Педагогическая характеристика обучающегося. Методические рекомендации по составлению


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯМетодические рекомендации по составлению
Екатеринбург,
2015 г.
Педагогическая характеристика обучающегося. [Текст]: Методические рекомендации по составлению / Составитель Линькова И.С. – Екатеринбург ГБОУ СО «ЦПМСС «Речевой центр», 2015, - 8 с.
Методические рекомендации составлены на основе обзора и анализа методической литературы, в соответствии с рекомендациями центральной ПМПК по структуре и содержанию педагогической характеристики обучающегося, направленного на комплексное обследование. Рекомендации ориентированы на педагогов, которым требуется составить письменную характеристику школьника, ознакомление с которой поможет специалистам уточнить характер трудностей, возникающих у ребенка в процессе освоения школьной программы, разобраться с причинами их возникновения.
Введение.
При направлении школьника на комплексное обследование в режиме психолого-медико-педагогической комиссии в перечень необходимых для предоставления документов входит педагогическая характеристика обучающегося. Разработка педагогической характеристики является одним из самых эффективных способов раскрытия индивидуально-психологических особенностей ребенка. Основываясь на особенностях и качественных характеристиках учебной деятельности школьника, на специфике его взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые отмечает педагог, специалисты ПМПК могут более полно представить картину развития, уточнить характер трудностей, возникающих у ребенка в процессе освоения школьной программы, разобраться с причинами их возникновения, наметить индивидуальный образовательный маршрут.
Характеристика составляется классным руководителем, которому учителя-предметники, специалисты, работающие с ребенком, предоставляют необходимую информацию. Характеристика директором ОО, заверяется печатью.
Содержание педагогической характеристики на ПМПК
1. Общие сведения об учащемся:
Ф.И.О. ребенка, дата рождения, домашний адрес;
Ф.И.О. родителей, профессия, контактный телефон;
посещал ли ребенок детский сад (в течение какого времени, указать № ДОУ);
был ли ранее на ПМПК (где, когда, какие были даны рекомендации по обучению ребенка; выполнялись ли данные рекомендации);
дублировал или нет программу (если да, то какой класс),
в каком классе обучается сейчас и по какой образовательной программе.
2 . Особенности учебной деятельности.
2.1. Индивидуальные особенности учебной деятельности:
Оценка учебных навыков в соответствии с требованиями учебных программ:
Чтение: способ чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое); качество чтения (правильность, плавность, выразительность, осознанность); темп чтения; понимание прочитанного (ответы на вопросы по содержанию, выделение основной); пересказ текста (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, фрагментарный, пересказать не может); характерные ошибки (повторы, пропуски, замены).Русский язык: списывание текста, орфографическое письмо под диктовку, выделение и объяснение орфограмм, выполнение грамматических заданий, сформированность навыка каллиграфического письма, характерные ошибки.
Математика: знания последовательности чисел натурального ряда, соотношение числа и цифры, состава числа, вычислительных приемов, наличие значительных затруднений в осуществлении математических операций (указать каких именно), навык решения задач (простых, составных), характерные ошибки.
2.2. Качественные характеристики учебной деятельности:
трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
трудности и особенности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторение пройденного;
особенности запоминания учебного материала (быстрота, осмысленность);
быстрота включения в работу;
устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечения);
затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой;
темп работы (относительно сверстников, в зависимости от характера деятельности);
уровень работоспособности;
наличие импульсивности при выполнении заданий;
степень самостоятельности и организованности;
сформированность навыков самоконтроля;
самооценка (завышена, занижена, объективна);
реакция на собственные неудачи (переживание, подъем активности, спад активности, равнодушие);
реакция на помощь учителя (положительная, отрицательная, пассивная, непредсказуемая).
3 . Поведение и общение ребенка в учебных ситуациях.
описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности (как проявляет себя в учебной, трудовой, игровой деятельности (инициатор, организатор, активный участник, пассивный участник);
«типичное» эмоциональное состояние на уроке;
насколько дисциплинирован на занятиях, переменах, вне образовательного учреждения;
описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил, какими правилами культурного поведения владеет;
индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками;
есть ли двигательная расторможенность, заторможенность;
желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы;
особенности проявления интереса к учебной деятельности (заинтересовывается заданием, интерес к учебной деятельности достаточно выражен, но по мере столкновения с трудностями угасает; присутствует (отсутствует) заинтересованность в правильном выполнении задания; стремится ли довести работу до конца;
особенности отношений «учитель-ученик»: понимание ребенком требований учителя (не понимает, что требует учитель; во время урока на слова учителя не реагирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями, как маленький ребенок;
принимает ли помощь и какую (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые переживания, пассивность или агрессивность, потеря интереса к работе);
преодоление затруднений, возникающих в процессе деятельности (стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к педагогу за помощью, самостоятельно ищет выход);
отношение к похвале и порицанию;
отношение к оценкам;
участие в работе класса (может ли активно, целенаправленно работать, выполнять предъявленные требования, следить за ходом урока, отвечать на вопросы и задавать вопросы учителю в случае непонимания);
описание ситуаций, вызывающих у ребенка различные эмоциональные трудности ( плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
4. Какая работа проводилась специалистами ОО, ее эффективность.
указать, какие виды помощи применялись учителем для преодоления трудностей:
-усиленный контроль и помощь при выполнении учебных заданий,
-облегченные индивидуальные задания в процессе фронтальной работы с классом,
-дополнительные занятия в школе после уроков,
-дополнительные задания на дом,;-рекомендации родителям: как помочь ребенку при приготовлении уроков и т.д.;
Какие результаты были при этом достигнуты (улучшилась ли успеваемость; удалось ли преодолеть затруднение; научился ли самостоятельно работать; продвинулся ли в усвоении школьных навыков и насколько и т.д.);
Динамика коррекционно-образовательной помощи (значительное/незначительное/отсутствие продвижения показал ребенок).
5. Заключение (основные выводы, цель представления на ПМПК).
6. Дата, печать ОО