Программа Психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности 5-х классов с учетом введения ФГОС «Познай себя»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хлебодарная средняя общеобразовательная школа №18
Программа
Психолого-педагогического сопровождения
внеурочной деятельности 5-х классов
с учетом введения ФГОС ООО
«Познай себя»
(основы психологических знаний)
педагога-психолога
Перепелкиной Г.В.
на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития пятиклассников становится развитие самосознания, у детей возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для учащегося остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития личности учащихся и их успешного обучения.
Задачи программы:
Систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
2. Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя-достаточно полно и правильно.
3. Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля.
4.Формирование нравственных личностных качеств.
5. Способствование повышению общей коммуникативной культуры учащихся, формирования навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
6. Создание условий для снижения тревожности.
Настоящая программа рассчитана на год обучения детей 10 – 12 лет.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. Группа состоит из 12-15 человек.
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов.
Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, музыкальный центр и записи для проведения занятий по релаксации.
Тематическое планирование
№ п/п Раздел программы Количество часов
I. «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).
1. Открой самого себя (ярмарка достоинств) 2
2. Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн). 2
3. Что такое жизнь и как она возникла? 1
4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» 3
5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) 2
6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). 2
7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). 1
8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся). 1
II. «Самые оригинальные» (творчество)
1. Психология творчества (творческое отношение к действительности) 1
2. Креативность (диагностика) 1
3 «Мы фантазируем» (элементы арттерапии) 2
III. «Какой я умный» (развитие познавательных способностей)
1. Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») 1
2 Интеллект ( Тест Амтхауэра) 2
3 Способности, как они проявляются. 1
4 Мыслительные способности (методика «Исключение слов»). 1
5 Что такое общение? 1
6 Язык жестов. Можно ли общаться без слов? 1
7 Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. 1
8 Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) 2
9 Воображение 1
11 Сосредоточенность и внимание. 1
12 Восприятие и его свойства. 1
13 Ощущение 1
IV. Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.
1. Подготовка и защита творческих проектов 2
34
Содержание занятий:
I раздел: «Кто я и мои друзья» (введение в психологию).
Открой самого себя (ярмарка достоинств) - 2 часа
Знакомство с причинами, которые заставляют человека обращаться к самопознанию.
Приемы самопознания. Проведение рефлексии в отношении самого себя. Составить свой комплексный психологический портрет, используя средства информационных технологий. Дать обратную связь. Разработать программу саморазвития в отношении самого себя.
Зачем надо знать себя (методика Дембо_- Рубинштейн) – 2 час.
Систематизировать и обобщить знания о самих себе. Учащиеся должны научиться представлять систематизированные знания о себе в виде презентации, выполненной средствами Microsoft Power Point, отражать обобщенный материал в виде истории, сказки, метафоры. Методика Дембо_- Рубинштейн.
Что такое жизнь и как она возникла? – 1 час.
Знания о существующих гипотезах возникновения жизни. Взращивание и преобразование духовного опыт учащихся посредством создания особого, насыщенного ценностями и смыслами воспитательного пространства: опыта рефлексии и совместной рефлексии, опыта понимания себя и других, опыта проблематизации (определения воспитанником актуальных для него проблем бытия), опыта сотрудничества в определении и решении данных проблем.
4. Адаптационное занятие «Планета моего класса» - 3 часа.
Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.
5. Страхи, часть нашего Я (методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса) – 2 часа.
Формирование представления о том, что такое страх, о плюсах и минусах страхов. Овладение приемами коррекции страхов и умение применять их на практике. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
6. Групповое занятие, тема: «Школьные страхи» (снижение уровня тревожности учащихся). -2 час.
Обучение способам осознания и отреагирования эмоций, навыкам расслабления, снятие телесных зажимов. Способствовать повышению самооценки.
7. Групповое занятие, тема: «Агрессивность» (снижение уровня тревожности учащихся). – 1 час.
Актуализация позитивного опыта. Упражнения для разрядки агрессивных эмоций.
8. Групповое занятие, тема: «Принятие себя» (снижение уровня тревожности учащихся) – 1 час.
Повышение поддержки от окружающих, повышение самооценки.
II раздел: «Самые оригинальные» (творчество)
Психология творчества (творческое отношение к действительности) – 1 час.
«Мы фантазируем» (элементы арттерапии) – 1 час.
Креативность (диагностика) – 2 часа.
III радел: «какой я умный» (развитие познавательных способностей)
Развиваем память (методика «Заучивание 10 слов») – 1 час.
Общее представление о памяти. Основные процессы памяти. Диагностическая процедура: методика «10 слов».
Интеллект ( Тест Амтхауэра) – 2 часа.
Психологическая характеристика интеллектуальной деятельности. Притча «Сообразительны и глупый ученик». Тест Амтхауэра.
Способности, как они проявляются – 1 час.
Понятие способности. Задатки, способности и деятельность. Как развиваются
способности.
Мыслительные способности (методика «Исключение слов») – 1 час.
Понятие мышление. Роль образов в процессе переработки информации. Методика «Кубики» Амтхауэра.
Что такое общение? – 1 час.
Расширить у учащихся понятие «Общение». Показать роль общения в жизни людей. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Язык жестов. Можно ли общаться без слов?- 1 час.
Понятие невербальные средства общения. Показать с помощью различных ситуаций, что невербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания. Помочь учащимся преодолеть замкнутость, скованность (развитие двигательного раскрепощения).
Характер. Как проявляются черты характера. Характер и успехи в школе. – 1 час
Что такое характер? Как проявляются черты характера. Черты характера и способности.
Темперамент (опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента) – 2 часа
Темперамент и характер. Психологические характеристикитемпераментов. Что такое темперамент? Опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента.
Воображение – 1 час.
Понятие воображение. Виды воображения.
Сосредоточенность и внимание – 1 час.
Что такое внимание. Виды внимания. Развитие внимания в детском возрасте. Методика Мюнстерберга (и ее модификации).
Восприятие и его свойства – 1 час.
Понятие термина восприятие. Способы восприятия.
Ощущение – 1 час
Что такое ощущение. Виды ощущений. Развитие ощущений.
IV раздел: Повышение самопознания, самостоятельности, саморазвития.
Подготовка и защита творческих проетов – 2 часа.
Библиографический список.
1.Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 1997.
2.Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. — 2001. — № 33.
3.Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1996.
4.Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекпионно-развивающей работы с учащимися 5 классов. — СПб., 1994.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
6.Костина Л. М. Методы диагностики тревожности. — СПб., 2002.
7.Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
8.Краткий психологический словарь. Ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1985..
9.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 131-137.
10 Лютова Е. К, Монина Г.Б.. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2007.
12.Микляева А.В., РНумянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006.
13.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
14.Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб., 2002.
15.Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
16.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками уподростков.— М., 1977.
17.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
18.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности надеятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. - СПб.. 2001. - С. 143-156.
19.Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи... — М., 1996..
20.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. — М., 1999.
21.Фопель К. Психологические группы. — М., 2000.
22.Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема// Вопросы психологии. — 2001. — № 5. — С. 19-35.
23.Чистякова М. И. Психогимнастика. — М., 1995.