Статья на тему Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС

М.В. Бибикова
педагог-психолог
МБОУ «Красносельская СОШ»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Аннотация. В статье рассматривается работа по психолого-педагогическому сопровождению детей школьного возраста в рамках введения ФГОС.
Annotation. The article describes the use of psycho-pedagogical support of children of school age in the framework of the introduction to the GEF.
Ключевые слова: школа, учащиеся, психолого-педагогическое сопровождение.
Keywords: the school, schoolchildren, psycho-pedagogical support.
С моментом поступления в школу у каждого человека связано самое светлое, трогательное воспоминание. Как правило, дети очень хотят учиться, однако они имеют смутное представление о том, что их ожидает в школе. Ребенок испытывает то радостное нетерпение, то опасение и страх. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Его успешное обучение во многом зависит от того, как:
- он адаптируется к школе,
- он готов к обучению в школе,
- он заинтересован в учебной деятельности,
- развиты познавательная и учебная мотивации,
- развиты самостоятельность и самоорганизация,
- развиты творческие способности,
- осуществляется поддержка в формировании желания и «умения учиться».
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, установить контакты со сверстниками и педагогами. Но не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе [1].
В связи с внедрением ФГОС и принятием Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» существенно изменилась вся образовательная ситуация в школе. В настоящее время педагогическое образование превращается  по существу в образование психолого-педагогическое. Школа изменила свое направление, и ее целью  стало общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся [4].
В 21 веке для того, чтобы человек был успешным, недостаточно владеть предметными знаниями, надо еще обладать компетенциями, которые позволят успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Также введение нового стандарта общего образования определяет точное место приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Произошли перемены в структуре психологического сопровождения образовательного процесса. Стало важным создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. Были внесены изменения в диагностическую, развивающую, коррекционную и профилактическую деятельность психолога. Исследование, проектирование, конструирование стали ведущими типами его работы в обучении, что повышает требования к профессиональным и личностным качествам психолога.
Мой приход в МБОУ «Красносельская СОШ» совпал с введением ФГОС второго поколения. Передо мной, как педагогом-психологом, встал важный вопрос готовности психологического сопровождения учащихся.
В ходе своей работы по психологическому сопровождению решаю следующие задачи:
систематически отслеживаю психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
формирую у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создаю специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Изучая психологическую литературу, нормативно-правовые документы, составила план диагностики учащихся на 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г., 2013-2014 уч. г. Предлагаю свой анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1 по 3 классы.
В 2011-2012 уч. г. работу по психолого-педагогическому сопровождению первоклассников строила поэтапно:
1 этап:
- провела психологическую диагностику, направленную на определение школьной готовности ребенка (методика «Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика»).
Анализ выявил, что 70% учащихся показывают высокий уровень готовности к школьному обучению. 15% учащихся показывают средний уровень готовности к школьному обучению. 15 % учащихся показывают низкий уровень готовности к школьному обучению.
Составила план дальнейшей работы:
- провела консультации для классных руководителей первоклассников («Особенности детей 6-7 лет», «Психологическая готовность к школе»);
- провела родительское собрание «Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе», на котором сообщила о результатах проведенной диагностики;
- провела индивидуальные консультации для родителей, чьи дети по результатам тестирования показали низкий результат;
- была проведена развивающая работа с первоклассниками, которые по результатам тестирования показали низкие результаты. Она состояла из проведения тренинговых занятий, направленных на выявление причин низких результатов и повышение уровня школьной готовности первоклассников.
2 этап:
- провела психологическую диагностику, направленную на определение эмоционального состояния обучающихся первых классов в процессе школьной адаптации (тест «Домики»).
Анализ выявил, что 19 % учащихся имеют достаточный уровень адаптации. 44 % учащихся имеют частичный уровень адаптации. У 37 % учащихся уровень адаптации ниже нормы.
План дальнейшей работы:
- провела консультацию для классных руководителей первоклассников («Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов»);
- провела родительское собрание «Трудности адаптации первоклассника к обучению в школе», на котором сообщила о результатах проведенной диагностики;
- провела индивидуальнее консультации для родителей, чьи дети по результатам тестирования показали низкий результат и испытывают трудности в адаптации к школе («Учимся общаться», «Возрастные особенности первоклассников»);
- была проведена развивающая работа с первоклассниками, которые по результатам тестирования показали низкие результаты. Она состояла из проведения тренинговых занятий, направленных на выявление причин низких результатов и повышение социально-психологической адаптации в новой системе взаимоотношений.
В 2012-2013 уч. г. работа по психолого-педагогическому сопровождению второклассников включала в себя:
- диагностику развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Используемые методики: «Исключение слов», «10 слов», «Корректурная проба» (тест Бурдона).
Анализ выявил, что:
- у 25% учащихся средний уровень мышления; у 75% учащихся низкий уровень мышления;
- у 35% учащихся высокий уровень зрительной памяти; у 65% учащихся средний уровень зрительной памяти;
- у 10% учащихся высокий уровень слуховой памяти; у 50% учащихся средний уровень слуховой памяти; у 40% учащихся низкий уровень слуховой памяти;
- у 15% учащихся высокая устойчивость внимания; у 35% учащихся устойчивость внимания средняя; у 50% учащихся низкая устойчивость внимания.
План дальнейшей работы:
- провела индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми, которые показали низкий результат, направленные на развитие памяти, внимания, мышления;
- провела индивидуальные консультации для родителей, чьи дети по результатам тестирования показали низкий результат («Развиваем память, внимание, мышление»);
В 2013-2014 уч. г. работа по психолого-педагогическому сопровождению третьеклассников включала в себя:
- диагностику развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Используемые методики: «Исключение слов», «10 слов», «Корректурная проба» (тест Бурдона).
Анализ выявил, что:
- у 15% учащихся высокий уровень мышления; у 31% учащихся средний уровень мышления; у 54% учащихся низкий уровень мышления;
- у 46% учащихся высокий уровень зрительной памяти; у 54% учащихся средний уровень зрительной памяти;
- у 15% учащихся высокий уровень слуховой памяти; у 54% учащихся средний уровень слуховой памяти; у 31% учащихся низкий уровень слуховой памяти;
- у 15% учащихся высокая устойчивость внимания; у 39% учащихся устойчивость внимания средняя; у 46% учащихся низкая устойчивость внимания.
План дальнейшей работы:
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий с детьми, которые показали низкий результат, направленные на развитие памяти, внимания, мышления;
- проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования показали низкий результат («Развиваем память, внимание, мышление»);
Таким образом, можно сделать вывод, что общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников невозможно без психологического сопровождения. А совместная работа психолога с родителями и педагогами поможет школьникам как можно быстрее и успешнее войти в школьную жизнь, и высокий уровень внутренней напряженности ребенка уступит место ощущению эмоционального комфорта.
Литература:
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – М.: Амалфея, 2008. - 240 с.
Демидова Е.Г. Ребенок идет в школу: Методические рекомендации для родителей. – М.: ЗАО «Росмэн-Пресс», 2009. – 95 с.
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013 год. – М.: Эксмо, 2013. – 140 с.







15