РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по обществознанию «Права человека в современном мире»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска
__________________Коленько Г.Н.
Приказ № 143 от 27.08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка по обществознанию «Права человека в современном мире»
Уровень общего образования (9-е классы) основное общее (9 класс)
Количество часов 34
Учитель Клинников Олег Петрович
Программа разработана на основе
авторской программы А.И.Кравченко курса «Обществознания» для 9 класса.

1 РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
ФЗ «Об образовании в РФ» (статья №28).
Устава МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска (ст.9.11, 9.12).
Основной образовательной программы МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска.
Государственного образовательного стандарта основного общего образования. (Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования)
Учебного плана МБОУ гимназии №3 г. Пролетарска на 2015-2016 учебный год.
Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»
Авторской программы А.И.Кравченко курса «Обществознания» для 9 класса.
Кружок«Права человека в современном мире» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме.Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к ОГЭ или экзамена;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической, духовной подсистем. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 8-9классы»
При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы: лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические занятия.
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ЕГЭ.
2 РАЗДЕЛ
Общая характеристика предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. 3 РАЗДЕЛ
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недель из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часов в год.
4 РАЗДЕЛ
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.)
Тема 1. Современное общество.(4 ч.)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества.
Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.
Социальные конфликты, пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей. (9ч.)
Биологическое и социальное в человеке.
Человек и его ближайшее окружение.
Личность и межличностные отношения.
Семья как малая группа
Особенности подросткового возраста.
Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы.
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали.
Мышление и речь
Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (8ч.)
Экономика и её роль в жизни общества.
Экономические системы.
Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности.
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Предпринимательство.
Рынок и рыночный механизм.
Экономические цели и функции государства.
Тема 4. Политика и право(8 ч.)
Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р. Ф.
Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан.
Правовое государство и гражданское общество
Тема 5. Духовная жизнь общества.(3ч.)
Формы и разновидности культуры
Образование и самообразование
Итоговое повторение (1ч.)
5 РАЗДЕЛ
Тематическое планирование
Учебно-тематический план курса
№ п\пНазвание раздела Кол-во часов
1 Вводный урок 1 час
2 Тема I. Современное общество. 4 часа
3 Тема 2. Человек среди людей. 9 часов
4 Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. 8 часов
5 Тема 4. Политика и право. 8 часов
6. Тема 5. Духовная жизнь общества. 3 часа
7. Итоговое повторение 1 час
Итого 34 часа
6 РАЗДЕЛ
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Названия тем, уроков Количество
часов
1 Введение. 1
Тема 1. Современное общество 4
2 Общество – динамичная саморазвивающаяся система 1
3 На пути к современной цивилизации 1
4 Глобальные проблемы современности 1
5 Социальные конфликты и пути их решения. 1
Тема 2. Человек среди людей 9
6 Биологическое и социальное в человеке. 1
7 Человек и его ближайшее окружение. 1
8 Личность и межличностные отношения. 1
9 Семья как малая группа 1
10 Особенности подросткового возраста. 1
11 Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. 1
12 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. 1
13 Мышление и речь 1
14 Межличностные конфликты, их конструктивное решение. 1
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества 9
15 Экономика и её роль в жизни общества 1
16 Экономические системы. Разбор ситуаций 1
17 Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. 1
18 Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. 1
19 Предпринимательство. 1
20 Рынок и рыночный механизм. 1
21 Экономические цели и функции государства. 1
22 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. 1
23 Налоги, уплачиваемые гражданами. 1
Тема 4. Политика и право 8
24 Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства Р. Ф. 1
25 Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан 1
26 Политический режим. Демократия. 1
27 Правовое государство и гражданское общество 1
28 Власть. Роль политики в жизни общества. 1
29 Органы государственной власти Российской федерации. 1
30 Правоохранительные органы в Российской федерации. 1
31 Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. 1
Тема 5. Духовная жизнь общества 2
32 Формы и разновидности культуры 1
33 Образование и самообразование 1
34 Итоговое повторение 1
Итого 34
7 РАЗДЕЛ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение для обучающихся:
а) Кравченко, А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: Учебник для 9 класса – М.: Рус. слово, 2010
б) учебное электронное издание по курсу «Обществознание» под ред. Л. Н. Боголюбова для 8-11 классов (совместно с любым УМК)
в) коллекции видеофрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций;
г) наличие в учебном кабинете ПК, выхода в Интернет
д) проверочные и текстовые материалы, ориентированные на образовательные стандарты
е) основные Интернет-адреса: http://www.mon.gov.ru - Министерства образования и науки
http://www.fipi.ru. – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 классов общеобраз. учреждений/ Под ред. Л. Н. Боголюбова – М., 2010
Кравченко. А. И., Певцова, Е. А. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобраз. Учреждений – М., 2010
Методика преподавания обществознания в школе: Учебник для студентов пед. ВУЗов/Под ред. Л. Н. Боголюбова – М., 2010
Обществознание. 10-11 класс. Уроки учительского мастерства/ Сост.: Т. А. Корнеева – М., 2010
Шевченко, Н. И. Педагогические технологии: специализация школьников на уроках обществознания – М., 2010
Материально - техническое обеспечение:
Компьютер
Проектор
Принтер
Интерактивная доска.
8 РАЗДЕЛ
Результаты освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплин и система их оценки
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравниватьсоциальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни;
приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оцениватьповедение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска
от 26.08.2015 года №1
Руководитель МС _________Савченко О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________________Савченко О.Н.
27.08.2015 года