Статья Духовно-нравственное развитие старшеклассников в современном обществе.


Духовно-нравственное развитие старшеклассников в современном обществе.
Учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназии№17
Ворошиловского района Волгограда
Л.А. Федотова.
Современная школа активно влияет на формирование мировоззрение учащихся, способствует духовному и нравственному становлению ,что вносит определённый вклад в решение проблем духовно-нравственного развития старшеклассников. Эти проблемы напрямую связаны с преодолением нравственного раскола и духовного кризиса в обществе (беспризорность, суицид, наркомания, наркомания, алкоголизм, детская преступность). Решение данных проблем способствует воспитанию такого человека, который воспринимает нормы и правила общественной морали, как собственные убеждения, привычные формы поведения.
Воспитание подрастающего поколения волновало людей всегда, особенно остро это ощущается именно сегодня, в эпоху резких изменений требований к человеку со стороны общества.
Проблемы духовно-нравственного воспитания поднимали в своих исследованиях философы, психологи, педагоги: Н.А. Бердяев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачёв, Н.Д.Никандров, Л.Н. Погодина и др.
Современное же общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь человека, основанную на добре, истине, красоте, на гражданско-патриотических чувствах, готовых работать во благо Родины, встать на её защиту.
Важным моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков, секций и всех заинтересованных лиц. Всё это позволяет помочь в решении проблем воспитания: не навязывать созданные обществом правила, но включать ученика в круг определённых нравственных идеалов и ценностей. Далее мы подробнее остановимся на двух постулатах духовно-нравственного воспитания старшеклассников: семейное и патриотическое воспитании.
Современная семья во всём мире переживает кризис. Это признано мыслителями, представителями религиозных конфессий и общественными деятелями. В России 2008 год был объявлен Годом семьи для того, чтобы попытаться наметить пути решения многих проблем современной ячейки общества. Полноценная личность может развиваться только в духовно-здоровой семье. А духовно-здоровая семья- это не семья без трудностей, а семья, которая умеет правильно реагировать на них. Именно поэтому так важно в работе со старшеклассниками не просто сотрудничать, а «соработничать» с родителями, которые, в свою очередь, не могут не осознавать, что это долгий и упорный труд, плоды которого будут пожинаться в течение всей жизни.
Не менее важным аспектом в воспитании старшеклассников является и патриотическое воспитание. В последние годы в массовом сознании понятию «патриотизм» возвращается его истинный смысл. Ведь патриотическое воспитание необходимо не только перед лицом внешней угрозы. Россия- страна, где проживают представители разных народов. Всех их объединяет осознание того, что это наш общий дом. Все мы, живущие в России, должны любить свой дом, двор, знать названия растущих в ней цветов, деревьев, знать своих предков, историю своей семьи. Ведь страшно быть «Иванами, не помнящими родства». Иерархия ценностей нашего государства должна претерпеть существенные изменения. Часто ли задумывается каждый из нас: «Что я сегодня сделал для Родины». Разве не к нам обращены слова старого Тараса Бульбы «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело»1. Будем надеяться и верить, что такое время сегодня , благодаря мудрому сотрудничеству, наступает.
Доктор педагогических наук Подласый Иван Павлович считает: «Воспитанный человек отличается от невоспитанного лишь одной, но главнейшей особенностью, - духовностью. Определяющей характеристикой человека воспитанного есть надлежащее развитие духовной жизни, сформированность духовной культуры»2. Вот и современная школа не может оставаться сторонним наблюдателем процесса насаждения чуждой нашему обществу идеологии, ведущей к нравственному разложению общества.Педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности старшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств старшеклассника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
1.Гоголь Н.В. Собрание сочинений .М. Новый ключ. Том 3. 1998.С.126
2.Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 1. М. 2007. С. 28.