Родительская конференция Тема: «Здоровая семья – здоровый ребенок»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пудинская средняя общеобразовательная школа
Родительская конференция
Тема: «Здоровая семья – здоровый ребенок»
Автор: Л.А. АристарховаПудино 2013
Тема: «Здоровая семья – здоровый ребенок»
Цель:
Помочь родителям осознать свою роль в воспитании и развитии ребенка.
Дать представление о правильном питании младшего школьника.
Объяснить значимость соблюдения режима дня для ребенка.
Познакомить с некоторыми правилами выполнения домашнего задания с младшим школьником.
Форма проведения: лекция.
Присутствовали: родители учащихся начальных классов – 32 человека.
Учителя МО начальных классов – 3 человека.
Ведущий – Аристархова Л.А.
Докладчики:
Беспятова И.Л. – «Что такое здоровое питание»

Токарева Р.Д. – «Зачем нужно соблюдать режим дня»
Аристархова Л.А. – «Домашнее задание – наказание или праздник?
Ведущий: Человек – великое совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть несколько аспектов, помогающих решить данную задачу. Мы рассмотрим вопросы правильного питания младших школьников, затронем тему о необходимости соблюдения режима дня ребенка и разберемся вместе, как сделать домашнее задание праздником для малыша.
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчёркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. При правильном рациональном питании человек меньше подвергается заболеваниям, легче с ними справляется. Повышается устойчивость детей к инфекциям.Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно, как правило, однозначно. Что же такое правильное питание и как оно поможет ребенку в учебе, расскажет И.Л. Беспятова.
(доклад И.Л. Беспятовой)
Ведущий: Начало обучения ребёнка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается. Отсутствие у родителей понимания проблемы, незнание своего ребёнка, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребёнком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе. Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребёнком, как некую обузу. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. Как этого добиться нам расскажет Р.Д. Токарева.
(доклад Р. Д. Токаревой)
Ведущий: Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.
Что такое домашнее задание известно всем и каждому (мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…). Несколько поколений школьников на подростковом сленге называют его “домашкой”. “Домашка”- это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания школьных занятий. Зачем же столько поколений учителей с занудным упорством настаивают на выполнении домашнего задания, и отчего столько поколений несчастных школяров с таким же постоянством стараются избежать этой “горькой участи”?
Домашнее задание нужно для того, чтобы и нерадивый, и очень усидчивый ученик закрепили новые знания, потренировались в выполнении простых и сложных заданий, проверили себя. Оно необходимо, потому что развивает навыки самостоятельной работы. А не любят школьники “домашку” оттого, что, выходя за пределы классной комнаты, стараются хотя бы на время выкинуть из головы все те умные вещи, которые учитель старательно вкладывал во время уроков.
У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, однако про него точно не скажут с тяжким вздохом: “Не хочет учиться…”
Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо начинать.
Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор – его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама, ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, - значит, уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.
Вот несколько правил поведения родителей при выполнении домашнего задания.
1. Не принуждайте ребенка приступать к выполнению домашнего задания сразу после возвращения из учебного учреждения. Пусть пообедает, отдохнет 1 – 1,5 часа и после этого приступает к работе. Но при этом не стоит откладывать учебу на вечер – ребенок просто устанет. 
2. Домашнее задание школьник должен выполнять самостоятельно. Ведь в школе учитель объясняет материал и дома надо просто повторить пройденное. Но ребенка нужно заверить, что если у него вдруг возникнут трудности и окажется, что на уроке было не все понятно, вы обязательно придете на помощь. 
Кроме того, малышу важно аргументировать необходимость выполнения домашнего задания, не сводя их к материальным поощрениям или наказаниям. Аргументами могут быть следующие: при хорошем выполнении домашнего задания с работой в классе будет легче справиться,  выученный урок даст возможность блеснуть в школе знаниями и т.д.3. Никогда не делайте уроки за детей! Если возникло затруднение при решении какого-то вида задания, разберите непонятый материал на примере задачах подобного типа, но все-таки других. А то, что задано, ребенок должен выполнить сам. Иначе он очень быстро усвоит, что все непонятные задания решаете вы, и не будет стараться делать что-то самостоятельно. 
4. Помогите карапузу составить план выполнения уроков. Для этого определите, какие предметы даются ему легче, а на какие приходится тратить больше времени.  
5. Педагоги рекомендуют выполнять задания от простого к сложному. В противном случае, выполняя задание, требующее много усилий, ребенок может так устать, что будет не в состоянии выполнить остальные задания.
6. Работа над домашним заданием должна проходить «уроками» и «переменками»: на выполнение домашнего задания должно приходиться 20-30 минут, а на отдых – минут 10. В переменки малыш может подвигаться,  съесть фрукт или выпить сока. С возрастом длительность «урока» увеличивается. 
7. Выполняя задания при включенном телевизоре или играющей музыке, ребенок будет отвлекаться на посторонние звуки, так что такие занятия большой пользы не принесут.  Также позаботьтесь о том, чтобы на столе не лежали посторонние игрушки, отвлекающее внимание
8. Не нужно подгонять или торопить ребенка – это мешает ребенку работать с домашним заданием, усиливает волнение и создает нервозность. 
9. Проверьте качество выполненного задания. Если есть ошибки – намекните ребенку, что они есть, пусть попытается найти и исправить их самостоятельно. При этом обязательно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные силы и усилия; отметите любые, пусть даже незначительные успехи! 
10. Не забудьте похвалить вашего любимого школьника после выполнения домашней работы. Даже самый маленький успех ребенка необходимо подчеркивать – это усиливает интерес ребенка, окрыляет его, помогает идти дальше.
Ведущий: В заключении хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодец, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые. Помните, что ваш ребенок уникален, он самое лучшее, что у вас есть.
Заключение:
Рефлексия.
Обсуждение появившихся вопросов.
Раздача буклетов.