде)
Игра: « Кто примером может быть и с кем бы ты хотел дружить?
-Какие слова-характеристики подходят мальчикам:
смелый, находчивый, надёжный
трус, насмешливый, ненадёжный
 8. Работа с пословицами.
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей, Друг познается в беде, Нет друга ищи, а нашел- береги,
Старый друг, лучше новых двух, С кем поведёшься, от того и наберёшься.)
- Какая из этих пословиц подходит к нашему тексту?
Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. Соберите пословицу из данных слов.
ИТОГ УРОКА.
-Назовите произведение, с которым мы работали на уроке?
 ( «Два товарища»)
- О ком этот рассказ?
(о двух мальчиках, которых нельзя назвать товарищами)
- Кто автор? (Л. Толстой)
- Чему учит рассказ Л. Толстого? (не бросать друзей в беде)

РЕФЛЕКСИЯ.
Пока мы проводили урок, у нас выросло «Дерево дружбы». Пусть каждый, у кого есть настоящий друг, прикрепит на это дерево ладошку - символ дружбы, а кто ищет друга - сердечко надежды.


Спасибо за работу на уроке.