ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ:сравнительная характеристика


ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И КОМПЛЕКСНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Выполнила студентка 4 курса 461 группынаправления 050700 «Педагогика»профиля Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии: «Специальная психология»факультета психолого-педагогического и специального образованияРезанова Светлана Актуальность данной работы заключается в установлении связи материнского отношения и тяжести проявлений ДЦП у ребенка, выявлении наиболее распространенных нарушений в сфере материнского отношения и разработке коррекционных занятий и рекомендаций для родителей. Объект исследования - материнское отношение.Цель исследования: изучение особенностей материнского отношения к детям с нарушением опорно- двигательного аппарата, а также возможностей его коррекции.Задачи исследования:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2. Провести психолого-педагогическое обследование детей с ДЦП и их матерей.3. Проанализировать материнское отношение в семье.4. На основе анализа литературных источников обосновать, разработать и апробировать программу, направленную на формирование позитивного отношения матери к ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).5. Оценить эффективность программы( повторная диагностика). Гипотеза исследования:Нарушения развития ребенка негативно влияют на материнские установки, ограничивают способность матери эффективно общаться с ребенком и приводят к искаженному образу ребенка в восприятии матери. Методы исследования:теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;эмпирические методы – опрос, беседа с родителями,эксперимент, включающий этапы: выявление особенностей материнского отношения к детям с детским церебральным параличом и комплексными нарушениями развития, биографические методы – сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации; количественная обработка данных.Экспериментальная база: МБОУ СОШ с. Ивановка, Базарно-Карабулакский район, Саратовская область. ГУЗ «Саратовская областная детская клиническая больница, г. Саратов, ул. Вольская, 6. Экспериментальная выборка: 10 матерей, воспитывающих детей без нарушений опорно-двигательного аппарата, 10 матерей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом, 10 матерей, имеющих детей с детским церебральным параличом и комплексными нарушениями, проходящих лечение в ГУЗ «СОДКБ». Исследование проходило с марта 2012 г. по май 2014 г.Научная новизна работы заключается в том, что проведенное исследование позволит расширить знания об особенностях развития материнско-детских отношений в семьях детей с детским церебральным параличом. Практическая значимость: состоит в том, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации психолого-педагогической работы в психологических центрах, реабилитационных центрах, в консультировании родителей по вопросам воспитания детей с детским церебральным параличом и комплексными нарушениями развития. Матери детей с детским церебральным параличом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сред-ний % Отвержение – принятие 97 92 77 53 31 15 31 54 95 66 ~64,6 Кооперация 14 31 19 48 43 10 12 19 10 12 ~21,3 Симбиоз 75 96 75 97 87 75 87 58 97 97 ~85,0 Контроль 53 84 32 96 90 54 62 70 84 69 ~77,4 Маленький неудачник 95 99 45 84 84 97 77 46 84 98 ~85,4 Матери детей с ДЦП и комплексными нарушениями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний % Отвержение – принятие 95 90 92 97 99 99 100 100 84 54 ~84,7 Кооперация 13 9 12 9 12 7 12 9 49 32 ~17,0 Симбиоз 100 96 92 96 99 92 92 96 97 96 ~92,9 Контроль 66 95 57 72 84 95 69 89 96 54 ~78,8 Маленький неудачник 100 99 100 100 95 100 93 96 93 70 ~89,3 Матери детей без нарушений опорно- двигательного аппарата. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний % Отвержение – принятие 100 90 100 97 99 99 100 100 84 54 ~92,1 Кооперация 7 9 12 9 12 7 12 9 9 32 ~14,0 Симбиоз 100 67 92 96 65 92 92 62 97 96 ~81,0 Контроль 54 95 57 72 52 95 69 61 96 54 ~49,1 Маленький неудачник 43 24 21 7 12 10 32 11 23 7 ~14,1 Мамы детей без нарушения опорно- двигательного аппарата Мамы детей с детским церебральным параличом Мамы детей с детским церебральным параличом и комплексными нарушениями Матери, воспитывающие детей с детским церебральным параличом Матери, воспитывающие детей с детским церебральным параличом и комлексными нарушениями. Матери, воспитывающие детей без нарушения опорно-двигательного аппарата Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы: –проблемы психологического характера, возникающие у матери, воспитывающей ребенка с ДЦП, зависят от тяжести нарушения у ребенка;–содержание психологической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, может быть представлено в трех направлениях: психологическое изучение материнско-детских отношений; психологическое консультирование; психолого-педагогическая и психокоррекционная работа с детьми и их родителями;-основным в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка с ОВЗ;-своевременно оказанная психолого-педагогическая помощь оптимизирует личностное развитие ребенка и способствует снятию психологических проблем у родителей. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ