Фонетическая зарядка для дошколят. Консультация для педагогов детского сада.
Фонетическая зарядка для дошколят. Консультация для педагогов детского сада.
Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей 2-4 лет с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко- произносительных навыков, просодической стороны речи детей.
Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.
С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь малышей.
Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста, занятиях по подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками, коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки.
-А-
Воздух в носик набирайся,
"А" теплее выдувайся.
Мишеньку качай,
"А" ему напевай!
А-А-А-А.
А - красивый звук какой
Ну- ка шире рот открой.
(В игре используется игрушка "мишка". Звук "А" произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).
-Э-
Мишка песню напевает,
Мишка ротик открывает.
Шире ротик открывай
И Мишутке подпевай:
Э - Э-Э-Э.
Мишка улыбается
И не напрягается
Улыбнись, "Э" протяни,
Подбородок опусти.
(В игре используется игрушка из кукольного театра - "Мишка", с опускающейся нижней челюстью).
- Как поет козленок: МЭ - МЭ,
А барашек как поёт - БЭ - БЭ.
-И-
1. Посмотрите, как Петрушка
Тянет ротик прямо к ушкам
И скажите: И - И - И - И,
Ротик к ушкам растяни.
(В игре используется игрушка "Петрушка").
2. "Песенка Ослика"
И - А, И-А!
Ослик так поет всегда.
3 И-И-И-И!
Эй, лошадка,
Нас вези.
И быстрее ты скачи.
(В игре используется игрушка "Лошадка").
-О-
Шарик губками возьми, "О" тихонько протяни!
(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).
Курочка поёт КО-КО-КО,
Не ходите далеко.
(В игре используется игрушка "Курочка").
"Котик испугался" Котик маленький гулял
И собачку увидал.
Ой! Ой! Ой! Ой! Испугался котик мой.
(В игре используются игрушки "Собачка" и "Котик").
Заболела куколка, Надо ей поспать.
Заболела куколка, Начала стонать. О-О-О-О.
(В игре используется игрушка "Кукла ").
Покачайте головой: Ой - Ой - Ой!
Покрутите головой - влево, вправо, вниз: Ой, Ой!
-У-
1. "Куколка заболела".
Плачет Уленька "Уа"!
Моя куколка больна.
(В игре используется игрушка "Кукла").
2. "Паровоз мчится".
Загудел паровоз - У! У! У!
И ребяток повёз: У! У! У!
"В лесу".
Заблудились мы в лесу
И кричим: АУ! АУ!
"Позовём утят" Ути - Ути - Ути!
"Позовём голубей": гули - гули - гули.
-Ы-
"Гудок парохода": Ы - Ы - Ы.
"Капризничаем": ГЫ - ГЫ - ГЫ.
"Позовём цыплят": ЦЫП - ЦЫП - ЦЫП.
-Ф-
Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
·Ф-ф-ф на выдох говори.
Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай,
Ручки вниз опускай,
Ф - Ф - как ветер напевай.
"Ёжик фыркает"
Ежик по лесу бежал,
И грибочек увидал.
И от радости фырчал: Ф -Ф-Ф-Ф.
-В-
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай.
В - В - В - В.
Начинает вьюга выть,
В - В - В - ребятам говорить.
-П-
Открывает рыбка рот,
Да не слышно, что поёт.
П – П – П -- П
(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).
Воздух в носик надувайся,
П-п-п-п сквозь губы прорывайся!
"Сосание из бутылочки": П-П-П-П.
"Поцелуй мамы": П-П-П-П.
"Телефон не отвечает": ПИП - ПИП.
-Б-
"Б" легко произнеси,
Голосок свой подключи!
Баю - баюшки - баю,
Баю Любоньку мою!
"Машина сигналит"
Ехала машина,
И всем кричала.
"Уйдите с дороги,
Сигналю для начала".
Би – БИ - БИП.
-Т-
Губы улыбаются,
И не напрягаются.
В дверку постучим с тобой:
ТОЙ - ТОЙ - ТОЙ.
Строим домик для бельчат,
Молоточки стучат:
Т-Т-Т; Т-Т-Т.
"Испорченный барабан":
ТЫ - ТЫ - ты.
"Обожгли язычок": Т-Т-Т.
- Д -
Мы построить дом хотим,
Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмём,
Дружно гвоздики забьём,
Д - легко произнесём.
Строим домик для зайчат,
Молоточки стучат:
Т - Д; Т - Д; Т - Д; Т - Д.
"Замёрзли дети": Д - Д - Д.
"Барабан барабанит": Д-Д-Д;Д-Д-Д.
-С-
Кран откройся!
Нос, умойся!
Нос, умойся!
Воды не бойся!
С – С – С – С.
Тоненькая струйка льётся,
Тихо песенка поётся С'-С'-С'.
Ручеёк в лесу поёт
И детей играть зовёт!
Губы к ушкам растяните.С' - С' - тихонько говорите
И за ручейком бегите!
(Бег "змейкой", имитируя движения ручейка, произнося звук [С']).
Ручеёк бежал, в реку он попал
И рекою стал ...
Река шире ручейка,
Вот такие берега.
Да и песенка другая,
Вот она какая - "С - С - С"
За рекою мы пойдём, Песенку её споём!
С-С-С-С.
Кто же так поёт –
СА-СА-СА?
Это к нам летит оса.
ОС-ОС-ОС-
Превращаю деток в ос!
В поле летите,
"С" говорите.
(Дети изображают полёт ос).
-З-
Вот большой комар летит
И сердито он звенит:
3-3-3.
Большой комар улетел,
Но кто - то, снова зазвенел!
Маленький звенит теплее,
Он, наверное, добрее!
З'-З'-З'.
3 3 3 як вам лечу,
Очень я играть хочу.
Я не буду вас кусать,
В прятки будем мы играть!
-Ц-
Будем тихо мы сидеть,
"ТС" тихонько будем петь.
Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.
Ц-Ц-Ц-Ц.
Красивая и правильная речь - залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.
Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.
15