КСП Русская словесность 5 класс Русские народные сказки. Виды сказок и их особенности


Тема урока: Русские народные сказки. Виды сказок и их особенности (5 класс) Школа: КГУ СШ №6 с ДМЦ г. Текели, Алматинской обл.
ФИО учителя
Количество
присутствующих 18 Количество отсутствующих -
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Смогут проанализировать текст произведения, остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; узнают об особенностях спора героев романа, их роли в композиции романа.
Ожидаемый результат Перечисляют особенности русских народных сказок и различают их по 3 видам.
Четко формулируют особенности жанра сказки.
Соотносят виды русских народных сказок с их особенностями
Языковая цель Учащиеся могут оперировать основными понятиями по теме (герой, нигилист, композиция, стиль, «отцы и дети») и аргументированно отвечать на вопросы по теме.
Ключевые слова и фразы:
Вопросы для обсуждения: чтение отрывков из романа, определение характеристик основных тем спора. Какое задание показалось вам самым трудным, легким, интересным?
Можете ли вы сказать, почему Базаров «нигилист»?
Подсказки: картинки, таблицы, схемы
Предыдущее обучение Урок построен на знаниях и умениях, полученных учащимися ранее: история, жанры литературы.
План
Планируемые сроки Время Планируемые действия Ресурсы
Начало урока
Цель: повторят малые жанры УНТ «песня», «загадка», «пословица». Самостоятельно определят тему урока. 2 мин
4 мин
5 мин 1.Учащиеся в начале урока рассаживаются по группам 6 человек, в соответствии с карточкой, на которой написан текст песни, загадка или пословица.
2. Вопросы к учащимся (обсуждение в группах):
- Какие жанры УНТ записаны на карточках? – Чем они отличаются друг от друга?
Просмотр видеоотрывков из сказок.
-О каком жанре УНТ сегодня пойдет речь?
3.Литературный диктант. Запись названий сказок в тетрадь после просмотра видео. (Взаимооценивание в парах) Подготовленные заранее карточки с текстами песен, загадок или пословиц. видеоотрывки из сказок, учебник.
Ответы. Сравнивают с ответами на доске
«5»- все ответы верны , «4»- если 1-2 неверных ответа, «3» - 3-4 неверных ответа, «2»- все ответы неверные или 1-2 верных ответа
Середина урока
Цель:
Смогут: перечислить особенности русских народных сказок и различить их по 3 видам;
сформулировать особенности жанра сказки; соотнести виды русских
народных сказок с их особенностями (уровень С)
10 мин
6 мин
1 мин
7 мин 4.Чтение отрывка ст. учебника:
1группа. Бытовые сказки
2 группа Сказки о животных
3 группа Волшебные сказки
(Работа по методу Джигсо)
5.Составление и защита кластера «Виды сказок».
Разминка «Танцующий ёжик»
6.Разноуровневые задания ( учащимся предлагаются карточки трех цветов: зелёная - легкий уровень, желтый- средний, красный- сложный). (Самооценивание по критериям)
Уровень АПрочитайте отрывки из сказок и определите их вид
Уровень В
Допишите формулировки:
Герой сказки- это…..
Зачин- это….
Кульминация-это….
Концовка- это…
Уровень С
Запоните таблицу «Особенности сказок»
Заполнение таблицы
Название сказки Вид Аргументы (Докажите почему?)
1. «Каша из топора» 2. «Сивка- Бурка» 3. «Лиса и волк» 4.«Колобок» дидактический материал по словесности с.20-21
Критерии самооценки:
1-2-3.
Сравнивают с ответами на доске
«5»- все ответы сформулированы верно (ответы на доске). «4»- если 1 неверный ответ, «3» - 2 неверных ответа, «2»- все ответы неверные или 1 верный ответ.
50803175000Уровень А получают за работу бронзовые монеты, уровень В- серебряные, уровень С- золотые.
Конец урока
9 мин
1 мин 7. Рефлексия учащихся, размышления учащихся о пройденном уроке «Сказочные часы» (24 вопроса) (по Блуму):
1. Назови 3 вида сказок
2. Что такое сказка?
3. Почему сказка «Лиса и волк» является сказкой о животных?
4. Приведи примеры бытовых сказок.
5. Докажи, что сказка «Царевна-лягушка» - волшебная сказка и т.дВывод: Все ли сказки легко отнести к определенному виду? Приведите примеры.
8 Домашнее задание:
Для всех: Прочесть сказку «Царевна-лягушка».
По желанию: составить карточки с 1 вопросом по сказке или по пройденной теме «Сказочные часы» с цифрами от 1 до 24
-469904572000
Запись на доске
Дополнительная информация Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? Межпредметные связи
ИКТ компетентность
Словесно, монеты
Дифференцированные задания
Словесное поощрение, за ответ учащимся раздаются серебряные, золотые и медные монеты. В конце урока ведётся подсчёт монет по критериям: «5»- 5 золотых монет или 3 золотых, 3 серебряных; «4» -3 золотые или 2 золотых, 2 серебряных, 1-3 бронзовых или только 5 серебряных монет; «3»- 1 золотая,1-2 серебряные и 3-4- бронзовых или 2 серебряных и 6-8 бронзовых. Консультирование по необходимости (консультант и учитель)
Взаимопроверка
Рефлексия учащихся по этапам урока История
Самопознание: представления детей о добре и зле, моральные ценности
Использование интерактивной доски, компьютера, видеозаписей
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Цели, поставленные к уроку, достижимы и реальны. Учащиеся свободно оперируют сведениями, полученными на уроке: перечисляют особенности русских народных сказок и различают их по 3 видам; формулируют особенности жанра сказки; соотносят виды русских народных сказок с их особенностями.
Во время выполнения дифференцированного задания стало видно, насколько учащиеся оценивают собственные силы ( в основном учащиеся выбрали задания уровня В и, соответственно, трудные задания выбрали только талантливые учащиеся, а задания уровня А- 4 учащихся). В основном, время обучения было выдержано, однако на составление кластера ушло на 2 минуты больше, поэтому немного была сокращена рефлексия.
В ходе подготовки к уроку была изменена языковая цель, т.к. этапы обучения не приводили к нужному результату. Было изменено время этапов урока в связи с тем, что я не учла того, что пятиклассники пока ещё не адаптировались к моему стилю преподавания (темп урока, правила ведения тетрадей, уменьшенное по сравнению с 4 классом время составления кластеров и т.д.)
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
1: Литературный диктант. Запись названий сказок в тетрадь после просмотра видео.
2: Самооценивание по критериям в процессе выполнения разноуровневых заданий (ОдО -монеты и ОО- количество монет в конце урока)
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?
1: Темп урока был быстрый, а разминка получилась короткая, стоило бы ее увеличить, чтобы дети смогли отдохнуть.
2: Просмотрев видеозапись урока, заметила, что повторяю за детьми их ответы, а это время можно было бы потратить на дополнительное задание.
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? Класс способен работать в хорошем темпе, любознательны, умеют работать в группах, не боятся высказывать собственное мнение, стараются все принять участие в обсуждение темы. Увидела, что трое детей очень артистичны, с развитой речью. Один ученик в классе не проявляет инициативы, но, когда спрашиваешь, отвечает верно и с желанием.