Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников в современном мире.


О.В.Исаева
г.Волгоград, МОУ СШ №6
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности младших школьников в современном мире.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, школа, церковь и государство.
В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе.
В работе говорится о духовности, как ценностном измерении высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
На своих уроках-занятиях, хотим приобщить детей к тому, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которые можно при желании увидеть, что мы и пытаемся делать.
Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельны. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки цикла занятий по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся.
Цель работы: сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию; формирование толерантности сознания, чувства милосердия и сострадания к ближнему.
Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
-воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, учить различать добро и зло;
-формирование чувства любви к Родине, городу , школе на основе изучения национальных культурных традиций и исторических ценностей;
-развитие музыкальной культуры, приобщение учащихся к классической, духовной и народной музыке;
-ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание учащихся.
Поставленной цели в работе можно достигнуть путём:
-духовного просвещения семьи;
-диагностики знаний детей о духовно-нравственных ценностях;
-установление социально-культурных связей (посещение музеев, библиотек, с целью -знакомства с духовными ценностями и историей Отечества);
-этические беседы, встречи с семьями, посещающими храмы;
-чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике.
Формы деятельности на занятиях .
Беседы на темы повседневной жизни, жизни литературных героев и окружающего мира развивают в детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг них. Беседы по духовно-нравственному воспитанию построены так, чтобы, начиная от самих детей, их ежедневных потребностей и нужд осуществлялся постепенный переход к другим людям и ко всему миру.
В процессе воспитания чтение сказок - универсальный способ разговора с детьми. То, что поймёт и почувствует ребёнок через сказку, ему не объяснить ни какими другими словами. Некоторые сказки, словно сверкающие жемчужины любви, доброты, света и счастья. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему сказки. Сказка должна войти в сердце ребёнка. Он должен её прожить. Поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребёнок не давал определённые ответы, подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.
Чтение Евангельских историй помогут детям лучше понять и запомнить события, о которых идёт речь в Священном писании. Поскольку это не канонический текст, каждый читающий может добавлять к нему свои размышления и подробности. Тогда чтение превратится в беседу, а что может быть важнее для воспитания ребёнка, чем умный и серьёзный разговор о таких вещах, как ВЕРА, СОВЕСТЬ, ДОБРОТА и ЛЮБОВЬ…
Невозможно представить духовно-нравственное воспитание без музыки, живописи, поэзии. Но надо сделать так, чтобы остался след в сердце каждого ребёнка, независимо от его развития. Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно разбирают их произведения, но почти не уделяется внимание духовной основе творчества. Что они думали о смысле жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели донести своими произведениями до людей? А ведь это самое главное.
Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребёнка чуть-чуть приоткрыться – и она уже отзывается стихами, сказками, рисунками.
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Через игру педагог может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение, отмечать те или иные закономерности. Игра даёт возможность детям расслабиться, раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Но следует помнить, что преподаватель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать её уроком жизни.
Православные праздники представляют основные моменты Священной истории и несут в себе живое воспоминание о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери. Православные праздники имеют несколько степеней торжественности. Главных праздников двенадцать, и называются они, поэтому двунадесятые: Рождество Христово, Крещение Господне, или Богоявление, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Праздник Святой Троицы, Преображение Господне, Успение Богородицы, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Богородицы.
Цикл примерных занятий
Цикл Цель Православные праздники Тема урока
Дыхание осени Расширить представления детей о приметах, чудесах, событиях времени года.
Показать, чему может научить человека данное время года.
Показать, что человек должен верить в добро, в дружбу, в любовь.
Определить, как что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро.
Обсудить, во что должны верить люди разных профессий. • 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы
1.Мы все разные.
2.Корни есть не только у дерева.
3.Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях народов России.
4.Библейские представления о происхождении мира и человека.
5.В жизни всегда есть место подвигу.
Зимние чудеса Познакомить с чудесами , которыми та или иная человеческая любовь землю одаривает.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы
7 января - Рождество Христово
7 - 17 января - Святки
19 января - Крещение Господне (Богоявление)
8 февраля - 14 февраля - Сырная (Масленица) 1. Мир просит тебя: открой меня заново!
2.Праздник Рождества Христова.
3. «Крещенские» морозы.
4.Защита проекта «Масленица».
5.Как сохранить прекрасное, вечное…
Портрет весны Определить, какие сокровища бывают (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, любовь, сострадание, стремление к совершенству);
Организовать и провести игру: «Что помогает душе расти»;
Обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь, если бы на один день были даны крылья.
Познакомить с репродукциями картин художников о лете;
Развивать эстетический вкус и художественные способности ;
Организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
• 28 марта - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
• 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
• 4 апреля –Пасха
5 - 10 апреля - Пасхальная неделя(Светлая)
• 13 мая - Вознесение Господне
• 23 мая - День Святой Троицы. Пятидесятница. 1.Счастье обновления.
1. Сила и дар любви.
2.Интегрированный урок литературное чтение и технология «Воскресенье вербное. Цветок веры».
3. Интегрированный урок литературное чтение и ИЗО «Светлое Христово Воскресение (Пасха)».
4. Работа с «Картинной галереей». Андрей Рублев «Троица».
«День Святой Троицы».
Летняя краса Познакомить с репродукциями картин художников о лете;
Развивать эстетический вкус и художественные способности ;
Организовать и провести игру «Чем пахнет лето»;
Обсудить изменения, которые происходят в людях и природе с приходом лета. • 19 августа - Преображение Господне
28 августа - Успение Пресвятой Богородицы
12 июля - Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 1.Душа - это наше творение.
«Дерево добра»
2.«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
3. Отворите волшебные двери добра и доверия.
4. «Имена и судьбы колоколов».
5. Их почитают на Руси.
Исходя из вышесказанного, хочется подчеркнуть большое значение проявления духовности, а точнее ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям. Определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное совершенствование, формирует у детей и подростков высокое патриотическое сознание, верность своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.