ПРОГРАММА экологического лагеря с дневным пребыванием «ЭКО — Разум»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №42»
426072, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 128, тел./факс 37-90-00/ 37-93-22,
email izh_school_42@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮНачальник Управления образования Директор школы
Администрации г.Ижевска З.К.Крутых
______________С.Г.Петрова
ПРОГРАММА
экологического лагеря с дневным пребыванием
«ЭКО - Разум»
Авторы программы:
Кудрявцева Надежда Владимировна, учитель биологии


г. Ижевск, 2015
Информационная карта проекта:
Номинация Одаренные дети
Полное название проекта Экологический лагерь с дневным пребыванием «Экоразум»
Форма проведения Лагерь с дневным пребыванием
Направление деятельности Образовательное
Сроки проведения 2-19 июня 2015
Участники проекта Учащихся 7-8 и 10 классов МБОУ СОШ №42
Общее количество участников 25 человек
Условия участия в реализации проекта Интеллектуально развитые учащиеся, дети с нестандартным мышлением, с яркими творческими способностями. В лагерь принимаются дети по их желанию.
Цель проекта Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят
Полная сумма реализации проекта 6250 рубПривлеченные средства Средства оплаты труда учителей-организаторов
Название проводящей организации МБОУ СОШ №42
Юридический адрес, телефон, факс, электронная почта 426072, г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 128, тел./факс 37-90-00/ 37-93-22, email izh_school_42@mail.ruАвтор проекта Кудрявцева Надежда Владимировна, педагог организатор, учитель биологии высшей категории;
Исаева Светлана Николаевна, психолог

"Детство – это цветущий луг, залитый солнцем,
по которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.
И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий
опытный поводырь". А. И. Баркан. 
Пояснительная записка:
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.
Для того, чтобы воспитание в летнее время стало полноценной социально-педагогической деятельностью, необходимо открытие летних лагерей дневного пребывания. Система летнего лагеря с экологической направленностью является способом организации жизнедеятельности участников лагеря, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, содействующих развитию личности участника.
На базе нашего общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №42 этим летом открывается летний экологический лагерь дневного пребывания «Экоразум». Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Только непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Новизна данной программы заключается в том, что привлекается к работе психолог, который способствует формированию у детей экологического мышления. В 2014-15 годах авторами программы проведено исследование обучающихся МБОУ СОШ №42 в области экологической психологии. Данная программа экологического лагеря  является логическим продолжением данного исследования и так же образовательного процесса.
Цель программы:
Расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.     
Задачи:
усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;
понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
формирование понятия о взаимосвязях в природе;
развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Участники программы:
Программа рассчитана на 25 человек, учащихся 7-8 и 10 классов МБОУ СОШ №42. Интеллектуально развитые учащиеся, дети с нестандартным мышлением, с яркими творческими способностями. В лагерь принимаются дети по их желанию.
Сроки реализации программы:
Летний лагерь интеллектуального развития является лагерем с дневным 4-х часовым пребыванием для учащихся 7–8-х и 10-х классов в помещениях МОУ СОШ №42. Лагерь работает после окончания учебного года в июне. Лагерь работает в течение 14 дней.
Содержание проекта:
Программа предусматривает реализацию экологического образования и воспитания в нескольких блоках:
Блок познавательных мероприятий.
Круглый стол «Будет ли Россия вселенской свалкой?». Игра-путешествие «Эколог». «Что? Где? Когда?». «Бал цветов» — викторина. Аукцион идей  «Экология - дело каждого». Занятия в компьютерном классе «Виртуальная экологическая школа». Конкурс экологических проектов «Сохраним среду обитания человека». Встречи со специалистами.
Блок просветительской работы.
Фотовыставки: «Это требует незамедлительного вмешательства». «Бал цветов» - конкурс рисунка. Конкурс рисунков и плакатов «Оглянись на свой дом»
Блок практических мероприятий.
Мониторинг «Чем мы можем помочь природе?». Экологический десант “Чистая жизнь” (сбор мусора на территории микрорайона, закладка экологических троп, расчистка и благоустройство родников). Оформление клумб на пришкольном участке и уход за цветами.
Блок развлекательных мероприятий.
Экологический вечер, Экологический театр.
Работая над программой, следует помнить о том, что деление на блоки условно, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Главное, чтобы работа по формированию экологической культуры школьников конечным результатом имела сохранение и приумножение Природы Земли.
Формы, методы и средства организации программы
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны: - по защите природной среды; - по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними; - по улучшению природной среды; - по пропаганде и разъяснению идей охраны природы; - по сохранению и использованию эстетических ценностей природы. Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности школьника.
Основные этапы и мероприятия программы
ЭтапМероприятияСрокОтветственный
I. Организационный Знакомство с участниками ознакомление с правилами. Открытие лагеря.
Тест "Экологическая культура студентов и учащихся" 1 день Педагог-организатор, психолог
II. Основной Мониторинг «Чем мы можем помочь природе?» 1 день Учитель биологии, психолог
Круглый стол «Будет ли Россия вселенской свалкой?» 2 день Учитель биологии
Оформление клумб на пришкольном участке и уход за цветами. 3 день Агроном
«Бал цветов» — викторина, конкурс рисунка. 4 день Агроном, учитель ИЗО
Фотовыставки: «Это требует незамедлительного вмешательства» 5 день Учитель ИЗО
Конкурс рисунков и плакатов «Оглянись на свой дом» 6 день Учитель ИЗО
Аукцион идей  «Экология - дело каждого» 7 день Учитель биологии
Посещение зоопарка. 8 день Педагог-организатор
Занятия в компьютерном классе «Виртуальная экологическая школа» 9 день Учитель информатики
Экологический десант “Чистая жизнь” (сбор мусора на территории микрорайона, закладка экологических троп, расчистка и благоустройство родников). 10 день Педагог-организатор, учитель биологии, психолог
Игра-путешествие "Эколог". 11 день Педагог-организатор
Выступление экологического театра. 12 день Педагог-организатор
Тренинг-семинары по составлению экологических проектов «Сохраним среду обитания человека» 13 день Учитель биологии, психолог
Конкурс экологических проектов  «Сохраним среду обитания человека» (переработка вторсырья) 14 день Учитель биологии
III. Заключительный Подведение итогов, награждение участников, закрытие лагеря.
Итоговое тестирование экологического мышления обучающихся 14 день Педагог-организатор, психолог
Кадровое обеспечение:
- учитель биологии; педагог-организатор
- психолог;
- учитель ИЗО;
-учитель информатики;
- экологический отдел ДДТЮ;
- ЦЮТ «Механик»;
- Комитет по охране окружающей среды г. Ижевска.
Мы надеемся, что по мере реализации программы к ней присоединятся ряд организаций и учреждений, понимающих важность и актуальность проблемы экологического воспитания школьников.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Учебные кабинеты школы (кабинет биологии №308, кабинет информатики №304);
- актовый зал школы;
- лекционный зал школы;
- спортивный зал;
- школьная библиотека;
- медкабинет;
- столовая;
- пришкольный участок;
- комнаты гигиены.
Смета расходов:
№№ Наименование расходов Расчет Сумма расходов На 1 человека
1. Канцтовары 25х100 2500 100
2. Печать фотографий 25х50 1250 50
3. Призы 25х100 2500 100
Итого 25х250 6250 250
Ожидаемые результаты и методика их оценки:
Исследовательские умения:
Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях;
Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
Организационно - пропагандистские умения:
Применение знаний законодательства об охране природы;
Планирование практических дел по охране природы;
Пропаганда эколого – туристической культуры;
Пропаганда здорового образа жизни.
Поведенческие умения:
Формирование умений правильного поведения в природе;
Умение выбора места и устройства бивуака.
Опознавательные умения:
Распознавание объектов природы;
Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе и неживой природы.
Преобразовательные умения:
Выполнение работ по ликвидации негативных последствий рекреационной нагрузки и улучшение окружающей среды.
Тиражирование опыта
Проведение школьных конференций по итогам работы
Проведение семинаров для учителей района с целью распространения опыта
Публикация заметок и статей на сайте школы.
Результативность реализации программы измеряется:
1) степенью укрепления и оздоровления детей;
2) созданием атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
3) положительным отношением к трудовой деятельности, проявлением потребности работать в коллективе;
4) улучшением отношений в детской среде, устранением негативных проявлений, искоренением вредных привычек;
5) созданием необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формированием у них общей культуры и навыков здорового образа жизни, экологической культуры.