ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ
Пимонова Е.В. учитель начальных классов, учитель-дефектолог
КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ»
Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде.
В последнее время в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дети с нарушениями психического развития обучаются в массовых школах и в школах-интернатах, где обучение ведется по специальным программам в соответствии с ФГОС, где большое внимание уделяется воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы с подобной категорией детей является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности. Все эти задачи как нельзя лучше решаются и во время учебной деятельности. А для достижения наилучших результатов возникает необходимость применения на уроках в школах мультимедийных технологий.
Для того чтобы рассмотреть использование мультимедийных и программных продуктов на различных этапах коррекции, необходимо познакомиться с терминологией по теме.
Мультимедиа — одновременное использование различных форм представлении информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней [2, с.136].
Мультимедиа – совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства [2, с.138].
Программный продукт — комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции.
Программный продукт должен быть соответствующим образом подготовлен к эксплуатации, иметь необходимую техническую документацию, предоставлять сервис и гарантию надежной работы программы, иметь товарный знак изготовителя, а также желательно наличие кода государственной регистрации. Только при таких условиях созданный программный комплекс может быть назван программным продуктом [3, с.57].
На сегодняшний день развитие общества идет параллельно с информатизацией. Это отражается во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в образовании. При этом меняется положение, как ученика, так и преподавателя, по-иному строится их познавательная и обучающаяся деятельность.
Познавательная деятельность понимается как «единство теоретического мышления, чувственного восприятия и практической деятельности, которая осуществляется человеком в течение его жизни, во всех видах социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе». Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку познавательной деятельности, или учении [2, с,137].
Традиционно познавательная деятельность определяется как многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и ученика.
При любом обучении необходимо создавать мотивацию и активизировать познавательную деятельность учащихся. Это условие становится определяющим для достижения успеха при коррекционном обучении, когда нужно не просто приобрести новые знания и умения, а осознать свою проблему и заставить себя с ней бороться. Повышение эффективности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения новых информационных технологий в коррекционном процессе во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Важным фактором является подбор материала, составление заданий, конструирование педагогических и коррекционных задач с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей детей.
Повышение эффективности познавательной деятельности детей тесно связано с активизацией учебного процесса, которую можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в работе. Главная цель активизации – формирование активности обучаемых, повышение качества коррекционно-педагогического процесса, так же педагог должен создать условия для самостоятельной и творческой деятельности с учетом сформированных интересов детей с ОВЗ, посредством применения новых информационных технологий.
С активностью сопрягается ещё одна важная сторона мотивации учения. Это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учеником. Работа с компьютером как никакая другая позволяет решать учебные задачи самостоятельно. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные дети, как правило, и более самостоятельны; недостаточная собственная активность обучаемого ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Таким образом, существующие в настоящее время мультимедийные и программные продукты могут быть использованы при различных нарушениях у детей с ОВЗ на всех этапах коррекционной работы; они позволяют существенно разнообразить виды работы на занятии, значительно повышают мотивацию, интерес, активность и самоконтроль детей; заменяют большое количество наглядных пособий и дидактического материала.
Литература
Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 2008.
Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок /  Г. Селевко // Народное образование. – 2006. - № 8. – С. 136 – 140
Бахтина О.И. Информатизация гуманитарного образования. // Педагогика. 2008. № 1.