Обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в условиях введения ФГОС ООО


Обучение и психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в условиях введения ФГОС ООО
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации (ФЗ-273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ИР-535/07 от 07 июня 2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»). В утвержденных приказах Министерства образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (от 19.12.2014 №1598) и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» (от 19.12.2014 №1599) отмечается, что целью специального (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья является введение ребенка в культуру или социализация.
Задачами обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
Формирование у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.
Формирование и стимулирование познавательных процессов у детей.
Особенности развития личности и эмоционально – волевой сферы детей с ДЦП
По эмоционально - волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Во втором случае, у более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения.
Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение отстаивать свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Организация обучения и воспитания детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в специальной школе
Основным видом специальных учреждений образования для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата являются школы-интернаты. В этих учреждениях имеется возможность организовать и соблюдать двигательный и ортопедический режим в течении суток, предполагающий проведение физкультпауз на каждом уроке после 20 минут работы, с включением лечебно-коррекционных мероприятий, а также обучение детей соблюдению правильной позы во время выполнения письменных и устных заданий. Эффективность работы любого учреждения образования в системе специального образования определяется взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью различных блоков, входящих в их структуру (медицинского, коррекционно-педагогического, воспитательного, социального)
Основная цель обучения в специальной школе – восстановление двигательных функций, коррекция физического и речевого развития, максимальная адаптация к самостоятельной жизнедеятельности.
В школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, трудностями в обучении, а также с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Большое значение в реализации реабилитационного процесса детей с ДЦП имеет трудовая подготовка: от формирования элементарных трудовых навыков в процессе освоения детьми доступных видов труда, допрофессиональной трудовой подготовки до профильного обучения в старших классах.
В современной специальной литературе встречается термин «ассистирующие технологии» (АТ), который употребляется для обозначения, во-первых, очень широкого диапазона всевозможных вспомогательных, адаптационных и реабилитационных приспособлений (функциональные протезы новейшего времени), а во-вторых – для обозначения процессов, связанных с выбором, размещением и использованием таких приспособлений для развития или компенсации нарушенных, ослабленных или утраченных функций и возможностей человека. Существующие ассистирующие технологии можно разделить на несколько условных групп:
Механические приспособления (костыли, инвалидные коляски и другая подобная специальная техника);
Устройства-ассистенты (резиновые поручни для опоры при ходьбе, наклонные доски заменяющие ступени, и т.п.);
Более сложные приспособления с использованием электроники, компьютерной техники, средств современной связи и др. (инвалидное кресло, оборудованное встроенным двигателем, специальным компьютером для организации коммуникативных процессов и сотовым телефоном);
Специальное методическое обеспечение и технология его использования.
Сегодня инновационной формой получения образования детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является дистанционная форма (технология) обучения, предполагающая реализацию содержания образования с помощью компьютерных технологий.
Содержание коррекционно-педагогической деятельности
Коррекционно-педагогическая деятельность является составной и неотъемлемой частью педагогического процесса, основой обучения и воспитания детей с ОВЗ (детей с ДЦП) и связана с целями специального образования: становлением и разносторонним развитием личности обучающегося, его социально-трудовой реабилитацией, компенсацией нарушения, усвоением ребенком социального опыта человечества в доступной форме.
Коррекционно-педагогическая деятельность является планируемым и особым образом организуемым педагогическим процессом, направленным на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для формирования и развития, способствующих полноценной интеграции детей в социуме.
Содержание коррекционных занятий определяется структурой двигательных и речевых нарушений для каждого ребенка индивидуально.
Роль родителей в инклюзивном образовании
Ответственность за обучение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной среде несут родители, которые выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающихся с ОВЗ направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогические комиссии с целью выработки рекомендаций родителям по его дальнейшему обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями проходит через консультирование, организацию Школ для родителей, Семейных клубов и др. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка..
Обобщив вышеизложенное, можно отметить, что психическое развитие ребенка с детским церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами, работающими с детьми данной категории, встает важная задача – оказание психолого – педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.
Образовательная интеграция признается сегодня объективной реальностью и ставит систему образования перед необходимостью переосмыслить позиции педагога в образовательном процессе, поиска путей подготовки педагогов к работе в новых условиях (с «иными» детьми), а также перед необходимостью определения роли и доли участия родителей в процессе обучения детей с ОВЗ в различных образовательных условиях.
Конечной целью комплексной, системной работы с ребенком и семьей является создание позитивных ценностно – смысловых установок в семье и ближайшем окружении ребёнка.
Литература
Возняк И.В., Годовникова Л.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа.- Волгоград: Учитель, 2011. – 87 с.
Истратова О.Н. Большая кнага подросткового психолога/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636с.
Лапп Е.А., Шипилова Е.В. образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и воспитании. Инструктивно-методические материалы.- Волгоград: Учитель, 2016. – 199 с.
Наумов А.А., Соколова В.Р., Седегова А.Н. интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт.- Волгоград: Учитель, 2013. – 147 с.
Семаго М.М., Семаго Н.Я., Галюта И.А. организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования.- М.: АРКТИ, 2016. – 368 с.
Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В. инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.