Презентация к пед.консилиуму Адаптация 1-х, 5-х, 10-х классов


. Адаптация в 1-ом, 5-ом, 10-ом классах, её особенности на каждом этапе школьной жизни Подготовила практический психолог Чекмак Т.В.rrrrrrrrrrrr Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Период привыкания к новому у каждого человека происходит множество раз. style.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderlinestyle.textDecorationUnderline 1-й класс – это…формирование основы отношения ребенка к школе и обучению;этап, требующий мобилизации интеллектуальных и физических сил ученика; ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.особый этап развития школьника - кризис 7(6) лет.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Адаптация в 1 классе – это особый и сложный период в жизни ребёнка. Обучение проводится с соблюдением следующих требований:- учебные занятия проводятся по 5-ти дневной учебной неделе с использованием «ступенчатого» режима обучения;- обучение проводится без бального оценивания знаний учащихся и домашних заданий.
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation Обследование готовности первоклассника к обучению в школе проходит в два этапа: 1 этап - октябрь-ноябрь, 2 этап – март-апрель. 2 этап: проективная методика «Мой класс», опросник для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», анкета для родителей.1 этап: проективная методика «Школа животных», опросник для учителя «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе», анкета для родителей, методика «Определение агрессивности детей».
style.rotation
style.rotation Диагностика уровня адаптации учеников 1-х классов по проективной методике „ Школа животных”Цель: определение психологического состояния ученика во время адаптационного периода. Кол-во учеников: ( 1-А – 11 , 1-Б - 9) учнів –71%.Отсутствовали: 8 учеников. По результатам анализа детских рисунков: 1-А1-БВсьогов/а00%00%00%с/а964%535%1450%н/а214%429%621%отсутств.321%535%829%Вывод: по результатам диагностики 36% детей удовлетворены своим положением в коллективе, 54% имеют благополучное эмоциональное состояние, 61% - с уважением относятся к учителю. Но, беспокоит то, что у 36% учников наблюдаются трудности в построении контактов с одноклассниками, 36% имеют высокий уровень тревожности, у 36% - проявление напряженности, 50% учеников школа привлекает позаурочной деятельностью. 2. Диагностика уровня адаптации учников 1-х классов по результатам анкеты для родителей.Цель: определить уровень адаптации первоклассников по результатам родительских наблюденийКол-во учеников: 24 ( 1-А – 12, 1-Б - 12) учнів – 86%. КлассВысокий уровень адаптации к школьному обучению (18-20 б.)Средний уровень адаптации к школьному обучению (12-17 б.)Низкий уровень адаптации к школьной жизни (10-11 б.)1-А10 – 83 %2 – 17%-1-Б9 – 75%3 – 25%-Общее кол-во19 – 79%5 – 21%- Вывод:По мнению родителей большинство детей ( учеников), адаптировались в первые 10 дней и имеют высокий уровень адаптации 19 – 79%.Средний уровень адаптации у 21% (5 учеников). Эти дети адаптировались за первый месяц прибывания в школе.3. С низким уровнем адаптации учеников – 0%. 4. По мнению родителей дезадаптированных детей нет .  3. Диагностика уровня адаптации учников 1-х классов по результатам опросника „ Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к учебному процессу”.Цель: анализ уровня адаптации учников классным руководителем.Кол-во учеников: 28 ( 1-А – 14, 1-Б - 14) учеников – 100 % . № п/п классОтсутствие дезадаптацииСредний уровень дезадаптацииВысокий уровень дезадаптацииКонсультация психоневрологаКол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%1.1-А857%214%321%18%2.1-Б1071%429%0%0%3.Всего1864%621%311%14%1. 21% ( 6 учеников) имеют средний уровень дезадаптации. Это есть норма. Эта категория детей имела проблемы в начале учебного года – сентябрь-октябрь 2. Вторая категория детей – у 64% ( 18 учеников) наблюдается отсутствие дезадаптации. 3. Высокий уровень дезадаптации имеют 11% ( 3 ученика).4. У 4% ( 1ученик) заметные проблемы с адаптацией в школе. Таким детям рекомендована консультация психоневролога. По результатам диагностического минимума:0% (0 учеников) - высокий уровень адаптации, 64% (18 учеников) – средний уровень адаптации, 36% (10 учеников) – низкий уровень адаптации, то есть принаки дезадаптации. Дезадапттрованные дети требуют большого количества времени приспособиться к учебному процессу и режиму школьника.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y 5-й класс - это:Изменение условий обучения (учителя-предметники и разные кабинеты вместо одного учителя и своего кабинета).Изменение требований (у каждого учителя-предметника свои требования).Отсутствие тотального контроля со стороны классного руководителя.


Адаптация в 5 классе - это привыкание ребенка к новой для него системе школьного образования средней ступени;это процесс, в ходе которого ученик усваивает нормы, правила школьной жизни, знакомится с учителями, понимает, что принято делать и как поступать в тех или иных ситуациях. ПРОБЛЕМЫ Ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который доминирует. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Поэтому иногда и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Страхи…Проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

Диагностический минимум проводился в октябре 2015 года в 5-м классе. В исследовании приняли участие 17 детей.Цель исследования: определение потенциальной «группы риска», детей, чьё дальнейшее обучение и воспитание связано с большими трудностями.Для изучения личности учеников 5-х классов в период адаптации были проведены следующие методики: Методика экспресс – диагностики характерологических особенностей личности ( Г. Айзенк );Методика А.М. Прихожан по изучению уровня тревожности ( Детский вариант шкали явной тревожности ( CMAS);Методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов;Методика О.Ануфриевой, С.Костромина „Изучение мотивации ученика к обучению в школе”;Опросник «Особенности идеального учителя»;Опросник «Отношение к учебным предметам»;Опросник «Чувства в школе».  Методика А.М. Прихожан «Детский вариант шкали явной тревожности (CMAS)»Цель исследования: изучение уровня и характера тревожности, связанная со школой, среди детей среднего звена.Всего обследованно: 16 учеников, что составляет 94% от количества учеников 5-го класса.Не принимали участие в диагностике: 1 ученик.Нормальный уровень тревожности свойствен 12% (2 ученикам) . Эта тревожность необходима для адаптации и продуктов деятельности.В 35% (6 учнів) - несколько повышенная тревожность, связаная с ограниченным кругом ситуаций, определённой сферой жизни. К группе риска относятся 24% (4 ребёнка) – высокая тревожность и явно повышенная тревожность 6% (1 ребёнок) состояние тревожности испытуемому не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитного характера. Методика А. Ануфриева, С. Костромина „ Определение мотивации школьника к обучению в школе”.Цель исследования: определение уровня школьной мотивации.Всего обследованно: 16 учеников, что составляет % от колличества учеников .Не принимали участие в диагностике: 1 ученик.Высокий уровень мотивации имеет 1 человек (6% пятиклассников). Средний уровень школьной мотивации, наблюдается у 4 учащихся 5-го класса (24%). Сниженный уровень школьной мотивации (5 человек, что составляет 30%). Низкая школьная мотивация была выявлена у 3 учеников (18%). Изучение индивидуально-психологических черт личности.Методика Г.Ю.Айзенка, С.Айзенка „ Личноснтныйй опросник EPQ ”Цель исследования: диагностика уровня проявления составляющих личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.Всего обследованно: 16 учеников, что составляет 94% от класса.Не принимали участие в диагностике: 1 ученик.По результатам диагностики: 54% учеников – холерики;24% - меланхолики; сангвинники составляют 18%; флегматиков – 0% Опросник «Чувства в школе».Цель исследования: определение уровня школьной мотивации.Всего обследованно: 16 учеников, что составляет 94% от колличества учеников .Не принимали участие в диагностике: 1 ученик.№ п/пЯ чувствую в школеДа 1.Спокойствие9– 54%2.Утомление7 – 42%3.Скуку7 – 42%4.Радость10 – 60%5.Уверенность в себе9– 54%6.Волнение11 – 66%7.Неудовлетворённость собою3– 18%8.Раздражительность4– 24%9.Сомнение5 – 30%10.Обида4– 24%11.Унижение3– 18%12.Страх3– 18%13.Тревога за будущее9– 54%14.Благодарность11 – 66%15.Симпатию 5 – 30%16.Желание приходить сюда11 – 66%Вывод: по результатам ученики сжеланием приходят в школу, с хорошим настроением и благодарностью, чувствуют в стенах школы себя спокойно и уверенно. Но нужно обратить внимание на учеников, которые ощущают унижение, страх, раздражительность, скуку, тревогу. 16.12.2015Анкета для родителей «Оценка адаптации ребенка в среднем звене» Приняли участие – 12 родителей.Отсутствовали – 5 родителей.Успешность выполнения школьных заданийУровень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданийСамостоятельность ребенка в выполнении домашних заданийНастроение, с которым идёт ребенок в школуОтношение с одноклассникамиОбщая оценка адаптации ребенка 6. Анкета для учителей «Оценка уровня адаптации школьника»Приняли участие – 7 учителей.Дата поведения: 22.12.2015блок       Рус. язык Природовед.Информатика ИсторияМатематикаФизическая культураУкр. язык и лит-раУчебная активность 1.Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно 5чел29%15 чел88%5 чел29%7 чел41%4чел24%10 чел59%5чел29%2. На уроке работает, положительные и негативные ответы чередуются. 4чел24%0чел0%4чел24%2 чел12%5 чел29%0 чел0%4 чел24%3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно. 3чел0%0чел0%4чел24%2 чел12%2 чел12%0 чел0%5 чел29%4. Учебная деятельность на уроке имеет кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопрос.1чел6%1 чел6%0 чел0%5 чел29%1 чел6%7 чел41%2 чел12%5. Пассивный на уроке, дает неправильные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски4чел24%2чел12%3чел18%2чел12%3 чел18%0 чел0%2чел12%6. Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс).1чел6%0чел0%2чел12%0чел0%3 чел18%0чел0%0 чел0%Поведение на уроке. 1.Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя. 2чел12%12 чел71%5 чел29%7 чел41%7чел41%11чел65%3чел18%2. Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от уроков.5чел29%1чел6%4чел24%1чел6%5 чел29%4 чел24%5 чел29%3. Иногда возвращается, обменивается короткими репликами с товарищами.6чел35%1 чел6%3 чел18%2 чел12%2 чел12%2 чел12%4 чел24%4. Часто прослеживается скованность в движении, позе, напряжение в ответах.3чел18%1чел6%1чел6%2 чел12%1чел6%0чел0%2чел12%5. Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, постоянно разговаривает. 1чел6%3 чел18%3чел18%2чел12%2 чел12%0 чел0%3чел18%6. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).1чел6%0 чел0%2чел12%4 чел24%1 чел6%0чел0%1чел6% Отношения с одноклассниками 1.Дружелюбный, легко контактирует с одноклассниками.12 чел71%15чел88%9чел53%13 чел77%8чел47%10чел59%6 чел35%2. Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.1чел6%2чел12%3 чел18%1 чел6%3 чел18%0 чел0%3 чел18%3. Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми детьми. 3чел18%0 чел0%2чел12%0чел0%2 чел12%5чел29%4 чел24%4. Желает быть рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.0чел0%0 чел0%2 чел12%0чел0%3 чел18%0 чел0%3 чел18%5. Скованный, изолирован от других детей, желает быть в одиночестве (другие дети безразличны к нему).1чел6%1чел6%1 чел6%2чел12%0чел0%2 чел12%1 чел6%6. Проявляет негативизм относительно детей, постоянно ругается и обижает их (другие дети его не любят).1чел6%0 чел0%1 чел6%2 чел12%0чел0%0 чел0%1 чел6%Эмоциональное благополучие 1.Хорошее настроение, частот улыбается, смеется. 12чел71%15 чел88%10чел59%12 чел71%2 чел12%8чел47%13чел77%2. Спокойное эмоциональное состояние.5 чел29%1чел6%3чел18%5 чел29%12чел71%2чел12%3 чел18%3. Эпизодически проявляется снижение настроения.0чел0%2 чел12%2чел12%2 чел12%2чел12%4чел24%2чел12%4. Негативные эмоции: тревожность, грусть, иногда страх, раздражительность, вспыльчивость, впечатлительность.1 чел6%0чел0%1чел6%0 чел0%2чел12%3 чел18%0 чел0%5. Отдельные депрессивные проявления, плач без единых причин, агрессивные реакции, часто ругается с одноклассниками, повышает голос.0 чел0%0 чел0%1чел6%1 чел6%0 чел0%0 чел0%0 чел0%6. Преобладает депрессивное настроение, агрессия (взрыв гнева, злость) проявляется в отношении с одноклассниками (может ударить, что-то сломать, инициировать драку) и в отношениях с учителями.0 чел0%0 чел0%1чел6%0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0% По результатам диагностического минимума:высокий уровень адаптации – 24% (4 ученика)средний уровень – 65% (11 учеников)низкий уровень – 11% (2 ученика)дезадаптированные – 0%
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Трудности:темп работ, и, как следствие – неумение быстро записывать, конспектировать;объём работы, как на уроке, так и дома;новые, непривычные требования к оформлению работ;необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой.


10-й класс – это…переход в профильные классы или другие учреждения образования; период возникновения некоторых трудностей в обучении, в отношении с одноклассниками и родителями.новая для ученика среда однолеток и учителей. Адаптация 10 класса -происходят существенные изменения в психике ребенка, что может привести к переутомлению, высокому уровню тревожности, трудностям в социально-психологической адаптации;процесс, связанный со значительной нагрузкой всех систем организма. Диагностический минимум проводился в октябре-ноябре 2015 года в 10-м классе. В исследовании приняли участие 14 детей.Цель диагностического минимума – это определение потенциальной «группы риска», детей, дальнейшее обучение, воспитание и пребывание в коллективе которых связано с существенными трудностями. Для изучения личности учеников 10-х классов в период адаптации были использованы следующие методики:Методика К. Роджерса и Р.Даймонда „ Оценка социально – психологической адаптированности”;Изучение уровня тривожности ( Методика ”Подростковый вариант шкалы явной тревожности”);Методика «Отношение подростка с классом» Методика определения самооценки. 1.Определение уровня тревожности методики ”Подростковый вариант шкалы явной тривожности”Приймали участие - 12 учеников.Отсутствовали – 1 ученик. СтеныУровень тревожности10 клКол-воучеников%1-2Состояние тревожности не свойственно - 0%3-6Нормальный уровень тревожности 7 54%7-8Повышенная тревожность 3 23%9Явно повышенная тревожность 1 8%10Высокая тревожность 1 8%Вывод: высокий уровень тревожности и явно повышенная тревожность наблюдается у 2учеников – 16% . Этим ученикам свойствена неуверенность, присутствует страх, общее беспокойство. Им рекомендовано пройти в феврале повторное исследование для подтверждения уровня тревожности и при повторном выявлении – коррекционную программу по устранению тревожности. 2. Восприятие учеником нового коллектива определяем с помощью методики «Оценка отношения подростка к классу». Принимали участие - 12 учеников.Отсутствовали – 1 ученик.Стиль отношения10 кл.Кол-во%Коллективистский (без коллектива никуда)8(+1)70%Индивидуалистичный (позиция «сам за себя»)2(+1)23%Прагматичный (использует коллектив в своих целях)18%Вывод: по результатам методики 70% учеников составляют единый коллектив, что дает основу для благоприятных отношений в классе. 3. Уровень самооценки учеников определяем с помощью методики «Определение самооценки учащегося»Приймали участие - 12 учеников.Отсутствовали –1 ученик.Уровень самооценки10 кл.Кол-во%Высокий646%Адекватный646%Низкий--Вывод: высокая самооценка свойственна 46% учеников класса. Это дети – отличники или достигшие высоких результатов в определенных видах деятельности. У 46% учеников адекватная самооценка. 16.12.2016Тест для родителей «Все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»Приняли участие – 11 родителей.Отсутствовали – 2 родителей.№ п/пбаллКол-во участников%Краткое описание1.1-318%Ребенку крайне необходима помощь2.4-5215%В школьной жизни что-то неблагополучно3.6-7431%В школе дела обстоят неплохо4.8-10323%Хорошее отношение к школе 6. Анкета для учителей «Оценка уровня адаптации школьника»Приняли участие – 9 учителей.Дата поведения: 22.12.2015блок  Рус. язык ХимияИнформатика Англ. языкИсторияГеографияФизи-раУкр. язык Учебная активность 1.Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно4 чел29%5 чел36%2 чел14%4 чел29%4 чел29%6 чел43%8 чел57%3чел23%2. На уроке работает, положительные и негативные ответы чередуются.4 чел29%4 чел29%1чел7%3чел23%2 чел14%4 чел29%5 чел36%4 чел29%3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.0 чел0%1чел7%1чел7%0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%2 чел14%4. Учебная деятельность на уроке имеет кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопрос.3чел23%0 чел0%2 чел14%2 чел14%2 чел14%2 чел14%0 чел0%2 чел14%5. Пассивный на уроке, дает неправильные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски6 чел43%3чел23%1чел7%3чел23%3чел23%2 чел14%0 чел0%3чел23%6. Учебная активность отсутствует (ребенок не включается в учебный процесс).0 чел0%1чел7%1чел7%2 чел14%3чел23%0 чел0%1чел7%0 чел0%Поведение на уроке. 1.Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.5 чел36%4 чел29%2 чел14%4 чел29%5 чел36%6 чел43%12чел86%5 чел36%2. Выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от уроков.3чел23%3чел23%1чел7%7 чел50%1чел7%0 чел0%0 чел0%4 чел29%3. Иногда возвращается, обменивается короткими репликами с товарищами.3чел23%2 чел14%2 чел14%1чел7%2 чел14%5 чел36%0 чел0%0 чел0%4. Часто прослеживается скованность в движении, позе, напряжение в ответах.3чел23%1чел7%1чел7%0 чел0%2 чел14%1чел7%1чел7%3чел23%5. Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, постоянно разговаривает.2 чел14%2 чел14%1чел7%0 чел0%3чел23%0 чел0%0 чел0%1чел7%6. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).0 чел0%2 чел14%1чел7%2 чел14%2 чел14%2 чел14%1чел7%1чел7% Отношения с одноклассниками 1.Дружелюбный, легко контактирует с одноклассниками.6 чел43%9чел64%5 чел36%3чел23%4 чел29%11чел79%13чел93%5 чел36%2. Малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.3чел23%4 чел29%2 чел14%5 чел36%5 чел36%0 чел0%0 чел0%5 чел36%3. Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми детьми.2 чел14%0 чел0%1чел7%3чел23%1чел7%0 чел0%1чел7%4 чел29%4. Желает быть рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.1чел7%0 чел0%0 чел0%2 чел14%1чел7%0 чел0%0 чел0%0 чел0%5. Скованный, изолирован от других детей, желает быть в одиночестве (другие дети безразличны к нему).1чел7%1чел7%0 чел0%1чел7%1чел7%1чел7%0 чел0%0 чел0%6. Проявляет негативизм относительно детей, постоянно ругается и обижает их (другие дети его не любят).0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%2 чел14%2 чел14%0 чел0%0 чел0%Эмоциональное благополучие 1.Хорошее настроение, частот улыбается, смеется.4 чел29%6 чел43%4 чел29%5 чел36%8 чел57%0 чел0%12чел86%3чел23%2. Спокойное эмоциональное состояние.5 чел36%5 чел36%2 чел14%5 чел36%2 чел14%13чел93%1чел7%8 чел57%3. Эпизодически проявляется снижение настроения.3чел23%2 чел14%1чел7%3чел23%2 чел14%0 чел0%1чел7%3чел23%4. Негативные эмоции: тревожность, грусть, иногда страх, раздражительность, вспыльчивость, впечатлительность.0 чел0%1чел7%1чел7%1чел7%0 чел0%1чел7%0 чел0%0 чел0%5. Отдельные депрессивные проявления, плач без единых причин, агрессивные реакции, часто ругается с одноклассниками, повышает голос.0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%6. Преобладает депрессивное настроение, агрессия (взрыв гнева, злость) проявляется в отношении с одноклассниками (может ударить, что-то сломать, инициировать драку) и в отношениях с учителями.0 чел0%0 чел0%0 чел0%0 чел0%2 чел14%0 чел0%0 чел0%0 чел0% По результатам диагностического минимума:высокий уровень адаптации – 54% ( 7 ученика)средний уровень – 46% (6 учеников)низкий уровень – 0% дезадаптированные – 0%
rrrrrrrrrrrrrrrrrrrr “Собраться вместе – это начало,Держаться вместе – это процесс,Работать вместе – это успех”Генри Форд
rrrrrrrrrrrr
Спасибо за внимание !rrrr