Методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся для кураторов


Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
Гуманитарно-педагогический колледж
Методические рекомендации
«ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЛЕДЖА»
Педагог-психолог:
Рыжкова О.Б.
2016 год
Аннотация.
Целью методических рекомендаций является знакомство специалистов образовательных учреждений с понятием буллинга как отдельного социально-психологического феномена и с его психологическими последствиями для всех участников. Рассматриваются причины буллинга, принципы работы по прекращению и предупреждению буллинга. Методические рекомендации могут быть интересны кураторам учебных групп, преподавателям, социальным педагогам, заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-психологам. Методические рекомендации помогут специалистам осознанно распознавать ситуации буллинга, конструктивно на них реагировать и грамотно проектировать систему профилактических мер в учебной группе или в колледже.
Пояснительная записка.

15 октября 2015 года в Федеральном институте развития образования прошла десятая научно-практическая конференции педагогов-психологов Московской области, которую провели специалисты Центра практической психологии образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Конференция была посвящена теме «Скрытые проблемы особых детей: как предотвратить травлю в школе».
По итогам конференции была принята резолюция:
1. В рамках психологических исследований с целью профилактики буллинга провести в образовательных учреждениях Московской области мониторинг степени распространенности буллинга в школах и колледжах Московской области.
2. Мониторинг провести в 7-ых классах средней школы и на вторых курсах колледжей
Проведенное диагностическое исследование среди студентов 2 курса ГПК ГГТУ всех специальностей показало отсутствие в колледже буллинга, как такового, однако отдельные единичные его проявления были отмечены студентами.
Вся история человечества – это история бесконечных воин и конфликтов. Культ насилия формировался в сознании человека тысячелетиями.
Конфликты – это часть нашей жизни. Конфликты могут сопровождаться агрессией, враждебностью, соперничеством, трениями.
За последнее время в СМИ появился целый ряд сообщений о трагических случаях. Жертвами издевательств часто становятся обучающиеся с умственными и физическими недостатками, нередки случаи самоубийств и даже убийств. По данным нескольких исследований дети, подвергающиеся издевательствам, начинают прогуливать учебные занятия.
Среди учеников и студентов с поведенческими проблемами распространенность этого явления гораздо выше. К тому же, как считают исследователи, травля в образовательной организации не является чем-то преходящим: страдания многих длятся годами.
В студенческих группах речь часто идет о власти и влиянии, в результате которых возникают группировки и несправедливые отношения. Отдельные случаи проявления грубости и наглости получают «место» для стабильной реализации. Если на такие инсценированные конфликты не обращают внимания и не прорабатывают, то из них может развиться буллинг.
В переводе с английского языка буллинг означает запугивание, травлю,
физический или психический террор. Он направлен на то, чтобы вызвать у другого страх подчинить его себе.
Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.
В скандинавских и англоязычных странах для определения этого явления используются следующие термины: притеснение, дискриминация, моббинг (преимущественно групповые формы притеснения ребенка), буллинг. Последний термин используется в специальной литературе наиболее часто. Считается, что он полнее всего отражает суть явления. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер(2001 г.) ассоциируют этот термин с травлей. Они же определяют буллинг, как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку(другим детям).
Во все времена это была одна из серьезных проблем подростковой среды. Еще в 1910 году в Вене Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер и Уильям Стекел провели первый в Австро-Венгерии конгресс по теме: «О суициде, в частности, о суициде среди учащихся средней школы». То есть еще более ста лет назад уже существовала проблема сложных отношений среди учащихся, дети-жертвы этих отношений оказывались в группе риска. Современная картина идентична прошлому. Исследования буллинга во многих странах начались еще в70-е годы XX века, однако и сегодня эта тема не теряет своей актуальности. «Ученик или ученица подвергаются насилию или буллингу, если по отношению к ним неоднократно и на протяжении длительного времени совершаются действия негативного характера со стороны других учеников или учениц» такое определение буллингу дал Дэн Олвеус.
По мнению большинства исследователей, буллинг включает четыре главных компонента:
- агрессивное и негативное поведение;
- регулярность осуществления;
- дисбаланс власти в отношениях участников;
- умышленность.
Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному студенту, - возникает длительный конфликт. Однако единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.
Кто же находится в группе риска?
Практически любой человек.
Проявление жестокости:- шантаж,- вымогательства,- угроза применения физического насилия,- порча личного имущества,- психологическая травля.
Буквально сразу у жертвы снижаются аппетит, память, концентрация, падает успеваемость. Последствием травли могут стать невозможность адаптироваться уже во взрослом обществе и строить личные отношения, психосексуальные издержки, навязчивые страхи, стрессовое расстройство, резкое ухудшение здоровья – вплоть до развития сахарного диабета и других заболеваний, не говоря уже о физических травмах.
Мотивация к буллингу различна:
-месть,
-восстановление справедливости, как инструмент подчинения лидеру,
- низвержение конкурентов, из чувства неприязни и др.
Особенно опасна мотивация, связанная с удовлетворением садистических потребностей у определенной категории акцентуированных и дисгармонично развивающихся личностей.
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно
организованным детским коллективам, в первую очередь, образовательным. Многочисленные исследователи объясняют это обстоятельство, прежде всего, тем, что любое детское учреждение, где дети бывают регулярно – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В учреждении складываются определенные ролевые отношения среди обучающихся в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве учреждения, является неспособность педагогов совладать с этой проблемой.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: оказать методическую помощь педагогам в работе по профилактике буллинга в образовательной среде колледжа.
РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. КУРАТОРАМ УЧЕБНЫХ ГРУПП, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ ЗНАНИЯ О ФОРМАХ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА, ЕГО ПРИЗНАКАХ.
Каждый педагог должен иметь представление о том, что все проявления буллинга можно объединить в две большие группы:
1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;
2-я группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, исключением пострадавших из группы.
В то же время на разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга разные дети реагируют по-разному.
Основные формы буллинга:
1. Физический буллинг- умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
сексуальный буллинг является подвидом физического(действия
сексуального характера).
2. Психологический буллинг- насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К этой форме можно отнести:
- вербальный буллинг, где орудием служит голос(обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
- обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо веёнаправлении);
- запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
- изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частьюучеников или всем коллективом);
- вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
- повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
- кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств(пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой обучающийся при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
В ситуации травли всегда есть:
"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.
"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.
"Защитник" – человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.
«Агрессята» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.
"Сторонники" – люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующий в издевательствах, но и не препятствующий им.
"Наблюдатель" – человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающий нейтралитет.
Типичные черты обучающихся,
склонных становиться "агрессорами" буллинга:
испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе одногруппников, добиваясь таким путем своих целей;
импульсивны и легко приходят в ярость;
часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
не испытывают сочувствия к своим жертвам;
если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием. Будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и
поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
Исследования показывают, что мальчики и девочки, юноши и девушки значимо не различаются по частоте столкновения с буллингом.
Самые распространенные способы буллинга – при контакте лицом к лицу и в Интернете: каждый десятый ребенок подвергался буллингу одним из этих способов.
С возрастом дети чаще становятся агрессорами.
Мобильный телефон намного чаще используется для буллинга среди детей 16 лет, по сравнению с другими возрастными группами.
2. КАЖДЫЙ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ, ЧТО ЕГО ПОВЕДЕНИЕ МОЖЕТ ПРОВОЦИРОВАТЬ БУЛЛИНГ!
Преподаватель может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:
- унижения обучающегося, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;
- негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения подростка;
- устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
3. КУРАТОРАМ УЧЕБНЫХ ГРУПП, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ЖЕРТВУ ТРАВЛИ.
Ведущие факторы, наличие которых позволяет говорить о том, что подросток может оказаться жертвой буллинга:
1. Множественный стресс. Речь идет о том, что жертвы травли обременены множеством проблем. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности– все это весьма характерно для жертв травли.
2. Провоцирующие особенности жертвы.
Фактически речь идет о феномене «инакости» в подростковых коллективах. «Необычная» манера речи, «необычный» смех, «необычный» юмор и т.д. уже, с точки зрения «обычных» подростков, может явиться достаточным поводом для негативного отношения к «этим необычным». Провоцирующим поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла) поведение таких подростков, например, гиперактивный подросток случайно задел «спокойного» одногруппника. Именно в этой группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков, детей с познавательными и поведенческими нарушениями, детей-невротиков и несовершеннолетних с расстройствами шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.
3. Стигматизация (навешивание социальных ярлыков) – расовые (национальные как вариант) и физические особенности ребенка. Под последним подразумевают не только наличие явных физических отличий, но и некоторые фенотипические особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма ушных раковин и т.д. для определенной категории детей и подростков могут явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.
Признаки, по которым можно распознать буллинг:
- кого-то зажимают в углу помещения;
- когда взрослый подходит к группке обучающихся, они: замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут обнять «жертву», как будто все в порядке);
- один из подростков не выбирается другими (в изоляции);
- вся группа смеется над одним и тем же студентом;
- прозвища очень обидные;
- по лицу одного из студентов: бледный, красный (в пятнах), в слезах, напуган, признаки насилия на теле/лице;
- после занятий подростки не расходятся, кого-то ждут.
Психологический портрет жертвы буллинга.
Поведенческие особенности:
- отстраненность от взрослых и одногруппников;
- негативизм при обсуждении темы буллинга;
- агрессивность к взрослым и сверстникам.
Эмоциональные особенности:
- напряженность и страх при появлении ровесников;
- обидчивость и раздражительность;
- грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Важно отметить, что только сочетание нескольких признаков, а также
эмоционального состояния жертвы и отношения группы к ребенку позволяет диагностировать ситуацию травли в отношении ребенка.
4. КУРАТОРАМ УЧЕБНЫХ ГРУПП, ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ НЕОБХОДИМО АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ.
Программа профилактики буллинга в подростковом возрасте, направлена на решение следующих задач:
- снижение агрессивных и враждебных реакций;
- оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
- формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
- развитие толерантности, эмпатии.
Принципы работы с проблемой буллинга.
1. Конфиденциальность – специалисты, работающие с проблемой буллинга должны гарантировать конфиденциальность участникам этой ситуации (жертве, агрессору, свидетелям). Это будет способствовать раскрываемости таких случаев в детском коллективе, повышению доверия детей взрослым.
2. Этапность (изучение ситуации, подготовительные работы внутри коллектива, согласие участников, выработка программы помощи, её реализация и оценка).
3. Отказ от обвинений кого-либо из взрослых в допущении случаев буллинга.
4. Категорический запрет на любое насилие в учреждении(«Скажи насилию нет!»).
Любое насилие несправедливо и его можно предотвратить, вмешавшись в ситуацию.
5. Комплексность (учет всех аспектов и участие разных сотрудников в работе).
6. Индивидуальный подход в каждом случае буллинга.
7. Смещение акцента с наказания обидчиков на их реабилитацию. Особое внимание следует обращать на случаи, когда действия обидчика представляют опасность для жизни и здоровья других или являются нарушением закона.
Алгоритм работы по профилактике буллинга:
1. Работа должна строится на совместном взаимодействии
социального педагога, классных руководителей, преподавателей, педагога-психолога, администрации.
2. Работа специалистов строится как предупреждение возникновения буллинга в образовательной среде.
3.Поведенческой стратегией предотвращения буллинга в образовательном учреждении является привлечение персонала образовательной организации, студентов и их родителей к решению этой проблемы, повышение их осведомлённости относительно ситуации буллинга.
Правила профилактики буллинга.
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Если в колледже пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямым участником, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.
2. Проявить активность в сложившейся ситуации.
Если преподавателю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию. Педагог может попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере "наблюдатели", а по возможности и сам "агрессор", изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.
3. Разговор с "агрессором" буллинга.
Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в колледже не будут терпеть буллинг.
Нужно учитывать, что при работе с буллерами (агрессорами) разрешается критиковать, а также корректировать поведение, но ни в коем случае не переходить на личности. Нужно учитывать, что такие подростки обычно теряют интерес к совершению насилия, если находят в своем учреждении какое-то достаточно осмысленное, а также ценное занятие для себя, в котором они способны проявить свой потенциал, а также пережить чувство успеха.
Санкции являются отличным средством, чтобы дать подростку понять, чем может быть чреват его свободный выбор. Если педагог выдерживает такие ограничения, это учит подростка нести ответственность за свои поступки.
Нужно учитывать, что ответственность за нормальные отношения между обучающимися и взрослыми лежит исключительно на представителях старшего поколения. Также рекомендуется использовать разные правила для регулировки жизни подростка в колледже, а также в домашних условиях, при этом такие нормы не должны противоречить друг другу.
4. Разговор с "жертвой" буллинга.
Очень важно защитить подростка, ставшего "жертвой" и перестать скрывать буллинг. Провести доверительную беседу с обиженным, попытаться понять его, поддержать, помочь устранить негативные эмоции (чувство страха, обиды, вины).
5. Разговор с группой.
Обсудить со студентами в группе случай буллинга. Такой разговор сделает ситуацию явной для всех, поможет разрешить конфликт и разногласия, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно привлекать в беседу и обсуждение тех студентов, которые ведут себя позитивно.
6. Проинформировать педагогический коллектив.
Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.
7. Наступление последствий.
Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений "жертве" и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.
5. КУРАТОРЫ УЧЕБНЫХ ГРУПП, ПРЕПОДАВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОКАЗАТЬ ПОМОЩЬ ЖЕРТВЕ НАСИЛИЯ.
Оказание помощи жертве жестокости.
Жертве можно помочь, если:
- Помочь научиться ходить, держа себя прямо, излучая уверенность, вместо того чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
- Используя юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать эти издевательства всерьез.
- Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
- Дав понять подростку, ставшему жертвой буллинга, что его любят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
- Поддерживать их сильные стороны. Можно, например, дать такому обучающемуся какое-то поручение в группе, с которым бы он хорошо справлялся, чтобы повысить его уважение к себе и признание со стороны других ребят.
Американский специалист в области образования Н. Ноддинс считает, что счастье и процесс учебной деятельности редко сочетаются. Педагогу следует помнить, что дети лучше всего учатся, когда они психологически благополучны. Общение с сокурсниками все более выходит за пределы учения, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростка, юноши сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями и разочарованиями, огорчениями и радостями. Преподаватель, куратор может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на микроклимат. Для этого необходимо быть компетентным, знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический климат в учебной группе и в колледже в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.      Bullying [Электронный ресурс] // Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. – Перераб. и доп. изд. – Режим доступа : http://www.rambler.ru/dict/new-enru/00/55/78.shtml. – Загл. с экрана.
2.      Бердышев И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. – 2005. – 15 марта (№ 18). – С. 3.
3. Гуреева И.В. Психология. Упражнения, игры, тренинги 5-11 классы. М.: Корифей. 2010г.
4.      Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс] / И.С. Кон. // Сексология. Персональный сайт И.С. Кона. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html. – Загл. с экрана.
5.      Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Давид А. Лэйн // ZipSites.ru : бесплат. електрон. интернет б-ка. – Режим доступа : http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414. – Загл. с экрана.
6.      Мухаркина А. В качканарских школах эпидемия буллинга: жертв травли снимают на видео [Электронный ресурс] / Алёна Мухаркина // Качканарский четверг. – 2008. – 12 мая. – Режим доступа : http://www.kchetverg.ru/?p=589. – Загл. с экрана.
7.      Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25–32
8. Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Генезис. 2012г.
9. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3
10.      Фалд Т. Буллинг. Офисные хулиганы [Электронный ресурс] / Т. Фалд ; записал В.Кичкаев // Пси-фактор. – 2005. – Режим доступа : http://psyfactor.org/lib/bulling.htm. – Загл. с экрана.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методы профилактики буллинга для классных руководителей:
Классный час
Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением учебных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Студенты постоянно ощущают, что преподаватели и колледж не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Студенты заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.
Внутригрупповые правила
Обычно правила группы разрабатываются и письменно формулируются вместе со студентами. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить студентов на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в группе.
Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и преподаватели придавали им значение.
Просмотр фильмов
Многие педагоги, посмотрев фильм с группой, и обсуждая со студентами тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Студенты, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство обучающихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда педагог имеет возможность дать студентам высказаться и сам дает необходимые пояснения.
В последние годы был выпущен целый ряд различных по качеству фильмов и телевизионных передач о буллинге. Главное, чтобы преподаватель выбрал фильм на основании своей профессиональной оценки и посмотрел его вместе со студентами. Такой видеоматериал также подходит для просмотра в преподавательском коллективе и на встречах с родителями.
Постановки
Колледж или группа могут самостоятельно поставить спектакль о буллинге. Правильный выбор актеров, хорошая подготовка и соответствующее исполнение помогут донести до зрителей принципы, за которые борется колледж. Актеры и сами могут многому научиться, а в дальнейшем стать хорошими ролевыми моделями для остальных. Сотрудники колледжа способствуют закреплению принципов, помогая студентам подготовить и провести спектакль.
Сочинение
Студентам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нем отражены. Задание можно выполнить в колледже, а можно дать на дом. Процесс написания сочинения дает более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для педагога информация, о которой студент не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный одногруппник. Это дает преподавателю дополнительные возможности.
Комбинирование форм работы
Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию колледжа, даст студентам повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если преподаватель пользуется доверием студентов, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Опросник «Обстановка в группе»
Студентов просят анонимно ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли назвать вашу группу дружной? Почему?
2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашей группе? Почему?
3. Есть ли в группе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?
4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри группы?
5. Согласились бы вы учиться в этом же колледже, у тех же преподавателей, но с другими ребятами? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Опросник по буллингу (оценка себя)
(Опрос проводится анонимно)
Дата (проставляет опрашивающий) ______________________________
Колледж (проставляет опрашивающий) __________________________
Группа (проставляет опрашивающий) ____________________________
Приходилось ли тебе в последнее время сталкиваться с теми или иными из перечисленных ниже недружественных действий в отношении тебя?
Если да – то поставь карандашом галочку в соответствующей клетке.
1. ТвоеобщениеМальчик Девочка
Другие не дают тебе свободно говорить.
1 – Другие ребята мешают мне свободно говорить с кем-либо. 2 – Другие ребята постоянно перебивают меня, когда я хочу что-то сказать. 3 – Другие ребята никогда не дают мне слова. 4 – Учитель не слушает меня или не дает мне высказаться. Другие оказывают на тебя давление.
5 – Другие ребята кричат на меня. 6 – Учитель кричит на меня. 7 – Другие ребята постоянно критикуют все, что я говорю или делаю. 8 – Учитель постоянно критикует мою работу. 9 – Меня критикуют из-за моих родителей, из-за того, как я провожу свободное время или из-за моих увлечений. 10 – Меня «достают» телефонными звонками. 11 – Мне угрожают на словах. Другие отказывают тебе в общении.
12 – Другие бросают на меня неприязненные взгляды или жестами, позами демонстрируют отвержение. 13 – Другие делают мне какие-то намеки, но ничего не говорят напрямую. 14 – Учитель не принимает в расчет мою готовность сотрудничать. 15 – Другие ребята не хотят работать вместе со мной. 16 – Бывают другие действия, препятствующие общению со мной. 2. Другие отвергают тебя Мальчик Девочка
17 – Другие ребята не разговаривают со мной. 18 – Другие ребята не хотят, чтобы я заговаривал с ними. 19 – Другие ребята прогоняют меня с моего места. 20 – Одни ребята запрещают другим разговаривать со мной. 21 – Меня не принимают в игры. 22 – Со мной обращаются как с пустым местом, как будто меня нет. 23 – Мнеприсылалиписьменныеугрозы. 24 – Бывают другие формы исключения меня из общения. 3. Другие заставляют тебя делать то, что тебе неприятно Мальчик Девочка
25 – Я должен обслуживать других, делать за них домашние задания и т.п. 26 – Я должен отдавать вещи, которые принадлежат мне. 27 – Бывают другие обидные для меня требования. 4. Негативное восприятие другими Мальчик Девочка
28 – Другие ребята плохо говорят обо мне за моей спиной. 29 – Учитель плохо говорит обо мне. 30 – Некоторые ребята выставляют меня на посмешище перед другими. 31 – Учитель выставляет меня на посмешище перед другими. 32 – Другие ребята распространяют слухи или ложь обо мне. 33 – Другие ребята говорят мне, что я глупый, что со мной не все в порядке и т.п. 34 – Учитель говорит мне, что я глупый, неспособный и т.п. 35 – Кто-то передразнивает меня. 36 – Кто-то плохо говорит о моей семье или родине (если я родом из другой страны). 37 – Кто-то смеется над моей внешностью или над моей одеждой. 38 – Учительоцениваетменянесправедливо. 39 – В мой адрес звучат ругательства или обидные прозвища. 40 – Кто-то требует, чтобы я делал что-то, унижающее меня. 41 – Кто-то по телефону надоедает мне или обижает меня. 42 – Кто-то обижает или позорит меня в социальных сетях. 43 – Иные нападки со стороны других. 5. Насилие или угрозы насилия Мальчик Девочка
44 – Учитель принуждает меня работать, даже когда я болею. 45 – Кто-то из ребят угрожает мне физическим насилием. 46 – Учитель угрожает мне физическим насилием (например, угрожает ударить). 47 – Кто-то из учеников толкает,пинает меня или иным образом физически притесняет меня. 48 – Учитель допускает легкие формы насилия в отношении меня (например, толкает). 49 – Другие учащиеся (один или несколько человек) били меня/физически притесняли. 50 – Меня ударил учитель. 51 – Кто-то отбирает у меня вещи. 52 – Кто-то отбирает у меня завтраки или другую еду. 53 – Кто-то портит мои вещи (например, одежду, велосипед). 54 – Кто-то из ребят вымогает у меня деньги. 55 – Иные формы насилия или угроз насилия. 6. Я уступаю нападающим на меня (в силе, в споре, в умении найти подходящий ответ). На вопросы №№ 7 – 11 отвечай только в том случае, если ты ответил положительно хотя бы на один из предыдущих пунктов (1-53).
7. Как часто в отношении тебя осуществлялись действия, о которых ты прочитал выше? (выбери только один ответ) Мальчик Девочка
56 – каждый день 57 – почти каждый день 58 – примерно один раз в неделю 59 – несколькоразвмесяц60 – реже, чем несколькоразвмесяц61 – никогда 8. Когда в отношении тебя начались подобные действия? (выбери только один ответ) Мальчик Девочка
62 – больше двух лет назад 63 – больше одного года назад 64 – больше полугода назад 65 – меньше полугода назад 66 – больше двух месяцев назад 67 – меньше двух месяцев назад 68 – меньше одного месяца назад 69 – никогда 9. Состороныкогоосуществлялисьэтидействия? (можнодатьнесколькоответов) Мальчик Девочка
70 – со стороны одноклассников 71 – со стороны учеников из параллельных классов 72 – со стороны более старших школьников 73 – со стороны более младших школьников 74 – со стороны учителей 75 – со стороны руководства школы 76 – со стороны других людей 77 – ни с чьей стороны 10. Сколько человек участвовало в этих действиях против тебя? (только один ответ) Мальчик Девочка
78 – один 79 – от двух до четырех человек 80 – более четырех человек 81 – весь класс 82 – нисколько 11. К кому ты можешь обратиться, чтобы об этом поговорить? (можно дать несколько ответов) Мальчик Девочка
83 – к другу/подруге или к друзьям/подругам 84 – кучителю/учительнице 85 – кстаростекласса86 – кнашему школьномупсихологу87 – к директору школы 88 – к моим родителям 89 – к другим родственникам 90 – в центр психологической помощи 91 – ворганы власти (комиссия по делам несовершеннолетних, управление по делам молодежи и т.п.) 92 – к другому человеку 93 – мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек 94 – мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ (А.Н.ОРЕЛ)
Шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению
Назначение теста
Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Инструкция к тестуПеред вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. • Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. • Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет».
• Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Тест
Мужской вариант 1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов. 2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня. 3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях. 4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. 5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни. 6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили. 7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. 8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь. 9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем. 10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность. 11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями. 13. Я всегда говорю только правду. 14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально. 15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам. 16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов. 17. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить. 18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет. 19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. 20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку. 21. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено. 22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение. 23. Я иногда не слушаюсь родителей. 24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность. 25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом. 26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин. 27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно. 29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». 30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. 32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно. 33. Бывает, что мне так и хочется выругаться. 34. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». 35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков. 36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач. 37. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал. 38. Бывает, что иногда я говорю неправду. 39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. 40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. 41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником. 42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой. 43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил. 44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. 46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям – это нормально. 47. Иногда я скучаю на уроках. 48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений. 49. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю. 50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов. 51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей. 52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро. 53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. 54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку. 55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих. 56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей. 57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. 58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях. 59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. 60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. 61. Меня раздражает, когда девушки курят. 62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь. 63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место. 64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. 65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю. 66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания. 67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни. 68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках. 69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. 70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку. 71. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее. 72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. 73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом. 74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. 75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня. 76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска. 77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально. 78. Я часто не могу сдержать свои чувства. 79. Бывало, что я опаздывал на уроки. 80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. 81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. 82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. 83. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание. 84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. 85. Мне кажется, что я не способен ударить человека. 86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. 87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. 88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали. 89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком. 90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя. 91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. 92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. 93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. 94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить. 95. Я считаю, что люди должны полностью отказаться употребления спиртных напитков. 96. Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу. 97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям. 98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.
Женский вариант 1. Я стремлюсь в одежде следовать самой современной моде или даже опережать ее. 2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должна сделать сегодня. 3. Если бы была такая возможность, то я бы с удовольствием пошла служить в армию. 4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями. 5. Чтобы добиться своего, девушка иногда может и подраться. 6. Я бы взялась за опасную для здоровья работу, если бы за нее хорошо платили. 7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте. 8. Я иногда люблю посплетничать. 9. Мне нравятся профессии, связанные с риском для жизни. 10. Мне нравится, когда моя одежда и внешний вид раздражают людей старшего поколения. 11. Только глупые и трусливые люди выполняют все правила и законы. 12. Я предпочла бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни. 13. Я всегда говорю только правду. 14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это нормально. 15. Даже если я злюсь, то стараюсь никого не ругать. 16. Я с удовольствием смотрю боевики. 17. Если меня обидели, то я обязательно должна отомстить. 18. Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. 19. Если моя подруга опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие. 20. Мне часто бывает трудно сделать роботу к точно определенному сроку. 21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено. 22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно хочешь. 23. Бывало, что я не слушалась родителей. 24. В автомобиле я больше ценю безопасность, чем скорость. 25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься каратэ или похожим видом спорта. 26. Мне бы понравилась работа официантки в ресторане. 27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. 28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно. 29. Мое отношении к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». 30. Я всегда плачу за проезд в общественном транспорте. 31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. 32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно. 33. Бывает, что мне так и хочется выругаться. 34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». 35. Бывало, что я случайно попадала в неприятную историю после употребления спиртных напитков. 36. Я часто не могу заставить себя продолжать какое-либо занятие после обидной неудачи. 37. Многие запреты в области секса старомодны и их можно отбросить. 38. Бывает, что иногда я говорю неправду. 39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно. 40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить. 41. Если бы я родилась в древние времена, то стала бы благородной разбойницей. 42. Добиваться победы в споре нужно любой ценой. 43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпила. 44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе. 45. Если в фильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино. 46. Бывает я скучаю на уроках. 47. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений. 48. Если человек раздражает меня, то я готова высказать ему все, что о нем думаю. 49. Во время путешествий и поездок я люблю отклонятся от обычных маршрутов. 50. Мне бы понравилась профессия дрессировщицы хищных зверей. 51. Мне нравится ощущать скорость при быстрой езде на автомобиле и мотоцикле. 52. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования. 53. Бывает, что я с интересом слушаю неприличный, но смешной анекдот. 54. Мне нравится иногда смущать и ставить в неловкое положение окружающих. 55. Я часто огорчаюсь из-за мелочей. 56. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко. 57. Мне больше нравится читать о кровавых преступлениях или о катастрофах. 58. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. 59. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. 60. Я считаю вполне нормальным, если девушка курит. 61. Мне нравится состояние, которые наступает, когда выпьешь в меру и в хорошей компании. 62. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимала, что сейчас не время и не место. 63. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. 64. Некоторые люди побаиваются меня.. 65. Я бы хотела присутствовать при казни преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.. 66. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни. 67. Если бы могла, то с удовольствием поучаствовала бы в автомобильных гонках. 68. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить. 69. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готова первым начать драку. 70. Я могу вспомнить случаи, когда я настолько разозлилась, что хватала первую попавшуюся под руку вещь и ломала ее. 71. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права. 72. Мне бы хотелось из любопытства прыгнуть с парашютом. 73. Вредное воздействие алкоголя и табака на человека сильно преувеличивают. 74. Счастливы те, кто умирают молодыми. 75. Я получаю удовольствие, когда немного рискую. 76. Когда человек в пылу спора прибегает к ругательствам – это допустимо. 77. Я часто не могу сдержать свои чувства. 78. Бывало, что я опаздывала на уроки. 79. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. 80. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. 81. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной. 82. Иногда случалось, что я не выполняла школьное домашнее задание. 83. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения. 84. Бывают случаи, когда я могу ударить человека. 85. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным. 86. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки. 87. Наивные простаки сами заслуживаю того, чтобы их обманывали. 88. Иногда я бываю так раздражена, что громко кричу. 89. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя. 90. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знала, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. 91. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз. 92. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение. 93. Когда я злюсь, то мне хочется громко обругать виновника моих неприятностей. 94. Я думаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков. 95. Я бы с удовольствием покатилась бы на горных лыжах с крутого склона. 96. Иногда, если кто-то причиняет мне боль, то это бывает даже приятно. 97. Я бы с удовольствием занималась в бассейне прыжками с вышки. 98. Мне иногда не хочется жить. 99. Чтобы добиться успеха в жизни, девушка должна быть сильной и уметь постоять за себя. 100. По-настоящему уважают только тех людей, кто вызывает у окружающих страх. 101. Я люблю смотреть выступления боксеров. 102. Я могу ударить человека, если решу, что он серьезно оскорбил меня. 103. Я считаю, что уступить в споре – это значит показать свою слабость. 104. Мне нравится готовить, заниматься домашним хозяйством. 105. Если бы я могла прожить жизнь заново, то я бы хотела стать мужчиной, а не женщиной. 106. В детстве мне хотелось стать актрисой или певицей. 107. В детстве я была всегда равнодушна к игре в куклы.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту Мужской вариант 1.    Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 6 (нет), 13 (да), 21 (нет), 23 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 47 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет). 2.    Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (нет), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (нет), 59 (да), 61 (нет), 80 (да), 86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет). 3.    Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет). 4.    Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 16 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 37 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 76 (нет), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да). 5.    Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 17 (да), 25 (да), 37 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 70 (да), 71 (да), 72 (да), 75 (нет), 77 (да), 82 (нет), 89 (да), 94 (да), 97 (да). 6.    Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да). 7.    Шкала склонности к деликвентному поведению: 18 (да), 26 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 42 (да), 43 (да), 44 (да), 48 (да), 52 (да), 55 (нет), 61 (нет), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 86 (нет), 91 (да), 94 (да). Женский вариант 1.    Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да), 33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет). 2.    Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да), 86 (нет), 91 (да), 93 (нет). 3.    Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет). 4.    Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да), 76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 98 (да), 99 (да). 5.    Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да), 66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да), 101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да). 6.    Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да). 7.    Шкала склонности к деликвентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да). 8.    Шкала принятия женской социальной роли: 3 (нет), 5 (нет), 9 (нет), 16 (нет), 18 (нет), 25 (нет), 41 (нет), 45 (нет), 51 (нет), 58 (нет), 61 (нет), 68 (нет), 73 (нет), 85 (нет), 93 (да), 95 (да), 96 (нет), 105 (да), 106 (нет), 107 (да). Обработка результатов теста Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается 1 балл.Далее по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который сравнивается с тестовыми нормами. При отклонении индивидуальных результатов исследуемого от среднего суммарного бала по шкале больше чем на 1S, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл исследуемого меньше среднего на 1S, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное. Кроме того, если известна принадлежность исследуемого к "делинквентной" популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, которые рассчитаны для "делинквентной" подвыборки. Тестовые нормы методики СОПШкалы    "Нормальная" выборка    "Деликвентная" выборка                      М    S                                М    S1               2,27    2,06                         2,49    2,132               7,73    2,88                       10,27    2,423               9,23    4,59                       15,97    3,044             10,36    3,41                        10,98    2,765             12,47    4,23                        14,64    3,946              8,04    3,29                          9,37    3,017              7,17    4,05                        14,38    3,22Описание шкал и их интерпретация 1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала) Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О восприятии ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими показателями по шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагностическим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли. Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8 ) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения. 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов. 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях.Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций. 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций (Внимание! Эта шкала имеет обратный характер). Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. 7. Шкала склонности к деликвентному поведению Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля. Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики. Источники
Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.362-370 Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ УСТАНОВОК В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В.В. БОЙКО
Цель: выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.
Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.
Опросник
Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.
Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.
Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
В моей жизни часто встречались циничные люди.
Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
Добро должно быть с кулаками.
С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
Я очень доверчивый человек.
Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
Воспитанность в моем окружении на работе — редкое качество.
Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
Люди, как правило, безынициативны в работе.
Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.
Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Обработка и интерпретация данных
Завуалированная жестокость в отношении к людям, в суждениях о них
Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант):1 – да (3); 6 – да (3); 11 – да (7), 16 – нет (3); 21 – нет (4).
Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных баллов, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.
Открытая жестокость в отношении к людям
Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 – да (9); 7 – да (8); 12 – да (10); 17 – да (10); 22 – да (8).
Обоснованный негативизм в суждениях о людях
Выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.
Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3 – да (1); 8 – да (1); 13 – нет (1); 18 – да (1); 23 – да (1). Максимальное число баллов – 5, набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость – завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованный негативизм, они не замечают.
Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью
О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 – да(2); 9 – да (2); 14 – да (2); 19 – да (2); 24 – да (2). Максимальное количество баллов – 10.
Негативные личный опыт общения с окружающими
Данный компонент установки показывает, в какой мере вам повезло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5 – да (5); 10 – да (5); 15 – да (5); 20 – да (4); 25 – да (1). Максимально возможное число баллов – 20.
Показатели негативных коммуникативных установок
Показатели Максимум баллов Полученные баллы Процент от максимума баллов
Завуалированная жестокость 20    
Открытая жесткость 45    
Обоснованный негативизм 5    
Брюзжание 10    
Негативный опыт общения20    
Всего: 100    
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ
 
Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «нет».
Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.
 
Опросник
1.   Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.
2.   Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.
3.    Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4.    Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5.    Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6.    Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7.    Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8.    Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9.     Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10.   На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11.    Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12.    Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13.    Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14.    Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15.    По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16.    Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17.    Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым человеком.
18.    Читая книгу (роман, повесть и т. п.), я так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19.    Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.
20.    Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21.    Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной мои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.    Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.
23.    Чужой смех меня не заражает.
24.    Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не влияют.
25.    Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26.    Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27.    Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.
28.    Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.    Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30.    Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.
31.    Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32.    Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.33.    Маленькие дети плачут без причин.
 
Обработка результатов
Цель обработки результатов — получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим «ключом»:
 
Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
 
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондента.
 
Пол Уровни эмпатических тенденций
Высокий Средний Низкий
Юноши 33-25 24-17 16-8
Девушки 33-29 28-22 21-12
 
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи