Целевая программа Красный. Жёлтый. Зелёный

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЛЫЙ ПАРУС»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
(МКУ ДО ДДТ «Алый парус»)





УТВЕРЖДАЮ
Директор МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» ___________Е.Н. Иванова

Протокол педагогического совета
№__1__от «_01_»_09_2016 года


ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Красный, желтый, зеленый»

по профилактике дорожно-транспортного травматизма




Возраст детей: 4 – 18 лет
Срок реализации: 2016 – 2020 г.г





Еманжелинский муниципальный район
Красногорское городское поселение
2016 год

Паспорт программы


Наименование Программы


Целевая программа «Красный, желтый, зеленый» по профилактике дорожно – транспортного травматизма


Основной разработчик Программы

.
Методист Зяблина О.А.



Уровень действия Программы


МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»


Адресат программы


Учащиеся объединений МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»



Цель Программы

Создание условий для подготовки учащихся МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) и безопасности окружающих участников дорожного движения в условиях увеличения числа автотранспорта на дорогах поселка Красногорский



Задачи Программы
Освоение учащимися МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» системы знаний безопасного поведения на дороге.
Формирование системы навыков безопасного передвижения в условиях повышенной интенсивности дорожного движения.
Повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ребенку безопасность на улице.
Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
Формирование культуры поведения в общественном транспорте


Специфика содержания:
Реализация в единстве задач воспитания и содержания непрерывного обучения детей культуре безопасности дорожного движения


Срок реализации Программы


2016 - 2020 годы


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Сформированность культуры участников дорожного движения у детей, занимающихся в объединениях МКУ ДО «ДДТ «Алый парус».
Сформированость сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.
Повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ребенку безопасность на улице.
Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения.



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная запискас.4
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста на дороге..с.7
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процессас.10
Функции различных категорий работников МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» в контексте реализации программы..с.11
Прогнозируемые результаты.. ..с.12
Основные направления деятельности..с.13
Тематика бесед по ПДД в объединениях..с.14
Специфика предмета ПДДс.15
Список используемой литературыс.16
ПРИЛОЖЕНИЯ











Пояснительная записка
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов дорожного движения, но и разносторонних знаний, а также психологической подготовки всех участников дорожного движения – пешеходов, водителей, пассажиров. Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования. Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Сегодня необходимо коренное изменение общественного мнения на проблему безопасности дорожного движения. Большое число нарушителей правил дорожного движения среди водителей и пешеходов – это в значительной мере результат того, что у нас в стране никогда не придавалось должного значения обучению Правилам дорожного движения, а ведь именно Правила создают основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения. Поэтому Правила дорожного движения необходимо четко знать, а самое главное – неукоснительно исполнять.
Постоянно растущее количество дорожно-транспортных происшествий на дорогах страны и высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма с его постоянно тенденцией к росту настоятельно требуют обучать школьников Правилам дорожного движения (ПДД) весь период обучения в школе.
Необходимость постоянного обучения отражена в Законе РФ «О безопасности дорожного движения», а работа по обучению детей тем же законам возложена на федеральные органы управления образованием, а также транспортом, здравоохранением и социальной защиты населения. Вышло постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года «О Федеральной целевой программе повышения безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».
В настоящее время с первых минут нахождения в образовательном учреждении ребенок сталкивается с основами правовых знаний, одной из форм которых является изучение правил дорожного движения. Но еще раньше, с первых шагов маленького ребенка, начинается переход его от пассивного участия в дорожном движении к активному общению с дорогой, со всеми её неожиданностями. Этот переход таит в себе массу опасностей. Одна из них – улица, с её стремительным движением, множеством машин, недисциплинированными водителями и пешеходами.
По данным ГИБДД, начиная с 1992 года наблюдается тенденция роста детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются школьники в возрасте 7 – 14 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 2 – 3 раза чаще, чем у девочек».
Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно – транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%. Анализ ДТП показывает, что их основными причинами являются невнимательность, недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей дорожной обстановки.
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В связи с этим в МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» разработана целевая программа для воспитанников «Красный, желтый, зеленый» по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Создание условий для подготовки воспитанников МКОУ ДОД ДДТ «Алый парус» к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранения) и безопасности окружающих участников дорожного движения в условиях увеличения числа автотранспорта на дорогах поселка Красногорский.
ЗАДАЧИ:
Освоение учащимися МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» системы знаний безопасного поведения на дороге.
Формирование системы навыков безопасного передвижения в условиях повышенной интенсивности дорожного движения.
Повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ребенку безопасность на улице.
Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой и улицей.
Формирование культуры поведения в общественном транспорте

Обучение детей правилам и безопасности дорожного движения – это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого обучаемые получают знания, умения и навыки, необходимые для безопасного движения. Задачи обучения – воздействовать на поведение участника движения и тем самым придти к уменьшению числа ДТП и повысить общую культуру дорожного движения.
Основные причины дорожно – транспортного травматизма:
нарастание концентрации транспорта на улице;
недисциплинированность школьников, их желание выделиться среди сверстников, незнание опасности;
недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
незнание Правил дорожного движения, правил поведения на улице;
неправильное пользование общественным транспортом;
игры и шалости на проезжей части улицы;
неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.
Максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом будет зависеть от контакта педагогов с родителями, от их понимания ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи.
Изучение программного материала предполагает работу с воспитанниками через следующие формы организации учебно-воспитательного процесса:
Индивидуальные. Включает в себя диагностическую деятельность:
предварительная (проводится с целью выявления начального уровня знаний по ПДД);
промежуточная (проверка знаний, умение применять их на практике)
итоговая (закрепление умения в навыки, систематизация знаний)
Групповые. Данные формы организации учебно-воспитательного процесса направлены на:
развитие практико-ориентированных и коммуникативных способностей;
умение принимать решения в нестандартных ситуациях.
Массовые:
пропаганда безопасного поведения на дороге посредством мероприятий, ориентированных на зрелищность, эмоциональное восприятие;
раскрытие скрытых способностей детей посредством решения проблемных ситуаций различными методами (частично-поисковые, исследовательские, эвристические), многоролевые игры.
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста на дороге
Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей – 7 – 14 лет, т.е. дети. Обучающиеся в начальных и средних классов школ. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем. Что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой – особенностями функционирования психики детей этого возраста.
Особенности поведения детей на дороге с учетом их психофизиологических условий развития
Предрасположенность ребенка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями его психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся транспорт; отсутствие способности определять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.
Значительная роль в предупреждении неадекватной реакции на внезапные ситуации отводится способности к самоконтролю. Наличие самоконтроля предполагает возможность осознавать и оценивать собственные действия. Эта способность формируется у человека по мере развития личности в ходе становления произвольной саморегуляции в процессе взаимодействия с другими людьми.
По данным РАО, деятельность ребенка (как и взрослого пешехода) в дорожных ситуациях состоит из четырех тесно взаимосвязанных между собой этапов:
восприятие информации (т.е. умение «чувствовать» дорогу;
обработка информации (прогнозирование ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);
выработка и принятие наиболее безопасного решения;
исполнение решения.
К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние воспитанников и их поведение в дорожных ситуациях, можно отнести:
возраст ребенка;
его индивидуальные физиологические и психологические особенности;
функциональное состояние организма в данный момент;
воспитание
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети – это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время, как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат. Откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут. Они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15 – 20% меньше, чем у взрослых. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 – 1 с. Ребенку требуется для этого 3 – 4 с, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 с, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, - во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.
Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.
Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.
В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке.
Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:
Переключение внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда).
Спокойное, достаточно уверенное поведение на дороге (умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения).
Наблюдение (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения).
Предвидение опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е., предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов).
Переключение на самоконтроль (умение следить за своим поведением).
Для выработки этих навыков необходимо знание ЗАКОНОВ безопасного дорожного движения. Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения воспитанников в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «Законов безопасности дорожного движения»:
ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ – ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ!
ПЕРД ВЫХОДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ – ОСТАНОВИСЬ!
НЕ ВИДИШЬ – ОСТАНОВИСЬ!
УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!
Подготовка школьников к безопасному поведению на дорогах должна включать в себя:
систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении, воспитание дисциплинированности и культуры поведения на дороге и в транспорте.

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса
К организационно – педагогическим условиям, определяемым нами как состояние элементов окружающей среды, способствующие эффективной организации педагогического процесса, мы относим:
создание и организацию системы непрерывной подготовки воспитанников объединений ДДТ «Алый парус» к безопасному поведению на дорогах;
специальную подготовку педагогов по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения воспитанников безопасному поведению на дороге и в транспорте;
организацию учебного процесса в общем плане работы МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»;
постоянное взаимодействие с социально – педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку воспитанников объединений к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДД, школы);
наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса.
Организация процесса непрерывной подготовки воспитанников ДДТ к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:
наглядности и доступности обучения;
непрерывности, систематичности и последовательности обучения;
единства теории и практики обучения и воспитания;
учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
ведущей роли педагога при самостоятельности и активности обучающихся;
сотрудничества

При этом педагог должен знать: физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге; факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге; наиболее распространенные ошибки пешеходов – детей, связанные с незнанием собственных возможностей; понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге; психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге; методы работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма; методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их специфику; основные причины нарушения ПДД детьми; наиболее распространенные случаи нарушения ПДД школьниками; основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми; особенности дорожной обстановки в зависимости от времени года и суток.


Функции различных категорий работников МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» в контексте реализации программы

Функции директора МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль.
Функции заместителя директора по УВР:
разработка системы досуговых мероприятий по ПДД для учащихся МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»;
осуществление планирования мероприятий по ПДД.
Функции методиста МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
организация преподавания ПДД на занятиях объединений МКУ ДО «ДДТ «Алый парус», осуществление контроля за преподаванием;
организация учебы педагогов д/о по вопросам преподавания ПДД
Функции педагога – организатора:
разрабатывает и проводит массовые мероприятия по ПДД для учащихся объединений;
оказывает помощь в разработке и проведении профилактических мероприятий в объединениях педагогам дополнительного образования;
Функции социального педагога МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
организация встреч учащихся и их родителей с работниками ГИБДД, медработниками по вопросам безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно - транспортного травматизма
Функции педагогов дополнительного образования МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»:
организация и проведение с учащимися объединений мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно - транспортного травматизма;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
осуществление мониторинга по вопросам безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно - транспортного травматизма






Прогнозируемые результаты

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Сформированность культуры участников дорожного движения у воспитанников МКУ ДО «ДДТ «Алый парус».
Сформированность сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения
Повышение уровня психофизиологических качеств, обеспечивающих ребенку безопасность на улице.

Критерии оценки результативности программы
Сформированность уровня воспитанности обучающихся как законопослушных участников дорожного движения:
Знание правил дорожного движения.
Умение ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию.
Владение навыками безопасного поведения на улице и на дороге.
Готовность учащихся средних и старших классов к осуществлению профилактической работы среди сверстников.
Сформированность уважения к законам и участникам дорожного движения.
Снижение количества детей, нарушающих правила дорожного движения.

Диагностический инструментарий
Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Зачеты








Основные направления деятельности

№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственный


Мероприятия для детей


1
Беседы по ПДД в объединениях
ежемесячно в течение учебного года
педагоги д/о

2
Конкурсно – игровые, познавательные программы
согласно годовому плану
педагоги - организаторы

3
Встречи с представителями ГИБДД, медицинскими работниками
согласно годового плана
социальные педагоги,
педагоги - организаторы

4
Работа объединения для детей младшего школьного возраста «Страна Светофория»
в течение учебного года
педагог д/о – руководитель объединения


Мониторинг


1
Учет проведения бесед по ПДД
ежемесячно
педагоги д/о

2
Конкурс творческих работ «Знатоки на дорогах»
март
методист УР

3
Викторина по ПДД для учащихся среднего школьного возраста
апрель
социальный педагог

4
Конкурсно – игровая программа «Азбука пешехода» для учащихся начального звена
апрель
педагог - организатор

5
Конкурс сочинений, рисунков, коллажей: «Красный, желтый, зеленый»
апрель
методист ВР

6
Анкетирование учащихся «Зачем необходимо соблюдать правила дорожного движения»
апрель
социальный педагог


Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам безопасности дорожного движения


1
Проведение семинаров, методических советов
согласно годовому плану
методист УР

2
Разработка методических рекомендаций по вопросам преподавания Правил дорожного движения
в течение года
методист УР

3
Разработка сценариев по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
в течение года
методист ВР,
педагог - организатор





Тематика бесед по ПДД в объединениях в течение учебного года
«Школа пешехода» для учащихся дошкольного возраста

Тема
Месяц

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Урок первый «Пора не пора – не ходи со двора»
Урок второй «Дорога – для машин, тротуар – для пешехода»
Урок третий «О ступеньках под землю и полосатой зебре»
Урок четвертый «Посмотри налево, посмотри направо»
Урок пятый «Личная безопасность на улице»
Урок шестой «Человек с жезлом на перекрестке»
Урок седьмой «Не играй в прятки с водителем»
Урок восьмой «Азбука дороги»
Заключительная беседа «Как Буратино ходить учился»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май


Для учащихся начального школьного возраста

Тема
Месяц

1
2
3
4
5
6
7
8
9
Мы идем в школу, из школы: «Безопасная дорога»
Кто регулирует движение транспорта и пешеходов
Улица. Дорога. Тротуар. Обочина. Перекресток.
Проходите – путь открыт!
Правила дорожного движения
Ты и улица
Мы по улице идем
Как разговаривает улица
Заключительная беседа «Как Буратино ходить учился»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май


Для учащихся среднего и старшего школьного возраста

Тема
Месяц

1
2

3
4
5
6
7
8
9
Из истории правил дорожного движения
Обязанности пешеходов и велосипедистов и их ответственность за нарушение правил дорожного движения
Организация и регулирование дорожного движения
Элементы дорог
Элементы улиц
Регулирование движения транспортных средств и пешеходов
Дорожные знаки
Движение пешеходов по улицам и дорогам
Первая помощь пострадавшему при дорожно-транспортном происшествии
Сентябрь

Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май


СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА ПДД

Дорожное движение едино для всех для детей и для взрослых. И кроющиеся в нем опасности угрожают как взрослым, так и детям. И Правила дорожного движения едины для взрослых и для детей. Но написаны они без всякого расчета на детей, таким суконным языком и с такими формулировками, что даже не каждый взрослый способен в них разобраться. В некоторых пунктах ПДД или вовсе отсутствуют указания о том, как должны вести себя пешеходы в той или иной конкретной ситуации или даются очень расплывчатые указания.
Адаптировать и дифференцировать ПДД для детей разного возраста – задача не из простых. Ответ на вопрос «Что из ПДД надо знать первокласснику, а что – одиннадцатикласснику?» однозначен – и тому, и другому необходимо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
Учитель, преподающий правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал.















Список используемой литературы
Безопасная дорога в школу. Познавательно – игровое пособие/шеф – редактор Фадеев Б.Г., авторы: Н. Баринова, Е. Войткевич. М.: издательство «Кедр», 2005 г.
Внешкольник. 2008 г. № 3, 4, 5, 6. Подборка материалов по ПДД.
Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1973.
Миткалева Е.М. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Практическое пособие. М.: Издательство «Айрис – пресс», 2005 г. Программа военно – патриотического воспитания молодежи «Во славу отечества»/авторский коллектив Борискин В.Г., Боровкова Н.В., Королюк Э.В., Ксендзов О.А., Курова С.В., Мальцева М.А., Намитова Л.В., Соколова С.Е., Харитонов А.Н., Димитровская типография, 2007 г.
Ольгин О., Кривич М. Школа пешехода. М.: Издательство «Малыш», 1984 г.
Рублях В.Э.Правила дорожного движения . Учебное пособие для учащихся 7 – 8 классов, М.: «Просвещение», 1981 г.
Три сигнала светофора. Учебное издание. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А., М.: «Просвещение», 1989 г.
Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978.










































ПРИЛОЖЕНИЕ







Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЛЫЙ ПАРУС»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
(МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»)







Материалы по ПДД
для педагогов дополнительного образования











Еманжелинский муниципальный район
Красногорское городское поселение
О ЯЗЫКЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Правила дорожного движения являются основным нормативным актом, регулирующим поведение участников дорожного движения. Естественно, что они написаны соответствующим такого рода документам сухим казенным языком. Однако принимать текст ПДД приходится таким, какой он есть. И задача учителя донести содержание ПДД до учеников, сохранив суть их содержания.
Первое, что в этом отношении должен сделать учитель, это обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины (пункт 1.2). При обучении учащихся следует употреблять только указанные в этом пункте ПДД понятия и термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы. К сожалению, на практике учителя употребляют термины и понятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД. Примеров тому предостаточно.
Это:
«улица» вместо «дорога»;
«машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус» или «транспортное средство»;
«мостовая» вместо «проезжая часть»;
«ряд» вместо «полоса движения».
Это и несуществующие «постовой», «островок безопасности» и т. п. Иногда употребляют «Пешеходная дорожка» вместо «Пешеходный переход», имеющие самостоятельное значение, «стоянка» вместо «остановка» или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.
Употребление не существующих терминов и понятий, также как и использование одних вместо других, не только противоречит Правилам дорожного движения, но и приводит к размыванию и искажению правильных понятий, что в свою очередь чревато существенными ошибками в понимании требований ПДД и в практике их применения.
Что касается используемых в ПДД терминов, которые входят в перечень пункта 1.2, то более расширенные их пояснения, чем в самих Правилах, имеются в «Комментарии к Правилам дорожного движения РФ».
Разумеется, учитель не только сам должен быть аккуратен и точен в использовании в своей речи терминов, применяемых в ПДД, но и должен требовать того же от учеников, которые должны не только их знать, но и понимать их значение.
Любые требования и установки Правил дорожного движения обязаны носить строго нормативный и ясно выраженный, а не либеральный и невнятный характер. Именно так учитель должен трактовать ПДД.
И еще о языке Правил. Видимо, в стремлении донести доходчиво до детей их содержание, некоторые учителя обращаются к детям (иногда даже не только к младшим, но и к школьникам средних классов) так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшительных существительных и других ласкающих слух слов и выражений. Эти благие намерения не только не делают язык более доступным и понятным, но и искажают реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики. Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителей с учениками должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого со взрослым.
На уроках ПДД следует уделять особое внимание умению учащихся ясно и четко выражать свои мысли, добиваться точных формулировок в ответах на вопросы, в объяснениях своих действий, связанных с безопасным поведением на дороге.


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПДД

Светофор

Светофор регулирует движение пешеходов и всех транспортных средств. На уроках, посвященных теме «Светофор», следует рассказать о разных типах светофоров, но особое внимание нужно уделить тем светофорам, сигналам которых должны подчиняться пешеходы. Это два типа светофоров пешеходный светофор с сигналами красного и зеленого цветов и трехсекционный транспортный светофор с сигналами красного, желтого и зеленого цветов, которыми пешеходы и должны руководствоваться (см. п. 4.4. ПДД).
Следует особо подчеркнуть, что сигналы транспортных светофоров не распространяются на пешеходов. Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров только сигналами трехсекционного транспортного светофора.
Из года в год на уроках ПДД детям закладывается устаревшая установка, которой нет в Правилах дорожного движения:
красный «стой»
желтый «приготовься»
зеленый «иди».
В таком изложении, отсутствующем в ПДД, это «правило» часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., потому оно хорошо усваивается и запоминается. Следуя такому «правилу», дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так!
Ведь в ПДД (см. п. 6.2.) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры.
Еще раз о сигналах трехсекционного светофора. Кроме уже сказанного о сигналах транспортного светофора следует иметь ввиду еще и следующее: «Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает. И вскоре будет включен запрещающий сигнал»... (ПДД п. 6.2.)
Однако пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу пешеходам при переходе дороги опасно, тем более детям. Этим разрешением допустимо воспользоваться, если пешеход видел, когда зеленый сигнал начал мигать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигнала. Детям не следует давать такую рекомендацию! Будет правильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мигающему сигналу и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу!
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение пешеходов и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала. Следует разъяснять детям опасность перехода дороги по этому сигналу, потому что в этот момент слева и справа могут двигаться транспортные средства, спешащие закончить движение до включения для них запрещающего сигнала.







2. Регулировщик

Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора, но даже самые современные системы светофорного регулирования иногда не в состоянии справиться с управлением движением. Тогда возникает необходимость непосредственного вмешательства человека в регулирование движением и на смену светофору приходит регулировщик, сигналы которого обязательны для всех участников движения.
«Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки» (п. 6.15 ПДД).


3. Пешеходный переход

«Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенной знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 или 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки (зебры) ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками.







О правилах перехода дороги (пересечение проезжей части)
Основные требования к пешеходам при переходе дороги изложены в ПДД.
«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии на перекрестках по линии тротуаров и обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» (ПДД п.4.3.).
«В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при отсутствии транспортного светофора» (ПДД п.4.4.).
Эти требования надо выполнять неукоснительно, имея в виду, что это все-таки лишь основные правила пересечения проезжей части при переходе дороги. Существует ряд других правил. Часть из них изложены в тех же «ППД РФ» (п.п.4.5. 4.7.), другие выработаны практикой, направлены на повышение безопасности пешеходов и не противоречат действующим правилам. В то же самое время существует ряд ошибочных стереотипных правил, применение которых недопустимо, потому что они опасны.
Так, например, имеющее место быть на практике правило для пешеходов: «...посмотри налево, дойдя до середины, остановись, и посмотри направо», как раз является именно такой опасной ошибкой, поскольку не обеспечивает безопасность пешехода. Для устранения этой ошибки, в первую очередь, следует объяснить учащимся, что дороги бывают с двухсторонним движением и односторонним движением. Это требует тщательного разъяснения и надежного закрепления.
Дорога с двухсторонним движением
На дороге с двухсторонним движением транспортные средства движутся по проезжей части навстречу друг другу, придерживаясь правой стороны.


Середину проезжей части определяет дорожная разметка разделительная линия.

Разделительная линия может быть также условной, т.е. не нанесенной краской на проезжую часть.
Кроме разделительной линии еще существует разделительная полоса. Часто считают, что разделительная линия и разделительная полоса это одно и тоже, но это является ошибкой.
«Разделительная полоса» конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов».
Отдельно следует сказать о так называемом «островке безопасности». В ПДД нет ни определения, ни обозначения «островка безопасности», таким образом, он просто не существует, и поэтому имеющие место рекомендации пользоваться им является ошибочными.
Имеющиеся кое-где на дорогах «островки», а точнее разделительные полосы не дают никаких оснований, чтобы ориентировать учащихся на их существование как на обязательные элементы безопасности. Это разделение потоков транспортных средств.
Правила перехода дороги с двусторонним движением
1. Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик (бордюр), и посмотри налево, т.к. при правостороннем движении транспортные средства движутся слева направо.
2. Посмотри направо, чтобы убедиться нет ли близко транспорта на противоположной стороне. Если он есть, то, пройдя половину пути до середины дороги, тебе придется остановиться, чтобы его пропустить. А стоять на середине проезжей части нежелательно, так как это небезопасно. Значит, начинать переход не следует.
3. Еще раз посмотри налево, чтобы быть уверенным в безопасности перехода. Убедившись, что слева и справа путь безопасен, можно начинать переход.
4. Постарайся рассчитать время перехода таким образом, чтобы пересечь проезжую часть дороги за один прием. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется.
5. Идти следует быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорожной обстановкой слева.
6. Дойдя до середины, обязательно обрати внимание направо, если транспортные средства на безопасном расстоянии, можно закончить переход.
7. Если не успел закончить переход, то необходимо остановиться на середине дороги, на разделительной линии.
8. Стоя на середине, нельзя делать никаких резких движений, не отступать назад, не глядя. Когда путь освободится, можно закончить переход.
Следует особо подчеркнуть практика убедительно доказывает, приостановка на разделительной линии опасна для пешехода! Он остается межу двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.
Детям следует объяснить опасность остановки на разделительной линии, что она допустима только в крайних случаях при соблюдении очень большой осторожности.
Дорога с односторонним движением
На дороге с односторонним движением транспортные средства движутся в одном направлении, проезжая часть полностью по всей ширине используется для движения в каком-либо одном направлении (только налево или только направо). Из сказанного следует, что существуют разные правила перехода дороги с односторонним движением и с двусторонним движением. Первостепенной задачей являются объяснение и закрепление основного правила, необходимого при любом переходе проезжей части: обязательно остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик. Это необходимо, чтобы внимательно осмотреть проезжую часть и определить, какой является дорога с двусторонним или односторонним движением.
Правила перехода дороги с односторонним движением
1.Определи, в каком направлении движутся транспортные средства (налево или направо).
2.Постарайся рассчитать время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием, т.к. остановка на середине дороги опасна! Практически невозможна!
3.Убедись, что нет машин, движущихся задним ходом (навстречу движению).
4.Начинай переход только тогда, когда транспортные средства находятся на достаточно безопасном расстоянии для пешехода.
5.Переходи быстрым, но спокойным шагом.
6.Не прекращая движения, наблюдай за той стороной дороги, откуда идет движение.


Пешеходные переходы на перекрестке

Перекресток является одним из самых опасных мест на дороге. Здесь пути движения транспортных средств пересекаются не только между собой, но и пересекают пути движения пешеходов.
В первую очередь, при объяснении темы «Перекресток», необходимо дать точное определение перекрестка.
«Перекресток» место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.
Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий» (ПДД п. 1,2.).
Затем следует ознакомить учащихся с разными типами перекрестков.
Х-образный четырехсторонний




У-образный трехсторонний



Многосторонний перекресток





Площадь – перекресток сложной формы

«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым...» (ППД п. 13.3.).
При переходе дороги по пешеходному переходу, расположенному на перекрестке, пешеход всегда должен обращать внимание на сигналы, подаваемые при поворотах (световые указатели, соответствующего направления) транспортными средствами.
Сигналы поворотов установлены по три с каждой стороны автомобиля. При повороте налево включается левый сигнал поворота. При повороте направо правый сигнал поворота.



Правила перехода по пешеходному переходу на нерегулируемом перекрестке
1. Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик, чтобы иметь возможность внимательно осмотреть проезжую часть.
2. Определи, в каких направлениях движутся транспортные средства. Не приближается ли транспорт, поворачивающий в сторону пешехода.
3. Пропусти весь приближающийся транспорт.
4. Убедившись, что поворачивающий транспорт пропускает пешеходов, можно начать переход.
5. Рассчитай время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием.
6. Иди быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорожной обстановкой слева.
7. Дойдя до середины, обязательно посмотри направо, если транспортных средств нет, можно закончить переход.
8. Идти по переходу надо, придерживаясь правой стороны, под прямым углом к тротуару.
При объяснении правил перехода на нерегулируемом перекрестке необходимо заострить внимание учащихся на том, что при переходе опасности могут возникнуть со всех сторон нерегулируемого перекрестка.
Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке
1. Остановись на краю тротуара (не наступая на поребрик), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть.
2. Дождись зеленого сигнала светофора.
3. Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов.
4. Обрати внимание на поворачивающий транспорт.
5. Переходи быстрым, но спокойным шагом.
6. Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
7. Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей части надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.
8. Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал и транспортные средства справа стоят.
9. Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа.
Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЛЫЙ ПАРУС»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
(МКОУ ДОД ДДТ «Алый парус»)







Материалы по ПДД
для работы с родителями












Еманжелинский муниципальный район
Красногорское городское поселение


Вниманию родителей

Уважаемые родители! Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки, несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека о детях и подростках.

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.
Пройдите вместе с ребенком по привычному маршруту в школу и обратно. Поговорите о том, почему очень важно ходить одной и той же дорогой. Обратите внимание ребенка на все опасности и скрытые «ловушки», которые могут подстерегать его на пути. Продумайте маршрут так, чтобы он стал более безопасным.
Прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести велосипед (мопед), родителям следует обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест велосипедных дорожек, стадиона, парка или школьного двора. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в соседний квартал. Оказавшись на проезжей части, в потоке автотранспорта даже подготовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке одновременно работать ногами, удерживать руками руль, контролировать вокруг себя ситуацию и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно. Не следует забывать, что велосипед транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.
Если вашему ребенку не исполнилось 12 лет, он не имеет права ездить на переднем пассажирском сиденье автомобиля. Самое безопасное место в машине за спиной водителя.
Во время каникул неважно, останется ли ваш ребенок в городе или уедет. Необходимо использовать любую возможность напомнить ему о правилах дорожного движения. Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.
Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример самая доходчивая форма обучения.
Для обучения своих детей основам безопасного поведения детей на дороге рекомендуем прочитать раздел о дорожных «ловушках».

Рекомендации для родителей

Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».
Главная опасность стоящая машина! Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади! Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода. Умейте предвидеть скрытую опасность! Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.
Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее. Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность. Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя. На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина! Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
На улице крепко держите ребенка за руку! Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.
Арки и выезды из дворов места скрытой опасности! В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.


Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых.
Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.
Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.


Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «АЛЫЙ ПАРУС»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
(МКОУ ДОД ДДТ «Алый парус»)







Материалы по ПДД
для работы с ДЕТЬМИ











Еманжелинский муниципальный район
Красногорское городское поселение

Для велосипедистов
По законодательству управление велосипедом по дорогам разрешено с 14 лет, мопедом с 16 лет. Однако вряд ли в 14 лет ребенок осознает всю ответственность, обладает определенными способностями и достаточными психофизиологическими качествами для самостоятельных поездок в городских условиях.
Что, прежде всего, следует знать велосипедистам?
Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны световозвращателем оранжевого или красного цвета.
Велосипедисты должны двигаться только по крайней правой полосе, допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Запрещается ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки, также перевозить груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению; поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении Недопустимо управлять велосипедом, не держась за руль. Ни на раме, ни на багажнике велосипеда и мопеда нельзя перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, но в этом случае должно быть оборудовано дополнительно сиденье с подножками.
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80–100 м.
Кроме всего, приобретите специальные средства защиты от травм. В настоящее время в продаже имеются защитные шлемы, накладки на локтевые и коленные суставы, конечно же, это не решит всех проблем, но существенно снизит силу удара, приходящуюся на данные части тела при случайном падении.
Для детей-пассажиров
Когда ты едешь в транспорте, то являешься пассажиром. Кажется, что ничего трудного тут нет сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила безопасности.

На остановке ожидают общественный транспорт люди. Самые нетерпеливые выскакивают прямо на проезжую часть. При этом можно поскользнуться и упасть под колеса автобуса. Что случится дальше, легко догадаться. Поэтому, когда ждешь автобус или троллейбус, никогда не стой на краю тротуара и не выбегай на проезжую часть. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса.

Входи в транспорт через среднюю и заднюю двери, выходи через переднюю. Не задерживайся, сразу проходи внутрь салона. Не стой у дверей, мешая другим людям. Кроме того, это небезопасно, ведь двери закрываются и открываются автоматически.

Находясь в салоне автобуса, не думай о том, что теперь за твою безопасность отвечает водитель. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю придется вдруг резко затормозить. Держись за поручни! В ситуации экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку это больные и пожилые люди. Помни: уступать им места это правило не только вежливости, но и безопасности.

Подготовься к выходу заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, не спеши. Особенно, если тебе нужно перейти на другую сторону улицы. Приучи себя к правилу: переходить улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки и только на перекрестке или по пешеходному переходу.

Если тебе еще нет 12 лет, ты не имеешь права ездить в легковых автомобилях на переднем пассажирском сиденье. Потому, что это место самое опасное. А самое безопасное место за спиной водителя. Если ты едешь на этом безопасном месте, при экстренном торможении у тебя будет меньше всего шансов серьезно пострадать. Находясь в автомобиле, не мешай водителю, не отвлекай его.


Для детей-пешеходов
Когда ты идешь по улице пешком, то являешься пешеходом

Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движения по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.
Для того чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра». Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, прислушайся, посмотри налево и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри направо, и при отсутствии транспорта закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор
Он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов стой, желтый жди, зеленый иди. Никогда не переходи улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.
Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно.
Переходи, а не перебегай!
Чтобы не оказаться на дороге в аварийной ситуации, ты должен понимать, когда автомобиль становится опасным. Машина не может остановиться мгновенно, даже если водитель нажмет на тормоз. Она еще несколько метров будет быстро скользить по дороге. Так быстро, что не успеешь сделать даже шага назад.
Намного безопасней, если ты и водитель видите друг друга издалека. Тогда и он успеет затормозить заранее, и ты сможешь вовремя остановиться.
Главное правило безопасного поведения предвидеть опасность. Замедли шаг, прислушайся, когда подходишь к арке, углу дома в общем, к любому месту, откуда может неожиданно выехать машина.

Умный пешеход никогда не выбежит на дорогу, даже если это место для перехода. Он пойдет спокойно, потому что для водителя выскочивший на дорогу человек всегда неожиданность, и неизвестно, сумеет ли водитель с этой неожиданностью справиться.

Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или зимой на санках.

Знай, правила безопасности пешеходов, не нарушай их, научись применять в жизни!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Рисунок 15 Заголовок 1<ђ Заголовок 2<ђ Заголовок 3~ђ Заголовок 5~ђ Заголовок 6~ђ Заголовок 7~ђ Заголовок 8<ђ Заголовок 915