Реализация Программы 7 модулей в действии


Реализация Программы 7 модулей в действии
Базовое образование должно включать обучение: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе.
К.Мацуура, генеральный директор ЮНЕСКО
Социально-экономические преобразования, происходящие в Казахстане, изменили ценностные ориентиры образования, что, естественно, повлекло за собой изменение приоритетов, выдвигая на первый план изменения в подходах преподавания для достижения первостепенной задачи. Для того, чтобы идти в ногу со временем, быть востребованным на рынке образования, школа должна всегда находиться на пути развития, быть в поиске лучших стратегий в методах обучения.
Процесс изменений школьной практики я начала после собеседования с администрацией школы. Во-первых, четко спланированные шаги реализации поставленной цели, сразу заинтересовали директора и завуча. Я обозначила перед ними приоритеты, которые наметила развивать в школе:
«Обучение критическому мышлению», которое подготовит учащихся мыслить креативно;
«Диалоговое обучение» расширит возможности стратегии «Обучение чтению и письму» и в еще большей степени предоставит возможности для развития межличностных отношений в различных видах беседы;
Использование оценивания обучения и оценивание для обучения (ОО и ОдО ) позволит рефлексировать свою деятельность и научит правильно оценивать результаты других.
Как оказалось, почва для преобразований школьной практики была уже подготовлена, т.к. школа уже находилась в режиме преобразований. Этот факт, с одной стороны меня смутил, с другой – придал силы. Проанализировав ситуацию, пообщавшись с коллегами в неформальной обстановке, я поняла, что в процессе преобразований был задействован не весь коллектив, следовательно, я могу расширить круг вовлеченных в преобразования, возможно даже тех, кто на первом этапе оказался в числе наблюдателей за процессом. Поэтому, я решила, что знакомство с программой 7 модулей с позиции другого лидера, который обладает другими психологическими характеристиками и другой харизмой, даст новый импульс к расширению возможностей понимания процесса метапознания. Я запланировала провести коучинг «Знакомство учителей школы с Программой «Новые подходы в преподавании»», расширив диапазон проблемы до «возможности и перспективы». В результате, коучинг принял характер не только обучения новым подходам, но и критическое переосмысление существующего положения в школе. Очень порадовал тот факт, что педагоги были заинтересованы в практической деятельности и участии в эксперименте. Я старалась поддерживать ситуацию успеха в любых начинаниях педагогов, мотивировать их на инициативу в деле преобразований, а главное, пыталась заинтересовать их в необходимости изменений практики школы не «сверху», а «снизу», чтобы наше совместное участие было реальнодействующим. «Учителю, обладающему традиционным стилем преподавания, прежде, чем оказывать помощь ученикам с развитым критическим мышлением, необходимо самому быть открытым для новых идей».
Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, я предположила критерии, с помощью которых можно попытаться добиться желаемых результатов: это и новизна, и оптимальность, и результативность, а главное, возможность творческого применения инновации в собственном педагогическом опыте.
Поэтому на встрече с администрацией, я предложила разработанную мною модель последовательных действий.
На первом этапе была поставлена цель - обеспечить координацию действий педагогического коллектива, а также осуществить информационное и научно-методическое сопровождение инновационного процесса.
На втором этапе мы хотели получить ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей школьной практике, чтобы привести ее в соответствие с веяниями Программы «Новые подходы к обучению и преподаванию»?».
Чтобы провести столь широкомасштабное исследование, в рабочей группе мы распределили круг ответственностей, в который были вовлечены учителя-предметники, психолог, учителя, прошедшие уровневые курсы повышения квалификации Программы. Обработав и проанализировав полученные результаты, я составила SWOT- АНАЛИЗ состояния школы, что дало нам основания сфокусировать проблему – недостаточно развитые навыки саморегуляции выпускников.
1 Недостаточный уровень качественной успеваемости выпускников из-за несформированных навыков саморегуляции Усиление внутришкольного контроля за осуществлением индивидуальной – коррекционной работы учителями-предметниками.
Расширение учебно-педагогических условий для повышения мотивации старшеклассников
2 Традиционный подход, имеющий место в практике отдельных учителей, в быстроменяющихся условиях реальной жизни требует перемены в мировоззрении учителя, который должен быть гибким, мобильным, уметь оперативно, нестандартно и креативно действовать. Усиление методической подготовки учителей через отслеживание эффективности использования новых педагогических технологий на уровне УВЦ.
3 Снижение уровня психолого-педагогического сопровождения родителей по вопросам самоконтроля детей к итоговой аттестации Внедрить в практику программу родительского лектория по вопросам саморегуляции детей к итоговой аттестации и повышение ответственности родителей за их учебные возможности
Свою педгогическую деятельно по преобразованию школы я построила по одному из модулей, изученных на курсах 1 уровня повышения квалификации - обучение обучению. Этот модуль я выбрала потому, что он учит организованности и самоорганизованности. Ж.Брунер обоснованно доказывал, что по мере развития обучения поддержка должна обеспечивать стабильную мотивацию обучаемых. Потому, коучинг-сессии я планировала, разрабатывала и проводила так, чтобы у моих коллег была возможность самим понять суть обучающего метода и применить его в дальнейшей своей практике. Данные мероприятия позволили проследить педагогический профессиональный рост учителя методом наблюдения, вовлеченность их в процесс преобразований в школьную практику через листы саморефлексии и главное, повысить самооценку своей педагогической успешности через качественно подготовленные мастер-классы, которые не только научили коллег методам и приемам работы с одаренными и талантливыми детьми, процессу саморегуляции в практике метопознания, но и реализовать свою функцию как деятельного педагога, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общепедагогическими приемами. Налицо создание коллаборативной среды, которая помогает решать проблему не в одиночестве, а посредством сотрудничества, через методы мозгового штурма, ассоциативного ряда, диаграммы Венна, т.е. стратегий критического мышления.
Каждое мероприятие обязательно сопровождалось рефлексией, которая была не только способом обратной связи, но и действенным инструментом для понимания своей миссии в общем деле по преобразованию изменений в школьной практике. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе позволила включить каждого субъекта в действие взаимоконтроля и взаимооценки.
Познакомив на коучинге учителей с методом Lesson-study, инициативная группа разработала серию уроков с использованием диалогического обучения по предметам «История Казахстана» и «Математика». Уроки проходили с использованием групповой работы, соблюдая все требования и рекомендации к данному виду деятельности. Учителя впервые смогли посмотреть на своих привычных учащихся под другим углом зрения. Кроме того, педагоги поняли, что возможности одних и тех же детей на разных уроках с разными учителями – отличаются. Они сняли стереотипы со своих учащихся и постарались увидеть в них те учебные возможности, которые можно и нужно развивать. Еще один отрадный факт заключается в том, что первоначально созданная коллаборативная среда позволила избежать барьеров неуверенности педагогов в себе и своих действиях. Учитель, проводя урок, был не одинок, он чувствовал поддержку со стороны коллег и администрации, которая пришла посмотреть, как происходит внедрение новых подходов в действии. Впервые учитель был раскрепощен, смел и уверен в своих действиях.
Возможность творческого применения инновации в фокус-группе я рассматриваю как критерий оценки педагогических возможностей. В действительности, применяемые модули Программы на практике учителей говорят о педагогическом положительном опыте на начальном этапе деятельности. «Голос ученика» стал, практически, основным способом продвижения учителя вперед по рефлексии своей педагогической деятельности.
Через проведение планомерных коучингов и менторингов среди заинтересованных учителей, я попыталась скоординировать дальнейшую работу по вопросам организации и проведения учебного процесса. Предложила усилить роль всех участников образовательной политики и их взаимодействия, согласно разработанным критериям системы мониторинга уровня развития саморегуляции учащихся и педагогов школы.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; …в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; …если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Извечные вопросы образования…Но мы можем решить их уже сегодня.