Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся


ДОКЛАД
Тема: «Воспитание положительного
отношения к труду и творчеству у
обучающихся »
Воспитатель: ПОПОВА Е. И.
ГКООУ
«Санаторная школа – интернат № 4»
г. ОРЕНБУРГ.
"Труд – первое основное условие всей
человеческой жизни и притом в такой
степени, что мы в известном смысле должны
сказать: Труд создал самого человека ".
Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания об-ся срганизован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Очень важно развитие трудовых умений у об-ся, овладение
элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у об-ся
формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по
самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом. Именно развитие
трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в
которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и
инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами,
осуществление действий в определенной последовательности, оценка
результатов труд.
Труд для об=ся имеет большое значение: в процессе знакомства с
назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов,
овладения действиями с ними, планирования последовательности операций
развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и
мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и
конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе
и результатах их труда.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку
происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой
моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.
Большое значение имеет формирование произвольности движений в
процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты
доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Главными задачами трудового воспитания об=с являются воспитание
трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической
готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой
деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи
старшим.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности
ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно
при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу
другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы,
здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное
развитие об-ся Он способствует формированию таких качеств, как
сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует
память, внимание, активизирует восприятие.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В
труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности,
самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать
трудности, формируются интерес к качественной работе.
Общественно-социальное значение труда об-ся связано с
воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение
сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и
доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление
помогать взрослым и детям.
В школе- интернате при работе с об-ся применяются различные виды трудовой деятельности.
Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной
деятельности. Из фундаментальных ценностей воспитательных систем было
выделено трудовое воспитание, которое проводится по трем направлениям.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены,
организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование
умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы,
как “Личная гигиена воспитанника” и др., инструктивные занятия (правила
личной гигиены юноши; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и
индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил
гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью
формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного
направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за
телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой;
умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой
проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по
самообслуживанию у об-ся постепенно начинают проявлять себя как
самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их
дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует
отметить, что для повышения интереса у об-ся в процессе обучения
необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они
делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное
практическое и общественное значение. Хозяйственно-бытовой труд.
Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ:
формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья,
представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми
предметами для уборки помещений ;
формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других
помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма
значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить,
как их много. Приучать об-ся к выполнению домашних дел необходимо не
только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной
жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы
воспитываем привычку у них трудиться, и заботиться друг о друге,
формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и
начинается трудовое воспитание. Об-ся с удовольствием берутся за любые
дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при
этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их
трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их
позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать об-ся
разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать
стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное
отношение к результатам деятельности. Вот почему мы воспитатели
должны стремиться, не просто привить об-ся трудовые навыки, но и помочь
им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех
стимулирует потребность в труде. Важно умело реализовать воспитательный
потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и
удовлетворение вследствие этого какой либо потребности влечет за собой
появление новой или новых потребностей.
Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по
уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание цветов.
Трудовые обязанности распределяются с учетом желания об-ся, а также их
возраста и имеющегося опыта.
Дети, проживая в условиях школы- интерната, обучаются трудовым навыкам и
умениям по всем трем направлениям. Дети выполняют обязанности
дежурного по графику, который был составлен по согласию детей.
Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их
так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом воспитатель
всегда принимает активное участие в процессе трудовой деятельности,
всегда помогает, подсказывает, как правильно надо сделать. Об -ся
приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в дальнейшей
самостоятельной жизни. Учатся, как правильно выполнить всю работу по
дому, а также на территории интерната.
Работая по данному направлению с об-ся группы, мною проводились различные:
беседы, игры, практические занятия “Моя квартира, мое лицо; меблировка и
т.д.”. Выполняя трудовую работу по школе- интернату и по группе, об-ся соблюдают
график дежурства, который был ими согласован. Об-ся выполняют
обязанности дежурного по спальне, в классе и т..
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом
хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у об-ся умение
действовать сообща, в коллектив.
Воспитатели используют совместные
формы труда (вдвоем, втроем) для выполнения общей работы, помогают
определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить
обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело
быстрее и лучше.
Важным направлением является ознакомление об-ся с трудом взрослых,
воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.
Ознакомление с трудом взрослых связано с расширением представлений
детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях,
занятиях, встречах. Дети знакомятся с такими профессиями, как каменщик,
маляр, повар, строитель, парикмахер и т. д. У об-ся формируются
представления о деятельности представителей разных профессий,
складывается интерес к ним. В процессе всей работы по ознакомлению с
трудом взрослых воспитатели акцентируют внимание на результатах труда, его
значимости для людей. Важно, чтобы система работы по трудовому
воспитанию об-ся формировала у детей желание помогать старшим,
выполнять работу быстро и аккуратно, доводить дело до конца, испытывать
радость от работы.
Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с
разными видами труда (самообслуживание и формирование
культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в
природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития об-ся,
позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации.
Очень важно выпускников подготовить к тому, что любой труд достоин
уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и
стараться сделать её качественно, но для этого необходимо, чтобы
требования, которые она предъявляет, совпадали с его личностными
качествами и возможностями.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора выпускником
профессии в выигрыше не только общество, но, главное, личность,
испытывающая удовлетворение и получающая возможности для
самореализации.
Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего
места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей.
Поэтому важно в профессиональной деятельности
готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в
будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через
профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему
отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако
школа-интернат должна способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан
правильно.
И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания об -ся школы- интерната рассматриваются как социальная проблема, т.е. в
плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников
школ.
Работа по трудовому воспитанию преследует следующую цель -
формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание
необходимости трудовой деятельности.
А также задачи:
- развитие трудовых навыков;
- включение детей в посильную трудовую деятельность через
практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой
труд);
- воспитание положительного отношения к труду.
Цели и задачи трудового воспитания.
Трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности.
Современная жизнь требует от школы - интерната эффективного
решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и
познавательный, должен представлять собой целенаправленную,
осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и
социальную направленность, учитывающую возрастные
психофизиологические особенности об-ся.
Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к
жизни новые нестандартные подходы к решению целей и задач трудового
воспитания об-ся. Внедряются новые технологии трудового
воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования,
улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в
каждом из которых решаются задачи: 1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности; 3) формирование трудовых
умений и навыков через практические занятия.
Приобретённые в процессе трудового воспитания знания, умения и
навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а
средство для развития главной человеческой способности- способности к
труду.
Формы и методы трудового воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья
Включение об-ся в труд необходимо осуществлять с учётом физиологии
детей, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.
Включаясь в труд, обучающиеся вступают в отношения с предметами,
средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения
с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений
формируются личностные качества.
В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу
труда формируется понятие о труде как единственном источнике
благосостояния общества и условии развития и становления личности.
Отношение об-ся к процессу труда имеет большое значение для
формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание,
внимательность, справедливость, добросовестность, организованность,
целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
Формами трудового воспитания являются:
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный и производительный труд во
внеклассное время через практические занятия, необходимые воспитанникам
для дальнейшей правильной адаптации в социуме);
- групповая (утренники, праздники на тему труда)
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого
занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач,
содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей
учащихся и уровня их трудовой и профориентационной готовности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.
Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.
Объяснение. Этот метод используется для сообщения воспитанникам,
например, правил поведения и последовательности выполнения различных
трудовых приёмов и операций.
Инструктаж- применяется для сообщения правил техники безопасности
перед практических занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж
необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом
работы.
Профориентационная беседа- наиболее распространённый метод трудового
воспитания и профессионального самоопределения. Беседа всегда должна
быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений
о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о
мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между
получаемыми в школе трудовыми навыками и успешной работой по
профессии в будущем.
Важной формой внеклассной работы по трудовому воспитанию и
профессиональному просвещению учащихся является просмотр
и обсуждение кинофильмов и телевизионных
передач профориентационного содержания. Коллективные просмотры и
последующее обсуждение телепередач и кинофильмов учат детей с
ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их
содержание и идейный смысл, помогают видеть в любом трудовом
достижении, прежде всего человека- рабочего, строителя и так далее.
Наиболее благоприятной для трудового воспитания об-ся
является внеклассная совместная деятельность с общественно-значимым
смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к
труду. Организация КТД (коллективно-творческого дела) позволяет увлечь
воспитанников общим делом, раскрывает их лучшие стороны, даёт
возможность показать свои знания и умения другим людям.
Индивидуальные задания учащимся предлагаются с целью
повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях
использования своих склонностей и способностей.
Неделя труда, которая проходит ежегодно в нашей школе,
значительно улучшает и оживляет работу по трудовому воспитанию и
профориентации. Сюда включаются: встречи со специалистами той или иной
профессии; выпуск стенгазет; конкурс «Лучший по профессии»
(столяр-плотник, обувщик, швея и другие); тематические классные часы;
выставки поделок воспитанников, изготовленные ими во время часа
«Умелые руки», в кружках и факультативах.
Кружки и факультативы также способны оказать значительную
помощь учащимся в трудовом развитии. В процессе ознакомления об-ся
с определёнными профессиями в кружках создаётся возможность
ориентировки их на овладение навыками, развитие трудовой и
познавательной активности, самостоятельности .

В трудовом воспитании об-ся
большое место занимает хозяйственно-бытовой труд. Этот труд,
как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность,
желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.
У воспитанников школы - интерната, которые постоянно участвуют
в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное
отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в
дежурство, навести порядок, помочь товарищу. Об-ся активно включаются в
различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно
распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы,
критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его
не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично
жизненные ситуации. При этом от об-сят при выполнении трудовых заданий
требуется слаженность действий, умение устраивать правильные деловые
отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное
выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность
принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания
помощи товарищу, воспитателю,) способствует
формированию таких качеств как трудолюбие, настойчивость, упорство,
доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых
мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал
личности .
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда,
следует продумывать его организацию и приёмы, которые используются при
обучении об-ся.
Хозяйственно-бытовой об-ся через практические занятия
включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в спальных
комнатах, коридорах; во время дежурства по столовой воспитанники
развивают навыки сервировки столов, накрытия и уборки с них после приёма
пищи . Ребята принимают участие в трудовых десантах (н-р, операция
«Чистый двор», «Тепло»), развивают навыки самообслуживания во время
бытовых часов: посещение прачечной, «Час утюга и иголки». Также в нормы
самообслуживания входят санитарно-гигиенические навыки, которые
вырабатываются уже в начальных классах и доводятся до автоматизма
также через практические занятия.
По мере усвоения трудовых навыков об-ся приобретают
самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания
быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере
хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность,
инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.
Приведу примерное содержание хозяйственно-бытового труда детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Виды общественно полезного труда:
1. Самообслуживание (практические занятия):
- дежурство по содержанию чистоты в спальных комнатах, классе;
дежурство по школе и столовой;
- уход за растениями в комнатах, коридорах;
- работа на пришкольном участке (занятия по учебному плану)
2. Работа для школы:
- участие в оформлении учебных кабинетов и жилых помещений;
- выполнение работ для школьной библиотеки ( «Книжкина
больница», переплетение книг и журналов);
- мелкий ремонт школьной мебели.
3. Участие в производительном труде:
- сельскохозяйственные работы по учебному плану;
- факультативные занятия.
4. Работа по благоустройству (практические занятия по учебному и
воспитательному плану):
- охрана зелёных насаждений, уход за ними;
- изготовление скворечников и кормушек для птиц;
- помощь в благоустройстве дворов, парков;
- выращивание рассады овощей и цветов;
- посадка цветов, деревьев и кустарников на закреплённом участке.
5. Сбор сырья:
- сбор макулатуры;
- сбор лекарственного сырья, плодов, ягод.
Вывод: только когда методика организации воспитания через практические
Занятия в школе - интернате будет соответствовать педагогическим
условиям, тогда и трудовое воспитание в целом об-ся
будет наиболее эффективным и полноценным.
Применение вышеуказанных практических занятий в школе прокладывает
учащимся прямую дорогу к правильному профессиональному
самоопределению и их хорошей трудовой подготовке для самостоятельной
жизни вне стен школы.
Заключение
В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма
заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового
воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт
целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно
слышать справедливые нарекания, что об-ся фактически ничего не умеют
делать собственными руками, не имеют представлений об истинной
стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Важной задачей трудового воспитания является всемерное развитие у об-ся
активности, самостоятельности
Умения самим находить достойную сферу приложения своих сил. Значимым
для жизни в современных условиях является адаптационные способности
личности. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия
требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения менять сферу
деятельности, перестраиваться психологически.
Целесообразно ориентировать об-ся на включение в будущем в
честную конкурентную борьбу и развивать такое качество как
конкурентоспособность, необходимое в условиях рыночной экономики.
Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание
трудолюбия, развитие активности, самостоятельности, инициативности и
творческих способностей.
Включаясь в трудовой процесс, подросток коренным образом меняет всё
представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет воспитанника в детском
коллективе.
Главная развивающая функция труда- это переход от самооценки к
самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности,
умения, навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды
мышления. Вследствие коллективного труда об-ся получает навыки
работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в
обществе.
Обобщая сказанное , считаю необходимым подчеркнуть, что трудовое
обучение и воспитание в коррекционной школе должно обеспечить решение
широкого круга задач, главная из которых- формирование трудовых умений,
навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы
успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей
самостоятельной жизни.