Памятка по педагогическому сопровождению саморазвития обучающихся 5 класса


Педагогическое сопровождение саморазвития
обучающихся 5 класса в деятельности современного классного руководителя в условиях введения ФГОС в школе
Памятка для классных руководителей
М.Н. Григорьева
Цель и задачи педагогического сопровождения.
Цель педагогического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса. Потребности личности в процессе педагогического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.
Цель педагогического сопровождения саморазвития школьников 5 класса – адаптированность учеников школы в условиях внедрения ФГОС.
Задачи педагогического сопровождения:
профилактика возникновения проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, учителей.
Функции педагогического сопровождения обеспечиваются компонентами сопровождения, среди которых выделяются
профессионально-психологический
организационно-просветительский.
Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности.
Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников педагогического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности классного руководителя через:
осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией школы, при этом используются разнообразные формы активного полисубъектного взаимодействия всех участников
опору на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов
использование форм и методов психологического взаимодействия с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.
Формы сопровождения:
консультирование;
диагностика;
коррекционно-развивающая работа;
профилактика;
просвещение.
Направления педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходный период (5-ый класс).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска».
Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Выявление и поддержка одарённых детей.
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Сохранение и укрепление психологического здоровья.
Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач воспитания, ориентированных на особые воспитательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях);
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Субъекты системы педагогического сопровождения
Под субъектами психологического сопровождения понимаются специалисты, различные службы и сами школьники, активно взаимодействующие в процессе реализации функций педагогического сопровождения в рамках достижения общей цели деятельности. Учитывая активную позицию школьников в процессе сопровождения, им также придается субъектная функция.
Особая роль отводится классным руководителям, а именно:
организация воспитательной работы с классным коллективом (планирование, проведение тематических классных часов и воспитательных мероприятий и т.д.);
составление социального паспорта класса;
организация работы с родителями (планирование, проведение тематических родительских собраний);
проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников;
организация взаимодействия со специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, администрация);
проведение педагогической диагностики;
проведение профилактических программ для учеников.
Эффективность педагогического сопровождения определяется в процессе наблюдения за развитием личности обучающихся и формированием у них навыков самоосознания, самоорганизации, самооценки.
В качестве критериев эффективности сопровождения выделяются:
1.Педагогическая эффективность, которая связывается с соответствием личности школьника и уровня его достижений поставленным педагогическим задачам в условиях внедрения ФГОС. В качестве педагогических задач рассматриваются и диагностируются:
отсутствие неуспевающих обучающихся;
профессиональное самоопределение;
активное участие школьника в общественной жизни школы, инициативность, творческое отношение к делу;
отсутствие признаков девиантного поведения в школе и вне школы;
бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками;
отсутствие конфликтов с педагогами.
2.Психологическая эффективность:
субъективное ощущение у ученика комфорта и уверенности в школе;
адекватная самооценка;
сформированностью Я – концепции личности;
оптимальное развитием его способностей, и, как следствие, профессиональное самоопределение.
3.Медицинская эффективность связывается с сохранением психического и физического здоровья детей и определяется как динамика хронических заболеваний школьников, представленная в отчетах медицинской службы школы.

15