Содержательное отличие обновленных учебных программ


Василий Александрович СухомлинскийЕсли ребенок воспитан, его можно обучить.Если можно обучить, то можно и развивать. Несопоставимость качества образования с международными требованиями2Казахстанские школьники отстают от сверстников из стран ОЭСР по: математике на 1,5 года (49 место); естествознанию на 2 года (52 место);чтению на 2,5 года (63 место).{616DA210-FB5B-4158-B5E0-FEB733F419BA} МатематикаЧтениеНаукаМаксимальный балл – 1000. Средний показатель в странах ОЭСР494496501Казахстан432393425По результатам участия казахстанских школьников в исследовании PISA-2012:Примечание: 39 баллов PISA эквивалентно 1 году обучения. Из технического отчета PISA ОЭСР (2010): PISA 2009 Согласно результатам PISA (2012) казахстанские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира в умениях:1. осуществлять поиск, обработку и анализ информации;2. проводить эксперименты, наблюдения и строить на их основе гипотезы, проверять предположения, делать выводы и заключения; 3. связывать приобретаемую в школе систему знаний со своим жизненным опытом;4. решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы. Несопоставимость качества образования с международными требованиями3-ий уровень:Знание фактов, принципов, процессов и общих понятий в области обученияНабор когнитивных и практических умений, требующихся для выполнения заданий и решения задач путем отбора и применения базовых методов, инструментов, материалов и информацииОтветственность за выполнение заданий в процессе трудовой деятельности или обученияАдаптация собственного поведения к обстоятельствам, возникающим при решении задач44-ый уровень:Практические и теоретические знания в широком контексте в области обученияНабор когнитивных и практических умений, требующихся для нахождения решений конкретных задачОсуществление самоменеджмента в соответствии с инструкциями в условиях обучения, которые, как правило, являются предсказуемыми, но подвержены изменениям Руководство деятельностью других людей, принятие ответственности за оценку и совершенствование обученияРезультаты школьного образования в РК может соответствовать 3-му уровню Европейской рамки квалификаций. Для признания квалификации школ в качестве вступительных требований при поступлении в университеты страны и мира на степень бакалавра требуются знания, умения и компетенции в соответствии с 4-ым уровнем, т.е. необходим набор когнитивных и практических умений для нахождения решений конкретных задач в сфере трудовой деятельности или обучения.РЕЗУЛЬТАТ СЕГОДНЯНЕОБХОДИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 3 уровень:Знание фактов, принципов, процессов и общих понятий в области обученияНабор когнитивных и практических умений, требующихся для выполнения заданий и решения задач путем отбора и применения базовых методов, инструментов, материалов и информацииОтветственность за выполнение заданий в процессе трудовой деятельности или обученияАдаптация собственного поведения к обстоятельствам, возникающим при решении задач 4 уровень:Практические и теоретические знания в широком контексте в области обученияНабор когнитивных и практических умений, требующихся для нахождения решений конкретных задачОсуществление самоменеджмента в соответствии с инструкциями в условиях обучения, которые, как правило, являются предсказуемыми, но подвержены изменениям Руководство деятельностью других людей, принятие ответственности за оценку и совершенствование обучения Содержательное отличие обновленных учебных программ7 Принцип спиральности при проектировании содержания предмета.Темы повторно пересматриваются, иногда в пределах одной четверти, иногда в разных четвертях С каждым разом темы должны преподаваться более углубленноУровень сложности должен возрастать Иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания и классифицируемая по наиболее важным видам предметных операций Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей Организация учебного процесса с использованием долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Повышение воспитательного потенциала обучения, формирование нравственно-духовных качеств обучающегося. Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи Соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков Системно-деятельностный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания) Долгосрочный план как элемент Учебного плана, определяет разделы учебного материала, которые будут пройдены за год. Раздел учебного материала - это серия уроков, объединённых одной учебной темой.Долгосрочный план16 Для каждого раздела долгосрочного плана разработаны среднесрочные планы. В среднесрочном плане указываются учебные цели, которые будут охвачены в разделе, и приводятся некоторые рекомендуемые примеры методических подходов и обучающей деятельности, а также учебные ресурсы.На основе среднесрочного плана учителя разрабатывают краткосрочные (поурочные) планы.Среднесрочный план17 Оценивания{FABFCF23-3B69-468F-B69F-88F6DE6A72F2}ХарактеристикиКритериальная система оцениванияВиды оцениванияФормативное оценивание – непрерывное оценивание являющееся частью процесса обучения, проводимое с целью улучшения преподавания и обучения (результаты не фиксируются в виде оценок) Суммативное оценивание - уровень учебных достижений обучающихся в конце каждого учебного блока и периода обучения (суммативные за раздел и за четверть)Решение по итоговой оценке Выставляется как процентное соотношение баллов суммативных оцениваний за четвертьВзаимосвязь содержания и оцениванияЦели обучения учебной программы оцениваются через измеримые и поддающиеся наблюдению критерии оцениванияНаправленность оценивания На оценочное суждение о достижении целей обученияОписание процесса оценивания в практике учителяоткрытость и соотнесенность требований, норм, критериев с учебным процессомпрозрачность процедур оцениваниястимулирование интереса к учению, предоставление перспектив развитиядостижение понимания учащимся выставляемых оценокосведомленность родителей, способствующая развитию учебных достижений учащихся Формативное оцениваниеДля эффективного формативного оценивания необходимыРезультат Алгоритм достижения результата (шаги выполнения заданий) ДоступностьТочность Конкретность Процесс формативного оценивания Процесс суммативного оценивания Организационная структура критериального оценивания 1. Определение и представление учащимся целей обучения и критериев оценивания;2. Создание среды для продуктивного обсуждения в классе и другой деятельности, которая поможет выявить доказательства того, что и на каком уровне понял/достиг учащийся;3. Обеспечение конструктивной обратной связи, способствующей развитию обучающихся;4. Вовлечение обучающихся в качестве взаимно-обучающего источника друг для друга;5. Позиционирование обучающихся как «создателей» своего обученияЗа раздел Серия установленных процедур оценивания в течение четвертиПринятие решения о достижении целей обучения за раздел учебной программыФиксирование и учет результатов при выставлении оценок за четвертьСУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Обратная связь в направлениях «от учителя к обучающимся», «от обучающихся к учителю», «от администрации к учителю»ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ За уровни образованияИтоговая процедура оценивание, которая проводится в конце основной и старшей школПринятие решения о достижении целей обучения учебной программы согласно ожидаемым результатам по предметным областямНезависимое оценивание За четвертьИтоговая процедура оценивания, которая проводится по завершению каждой четвертиПринятие решения о достижении целей обучения учебной программы за четвертьФиксирование и учет (сумма балов всех четвертных оценок) результатов при выставлении годовой оценкиПортфолио ученикаПортфолио учителя (по усмотрению школы) - Дифференцированные цели обучения все-большинство-некоторые- Оценивание по критериям через формативное и суммативное оценивание, определение уровня успешности на основе дескриптеров.- Направленное, смоделированное, совместное, самостоятельное и регулируемое чтение и письмо.- Решение открытых и закрытых задач.- Активное, исследовательское обучение индивидуально-пара-группа-класс - Четыре навыка говорение, слушание, чтение, письмо.Языковые цели ТЫҢДАЛЫМслушаниеАЙТЫЛЫМговорениеОҚЫЛЫМчтениеЖАЗЫЛЫМписьмоЯзыковые целиразвивают коммуникативные навыки 24 Подводя итог, для учителя будет важно:• представлять идеи и стимулирующие материалы;• формировать практические и экспериментальные навыки, которые учащиеся могут использовать в научных проектах;• помогать учащимся структурировать вопросы касательно интересующих их областей;• реализовывать задания для групповой работы;• содействовать вовлечению учащихся к диалогу друг с другом; • реагировать на потребности и интересы учеников; • направлять учеников в направлении самостоятельного размышления;• проводить опрос учеников в направлении, которое поможет им развивать свои мыслительные навыки и навыки рассуждения;• напоминать ученикам об использовании их мыслительных и исследовательских навыков;• проводить индивидуализированное обучение с учениками;• придумывать и организовывать проекты, которые позволят ученикам добиться успеха в самостоятельной работе. Мотивациявнутренняявнешняя учащиеся хотят участвовать и добиваться прогрессаучитель может похвалить и, в то же время, наказать тех, кто работает не в полную меру своих возможностейВнешняя мотивация может снижать внутреннюю Учителя должны быть осторожными, опираясь на внешние вознаграждения, поскольку могут снизить внутреннюю мотивацию. Участие вероятно в тех случаях, когда:• ученик рассматривает уроки как «веселье, забава»;• учитель придерживается традиционной, проверенной методологии;• ученик воспринимает задание в качестве полезной и достоверной информации. Используя нижеперечисленные методы и техники, учитель может поддерживать и повышать внутреннюю мотивацию учащихся путем:• разработки интересных уроков, чтобы через активность учеников улучшать навыки мелкой моторики и коммуникации;• реализации разнообразного содержания уроков так, чтобы были использованы различные подходы активного обучения;• вовлечения учеников в экспериментирование новыми методами преподавания и учения (это «связывает» учителей, учеников и задания, улучшает обратную связь учеников и позитивную среду обучения) {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}МОТИВАТОРЫДЕМОТИВАТОРЫэнтузиазм учителя в использовании инновационных методовучитель, любящий поучать; много говорит или наставляет учащихсяактивные способы обучения с большим количеством участниковпассивные способы обучения практически без участия обучаемогообучающие формы и способы имеют смысл и относятся к предыдущему обучениюобучающие формы и способы неясны для ученика и не относятся к предыдущему обучениюизменения темпа урока с предоставлением учащимся «времени для размышления»темпы урока слишком быстрые/медленные и учащимся не дается «времени подумать»учащимся предоставляют индивидуальную поддержкуучащиеся ждут помощи от учителяучащиеся знают цели урока и то, что от них ожидаетсяучащиеся не уверены в целях урока и не знают, что от них ожидается ЛИСТ памяти Содержательное отличие обновленных учебных программ:30 Ожидаемые результаты «на выходе» Навыки 21 векаОтветственный, проявляющий активную гражданскую позициюДобросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатовУважающий разнообразие культур и мненийМыслящий творчески и критическиКоммуникативный и дружелюбныйСоциально-ответственный и заботливыйУмеющий эффективно использовать ИКТГотовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию31РЕЗУЛЬТАТЫ «НА ВЫХОДЕ»краткосрочные цели обученияНачальная школаОсновная школаСтаршая школаОжидаемые результаты долгосрочного характеракраткосрочные цели обучениякраткосрочные цели обученияНавыки широкого спектра:Функциональное и творческое применение знанийКритическое мышлениеПроведение проектных и исследовательских работИспользование информационно-коммуникационных технологийПрименение различных способов коммуникации, в том числе языковых Умение работать в группе и индивидуальноВЫПУСКНИК: