Практикум на курсах повышения квалификации на тему: «Требования к современному уроку русского языка»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Т НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И
СПОРТА АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕМПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Кафедра инклюзивной педагогики и андрагогики





Тема учебного практикума:

«Требования к современному уроку русского языка»




Учебный практикум
слушателя курсов
«учителя начальных классов»
Мартинович Ирины Анатольевны


Старший преподаватель
кафедры инклюзивной педагогики и андрагогики
Гавриш А.И.


Симферополь - 2014
Требования к современному уроку русского языка

В «Основных направлениях реформы общеобразовательных и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Существенно обогащается и социальная функция образования. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью, быть способны к сотрудничеству и обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
Современный урок отличается  от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой, темпом и т.д. Отсюда – нетрадиционные виды урока: киноурок, урок исследовательского типа (уроки изучения нового учебного материала), урок-экскурсия, урок-рассуждения. Нетрадиционные виды урока трудно переоценить в их воздействии на ум, наблюдательность, мышление младшего школьника. Дети пополняют словарный запас, знакомятся со значением неизвестных ранее слов, рассуждая, размышляя, сопоставляя факты, выделяя основную мысль в прочитанном рассказе, увиденном фильме. В результате работы рождается рассказ – собственное произведение ребёнка, которым он гордится, чёткое по структуре и ёмкое по содержанию. Значимые результаты приносит работа по моделированию художественного произведения. Дети с удовольствием включаются в урок – игру по продолжению сказки, с интересом фантазируют, изменяя или фабулу рассказа, или время года в сказке, или подвергая главного героя необыкновенным испытаниям.
Все исследователи младшего школьного возраста сходятся на том, что основная особенность ребёнка этой ступени обучения заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми располагают дети этого возраста, в возможностях, которые лежат в зоне ближайшего развития младшего школьника. Поэтому педагогика урока должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Требования, предъявляемые к современному уроку:
урок должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи.
Урок развития речи в 1 классе
Тема: придумывание сказок

Цель урока: развивать речевую активность через придумывание сказки при помощи приёма «Морфологический анализ», который создает необходимые речевые ситуации, развивающие монологическую и диалогическую речь детей, развивать логическое мышление, умение давать собственную оценку прочитанному, воспитывать доброту, сочувствие, милосердие, любовь к слову.
Метод: каталога
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, бумажные круги разного диаметра, круг-подставка, фломастеры, выставка книг «Сказки».

ХОД УРОКА:

1. Игра на внимание «Герои сказок» (3 минуты)

Когда учитель называет положительного сказочного персонажа (героя) – надо хлопнуть, когда отрицательного (злодея) – топнуть.
Примеры героев и злодеев для игры:
Белоснежка, Снежная королева, Иван-царевич, Микки-Маус, Незнайка, Кот в сапогах, Людоед, Кощей, Айболит, Змей Горыныч, Золушка, пират, Дюймовочка, Красная шапочка, Буратино, Чебурашка, мачеха, черт, Дед Мороз.
Игра может проходить в быстром темпе на выбывание.
Примечание: некоторые персонажи в одних сказках бывают хорошими, в других – плохими (например, Баба Яга, Волк), в таких случаях надо и топать, и хлопать.

2. Беседа «Структура сказки» (10 минут)

- Сейчас мы называли сказочных героев и злодеев. А зачем в сказках нужны злодеи? Может, было бы лучше, если бы остались только герои?
- Итак, вы считаете, что если бы в сказках были только герои, было бы неинтересно. А наоборот, если бы в сказке действовали только злодеи, - такие сказки были бы гораздо интереснее, не так ли?
- Значит. Чтобы сказка была действительно интересной, нужны и добрые, и злые персонажи.
(Слова «герои» и «злодеи» выводятся на доску через проектор).

- В сказках у главного героя есть какая-то цель, которой он хочет достигнуть, а злодеи ему мешают. Давайте вспомним сказки и подумаем: какая цель была у Элли? (У маркиза Карабаса, у Чебурашки, у Врунгеля, у Буратино?)
(После ответов слово «цель» выводится на доске).

- А еще в сказках бывает волшебство. Какие волшебные предметы вы знаете и какое волшебство они могли совершать?
(Слова «волшебные предметы» и «волшебство» выводятся на доске).

- Очень часто сказочные герои могут превращаться в другие существа. Приведите примеры превращений из сказки «Золушка» (Из сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане», «Дикие лебеди», «Два клена», «Карлик Нос»).
- Вы видите, что превращения могут происходить как по воле сказочного героя, так и против его воли (героя заколдовывают).
(Слова «превращения» выводятся на доску).

- Действия в сказках обычно происходят не в реальной жизни, а в сказочных городах и странах. Какие необыкновенные страны вы знаете?
(Слова «волшебная страна» выводятся на доске).

Примечание: дополнительная информация для учителя о сказках представлена в приложении.

- Таким образом, получается, что сказка отличается характерными признаками:
1) герои;
2) злодеи;
3) цель, к которой герой стремится, а злодей мешает ее достичь;
4) волшебные предметы;
5) волшебство, которое эти предметы совершают;
6) превращения героев;
7) волшебные места.

3. Физминутка

4. Работа в группах «Ваши варианты» (15 минут)

Все группы получают бумажные круги разного диаметра, поделенные на одинаковое количество секторов (от 8 до 12).
Учитель называет каждой группе один из признаков сказки, нужно придумать или вспомнить, какими вариантами он может быть представлен (количество вариантов должно быть равно числу секторов).

Характерные признаки сказки:
- герои;
- злодеи;
- цель;
- волшебные предметы;
- волшебство;
- превращения;
- место действия.

Группы записывают варианты по окружности.

У учителя имеется круг-подставка (из плотного картона) с острием (иголка, гвоздь, кнопка) посередине.

СХЕМА:
1 – Чебурашка
2 – Людоед
3 – вернуть
4 – шапка-невидимка
5 – в бабочку
6 – остров Невезения


Круги надеваются на острие большого круга-подставки последовательно от наибольшего к наименьшему диаметру. Получается своеобразная пирамидка из бумажных кругов, которые могут свободно прокручиваться. Учитель произвольно поворачивает круги и фиксирует их в некотором положении (можно сверху прикрепить один прозрачный сектор).
Таким образом, при помощи круга создаются различные комбинации основных характеристик сказки.
Например, придумать сказку по следующим данным:
герои сказки – Чебурашка и Людоед;
цель – вернуть домой;
предмет – шапка-невидимка;
волшебство – превращение в бабочку;
место действия – Остров Невезения.
Коллективное составление одной или нескольких сказок.

Подводятся итоги работы.

5. Домашнее задание (3-5 минут)

Учитель рассказывает о способе сочинения сказки, когда в известную сказку вносятся дополнения, которых раньше в ней не было.
Например, в сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» появляется поезд, в сказке «Вини-Пух и все-все-все» - принцесса, в сказке «Мойдодыр» - телевизор и т.д.
Понятно, что сюжет сказки при этом изменится.
В домашнем задании нужно «переписать» любую известную сказку, включив в нее самого себя.
При этом ученики сами выбирают, что именно они будут делать в сказке, как они могут повлиять на ход событий, что изменится в конце. (Можно вспомнить мультфильм «Петя и Красная Шапочка», описывающий подобную ситуацию).

6. Подведение итогов урока (3-4 минуты)

Можно предложить высказать свое мнение об уроке с точки зрения сказочного героя (как и положительного, так и отрицательного), с обоснованием, что именно понравилось и что не понравилось.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Названия сказок:
«По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», «Али-Баба и 40 разбойников», «Цветик-семицветик», «Айболит», «Мойдодыр», «Приключения Незнайки», «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Пиноккио», «Приключения Чиполлино», «Волшебник Изумрудного города», «Старик Хоттабыч», «Аленький цветочек», «Приключения капитана Врунгеля», «Золушка», «Дюймовочка», «Вини-Пух и все-все-все», «Крокодил Гена и его друзья», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Маугли», «Пеппи Длинный чулок», «Путешествия Гулливера», «Приключения барона Мюнхаузена», «Мэри Поппинс», «Щелкунчик».
Волшебные предметы:
Шапка-невидимка, волшебная палочка, цветик-семицветик, скатерть-самобранка, огниво, золотой ключик, серебряные башмачки, волшебная лампа, сапоги-скороходы
Превращения:
Князь Гвидон (в комара, муху, шмеля). Великан-людоед (во льва, мышку), Якоб (в карлика), братья-принцы (в диких лебедей), ослы (в коротышек)
Волшебные страны:
Страна Лжецов, Королевство Кривых Зеркал, Лилипутия, Страна Дураков, Изумрудный город, Страна Вечных Каникул, Страна Невыученных Уроков, Страна Чудес

КОММЕНТАРИЙ К УРОКУ
Сказка может получиться гораздо лучше, если соблюдать характерный для волшебной сказки порядок действий. Этот порядок оказывается практически одним и тем же для различных волшебных сказок всех времен и народов.
Сложность для сочинителя состоит в том, что этих действий должно быть не менее двадцати.








Творческие методы и приемы при работе со сказкой

Коллаж из сказок
Предлагается детям придумать сюжет новой сказки, например, Баба Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к Лисе в лубяную избушку. Дальше начинается творческая совместная работа.

2. Сказки по-новому
Этот метод помогает по новому взглянуть на знакомые сюжеты. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных герое противоположными качествами. Предположим, семеро козлят становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

3. Эксперименты в сказках (на примере «Морозко»)
Для того чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, используются карточки-символы:
- красный – радуюсь;
- синий – мне жалко;
- желтый – хочу помочь;
- зеленый – справедливо;
- коричневый – несправедливо.
Вначале выясняется с помощью кружков как оценивают дети поступки героев сказки, а для себя учитель берет желтый кружок, объясняя детям: «Хочу помочь бабе и дочке. Мне кажется, что слишком жестоко поступил Морозко». Теперь предлагается детям придумать более корректный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

4. Сериал в сказке
Возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий.
«Колобок»
1 серия – традиционная;
2 серия – как спасти Колобка;
3 серия – у Колобка появляется рюкзачок с сюрпризом;
4 серия – у Колобка появляется нос Буратино;
5 серия – моя сказка о Колобке.

5. Решение противоречий в сказке
Научить видеть, понимать, решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать. Разве не противоречиво то, что принцесса всю ночь спит на горошине Нужно решить это противоречие, изобрести что-то такое, что поможет принцессе уснуть (например, лед).
Решению противоречий помогают и вопросы проблемного характера (А если бы Людоед не захотел и не превратился в мышку А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спасти своего братца? Может, она сама что-нибудь придумала бы?)

6. Моделирование сказок
а) как же сочинить сказку, глядя на линию или пунктир. Трудно. Поэтому вначале решаем, на что похожа линия (волнистая – дорога, змея, ленточка). Подсказывает учитель: а может ёжик, который катился по такой же волнистой дорожке, и вдруг ему показалось, что она мягкая. А это была змея, которая проснулась от уколов иголок ёжика, и тогда
б) учитель учит прятать сказочных героев в обычные геометрические фигуры:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 («Три толстяка», «Три поросенка»)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 («Три медведя»)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 («Репка»).

7. Метод введения частицы «не» и новая сказка
Частица «не» является просто волшебницей, т.к. помогает создавать новые варианты сказок, буди детское воображение (Испекла бы ты, бабка, не колобок)

8. Из сказок убежали все глаголы или существительные
Для того, чтобы поддержать интерес, внести элементы юмора, или сосредоточить внимание на знакомом элементе.

9. Составление телеграмм, коротких писем героям, пожелания
«Желаю, чтобы твоя борода никогда не поредела, и не родился такой джин, который снова загонит тебя в бутылку», «Желаю оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной. Пусть вам повезет с честным предпринимателем и вы сможете заработать миллионы».

10. Игра «Хорошо – плохо», разрешение противоречий
Болото – это плохо. Почему? (Можно увязнуть, пахнет плохо, много комаров, некрасивое). Но ведь болото – это и хорошо. Почему? (Добывает торф, болото питает ближайшие речки, лягушкам хорошо живется).

11. Составление загадок по методике разработчика ТРИЗ А. А. Нестеренко
Так, при работе над сочинением загадок по действиям объекта, учитель предлагает детям отгадать загадки, записанные на доске, и проанализировать, как они составлены.
Коллективно продумывается последовательность сочинения загадок по действиям, например:
выбрать объект;
придумать, какие действия он выполняет;
придумать, какие ещё объекты выполняют такие же действия;
4) вставить слова-связки «...но не ...» и прочитать загадку.
Список литературы:
Зотов Ю.Б. «Организация современного урока». Книга для учителя – М.: Просвещение,1984.
Кириллова Г.Д. «Теория и практика уроков в условиях развивающего обучения» – М.: Просвещение, 1980.
Онищук В.А. «Урок в современной школе». Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1981.
Чуракова Р.Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» – М.: Академкнига, 2009.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15