Конспект урока чтения Коми народные сказки, 4 класс. (Специальная(коррекционная)школа VIII вида)


Конспект урока чтения для 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Автор: Сырчина Надежда Валентиновна, учитель начальных классов ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1» г.Емвы.Описание материала: конспект урока чтения для обучающихся 4 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.  Данный материал будет полезен учителям начальных классов коррекционных и общеобразовательных школ. Каждый обучающийся на уроке получает возможность  проявить активность, применить на уроке имеющиеся у него знания.
Тема: « КОМИ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ»
Цель урока: повторить и обобщить в игровой форме пройденный материал по теме «Коми народные сказки».
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить и обобщить материал по теме «Коми народные сказки».
Развивающие:
- развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умение выделять существенные признаки;
- прививать интерес к литературному чтению;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю;
- создать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке.
Класс: 4
Тип урока: урок – обобщение.
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- выставка книг «Коми народные сказки»;
- иллюстрации к сказкам:
«Лиса и заяц», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки», «Хлеб и огонь», «Кот и петух»;
- рисунки обучающихся к сказкам;
- карточки с отрывками из сказок;
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.
Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи смайлика. Обозначьте своё настроение.
II. Постановка цели урока
О чем-то скрипит половица,
И птицам опять не спится.
В лесной чащобе звери
Затеяли вечный спор.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- О чем же будет наш урок? ( О сказке)
- А вы любите сказки?
Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы совершим увлекательное путешествие в мир коми народной сказки.
Сказка – распространенный жанр в фольклоре коми.
- Чему учат сказки? (Добру и справедливости, которые побеждают зло и неправду.)
- Кто главные герои коми народных сказок? ( Обитатели лесной таежной полосы: медведь, лиса, заяц, белка;
из домашних животных: кошка, бык, баран, конь, олень;
из птиц: петух, воробей, сорока).
- Чем заканчиваются сказки? (Добро побеждает зло)
Мир сказки полон добра. В сказках мечта, фантазия, творчество, объяснение чего-то таинственного. Часто в сказках встречаются загадки, попробуйте и вы отгадать загадку:
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром - нет ничего.
- Что это? Их хорошо видно ночью. (Звёзды на небе)
- Звезды всегда привлекали и привлекают внимание людей. Люди часами могут смотреть в небо, любоваться звёздами, падая звезды, несут с собой тайну.
- Ребята, а что делают люди, когда видят падающую звезду? ( Они загадывают желание)
Люди не только загадывают желание, но и верят, что оно исполнится. Правда, как в сказке? И мы с вами попробуем разгадать тайны звёзд, и наши желания исполнятся.
III. Обобщение пройденного материала
1. Разгадайте тайну первой звезды. «Угадай название сказки»
- Для этого надо составить название коми народных сказок. Установите соответствия между словами с помощью стрелок, получите название сказок.
ЛИСА ОГОНЬ
МЕДВЕЖЬИ ЧУКЛЯ
ХЛЕБ ЗАЯЦ
ОХОТНИК ПЕТУХ
КОТ НЯНЬКИ
2. Тайна второй звезды. Она хочет проверить, как вы знаете эти сказки.
- Ответьте на вопросы.
- Что подарила Ёма – баба медведю в сказке «Медвежьи няньки»?
(Лукошко, веретенце, шелковый клубок)
Словарная работа
- Объясните значение слов: (на экран проецируется изображение предмета и объяснение значения слова)
Лукошко – небольшая корзинка из прутьев;
Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи. Деревянная точеная палочка.
Ёма-баба – колдунья.
- Кто подсказал медведю, где найти нянек для медвежат? (Лиса)
- Какая из сестёр перехитрила медведя? (Старшая сестра)
- Кто помог Фоме жениться на царской дочери? (Лиса)
- Как звали лесного хозяина, которого охотник позвал в помощники? (Чукля)
- Как в русских народных сказках называют лесного хозяина? (Леший)
- Кто помог охотнику отвязаться от Чукли? (Старик)
- Какой заряд использовал охотник для ружья, чтобы победить Чуклю? (Хлебную крошку)
- Какой зверь проучил лису не хвастаться своей дорогой шубой? (Заяц)
- В какие игры предлагала поиграть коту Ёма – баба? (Через золотое кольцо прыгать и в чижа играть серебряными палочками).
- К кому бегала лиса за ножом, точильным бруском, заячьим молоком, осиновым подойником, острым зубом бобра? (К жрецу Паме, к Ену (богу), к месяцу, к солнцу, к зайчихе, к осине, к бобру и кузнецу).
Объясните значение слов:
(объяснение слов проецируется на экран)
Жрец – служитель божества;
Ён – бог;
Кузнец – мастер, занимающий обработкой металла.
Подойник - ведро, в которое доят коров.
3. Третья звезда просит по опорным словам отгадать название сказки:
КОСОЙ КАФТАН ШАПКА ДОРОГАЯ ШУБА («Лиса и заяц»)
ПОМОЩНИК ОХОТНИК ХЛЕБНАЯ КРОШКА СТАРИК («Охотник и Чукля»)
ЛУКОШКО ВЕРЕТЕНЦЕ ШЕЛКОВЫЙ КЛУБОК МЕДВЕДИ («Медвежьи няньки»)
ЁМА – БАБА ПЕСНЯ ДВА МЫШОНКА ПЕТУХ ИЗБУШКА («Кот и петух»)
ЛОШАДЬ МЕСЯЦ ЛИСИЦА СОЛНЫШКО ЗАЙЧИХА («Лиса»)
ВОЛК ЛИСА ЦАРЬ РАБОТЯЩИЙ ПАРЕНЬ ПАСТУХИ ЁМА - БАБА («Фома»)
5. Пятая звезда предлагает нам с ней отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы.
Физкультминутка.
В тёмном лесу есть избушка (шагают)
Стоит задом наперёд. (Поворачиваются)
В той избушке есть старушка. (Рывки руками с поворотом)
Бабушка Яга живёт. (Рывки руками с поворотом)
Нос крючком, (Наклоны)
Глаза большие, (Показывают)
Словно угольки горят. (Фонарики)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх)
Гимнастика для глаз (подготовка к чтению.)
6. Тайна шестой звезды звучит так: «Вспомни сказку»
- Назовите сказку, которая начинается со слов.
Учащиеся зачитывают их:
Жили – были когда – то давно зверолов и три сына. Однажды они отправились охотиться в лес на белок и рябчиков. («Хлеб и огонь»)
У одной медведицы было трое медвежат. Трудно приходилось ей с малыми.
То один, то другой медвежонок заревёт, то Мишутка – меньшой заплачет. («Медвежьи няньки»)
Жили на лесной полянке лиса и заяц.
У лисы шкура дорогая, а у зайца – дешевая. («Лиса и заяц»)
Жил когда – то в деревне молодой охотник. Вот ушел он однажды на лесные угодья бить пушного зверя, дичь ловить. («Охотник и Чукля»)
- Объясните значение слова:
Дичь – дикие птицы и звери, добываемые охотой, ради употребляемого в пищу мяса.
Жил – был Фома. Целыми днями без устали трудился. Отец с матерью не нарадовались. Однажды он рубил дрова в лесу. В это время мимо проходила Ёма – злая ведьма. («Фома»)
Бежала по лесу лисица, глядь, навстречу старая лошадь. Лошадь рассказала, что её выгнал хозяин. Потолковали лошадь с лисой и решили, что они вместе станут жить, вместе еду добывать, а коли не прокормятся, то бросят жребий, кого из них зарезать, чтобы другой сыт был. («Лиса»)
Кот и петух решили своей избой жить. Кота обижают, зло на нем срывают, за уши треплют да пинают. А петуху то и дело грозят голову отрубить, в щах его сварить. («Кот и петух»)
4. Четвертая звезда любит играть и просит вас поиграть в игру
«Найди лишнее слово» /в простенках развешаны карточки/
ХЛЕБ ОГОНЬ ЛЕШИЙ ЁМА – БАБА («Хлеб и огонь»)
- Объясните значение слова:
Леший – хозяин леса.
ЛИСА ЦАРЬ ФОМА ЦАРИЦА («Фома»)
МЕДВЕДЬ ОХОТНИК ЧУКЛЯ СТАРИК («Охотник и Чукля»)
ЛУКОШКО ВЕРЕТЕНЦЕ КЛУБОК ЗАЯЦ («Медвежьи няньки»)
ЗАЯЦ ЛИСА ВОЛК КАФТАН («Лиса и заяц»)
ЁМА – БАБА ЛИСА ПЕТУХ ИЗБУШКА («Кот и петух»)
РЕМЕНЬ ПАЛЕЦ ВОЛШЕБНОЕ ЗЕЛЬЕ ФОМА («Хлеб и огонь»)
- Как вы понимаете значение слова зелье?
Зелье – лекарственный или ядовитый напиток, настоянный на травах, использовали для колдовства.
СОЛНЦЕ МЕСЯЦ НЕБО КУЗНЕЦ («Лиса»)
7. Тайну седьмой звезды мы разгадаем, выполнив задания на карточках.
Ученики выходят к доске, выбирают карточки, выразительно читают отрывки из сказок, называют название сказки.
Карточка 1
- Отгадай название сказки.
Вот однажды вернулся охотник в баньку. Устал он до смерти, а надо воды натаскать, дров наколоть, ужин приготовить.
Принёс охотник воды, стал дрова колоть.
Сам колет, сам приговаривает:
- Был бы у меня помощник – сколько бы добыли тогда мы зверя и дичи…
- Эй, кто есть в лесу, отзовись, будь моим помощником!
(«Охотник и Чукля»)
Карточка 2
- Отгадай название сказки.
Побежала лисица к солнцу:
- Солнышко, солнышко, отпусти со мной своего сына – пастуха. Пусть он погонит лунного быка – брусок Ена стащить, Памов нож наточить, лошадь зарезать и кониной меня, лису, до отвала накормить.
(«Лиса»)
Словарная работа:
До отвала - досыта
Карточка 3
- Отгадай название сказки.
Поклонился Лешему младший брат и говорит учтиво:
- Пусти меня переночевать.
- Что ж, - отвечает Леший, - лезь на печку да рассказывай мне небылицы. Угодишь – я тебя награжу, а коли быль расскажешь вместо небылицы все - волосы на твоей голове вырву.
Согласился младший брат, только предупредил Лешего, чтобы тот его не прерывал.
- А если прервёшь меня, я сам тебе клок волос вырву.
Так и договорились.
(«Хлеб и огонь»)
Словарная работа:
Небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть;
Учтиво – вежливо;
Клок - пучок.
Карточка 4
- Отгадай название сказки.
Баран выслушал девушку и сказал ей:
- Садись на меня верхом, я отвезу тебя домой.
Села она верхом на барана, и он побежал по лесу. Вон и опушка виднеется, а в это время медведь с медведицей с охоты возвращались.
(«Медвежьи няньки»)
Карточка 5
- Отгадай название сказки.
Ведут меня ножки
На именины к Ёшке.
Ты встречай – привечай,
Петухом угощай.
Баба Ёма услыхала песню, руками всплеснула.
(«Кот и петух»)
Села лиса на бережок, а тут и заяц подплыл. Она его опять не узнала.
- Ты кто будешь? – спрашивает лиса.
- Я москвич, домой плыву, - отвечает заяц.
(«Лиса и заяц»)
Словарная работа:
Отстегал – избил, стегая хлыстом;
Спесь – высокомерие.
IV. Итог урока. Рефлексия
- Вот мы и разгадали тайны семи звезд.
- Понравился ли вам урок? Какая тайна вызвала затруднение?
- Какая тайна вам больше понравилась?
Рефлексия. (Самооценка учащихся). «Лесенка успеха»:- я старался и работал на уроке активно;- я мог бы работать лучше.
- Вы сегодня молодцы, очень хорошо работали на уроке, и я каждому хочу подарить звездочку, на которой отражено кто и как проявил себя на этом уроке.
(Самому активному, сообразительному, находчивому, любознательному, внимательному, остроумному, жизнерадостному, настойчивому).
- На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.