Интеграция основного и дополнительного образования в области физической культуры в МБОУ Лицей №7 г. Саяногорска.

Интеграция основного и дополнительного образования в области физической культуры в МБОУ Лицей №7 г. Саяногорска.

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложнейших социально - экономических условиях, в условиях кризиса в политике, экономике, социальной сфере и общественном сознании. В этих условиях школа как никогда призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Решение проблемы непрерывного образования как одного из главных факторов развития личности на протяжении всей её жизни достигается двумя тесно связанными процессами: воспитанием у детей потребности в приобретении знаний, умения ими распоряжаться во благо человека; обеспечением возможностей для получения полноценного образования через создание новых образовательных структур и совершенствования традиционных образовательных услуг. В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей, в систему образования в качестве одного из её звеньев введено дополнительное образование.

Вместе с базовым образованием дополнительное образование даёт общее развитие личности, расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, причём это происходит в комфортной для него обстановке. Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. В условиях общеобразовательного учреждения получение ребёнком такой возможности означает не только и не столько включение в занятие, по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и независимо от уровня успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения успеха, что в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
В дополнительном образовании возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня развития детей. Максимальное использование технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.
Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата.
Воспитательный потенциал дополнительного образования детей в развитии социальной инициативы неисчерпаем. В настоящее время особую актуальность представляет рассмотрение вариантов взаимодействия учреждений дополнительного образования и детских общественных организаций и движений с точки зрения интеграции их усилий в формировании гражданской позиции личности.

Специфика дополнительного образования в области физической культуры состоит в том, что, не подменяя целостную систему построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе.

Главная же его цель заключается в удовлетворении интересов и запросов личности в конкретном виде физкультурно-спортивной деятельности. Данное физкультурное образование отличается от базового тем, что осуществляется в условиях высокой мотивации занимающихся, их стремления достичь определенных результатов. Очень часто интересы личности к тому или иному виду спорта не угасают на протяжении многих лет жизни и фактически являются источником ее постоянной двигательной активности, физкультурного самообразования и ведения здорового образа жизни. Именно через направленное формирование мотивации человека к регулярным занятиям тем или иным видом физкультурно-спортивной деятельности можно успешно решить задачу непрерывного физкультурного образования личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому одним из важнейших условий перехода личности в систему непрерывного физкультурного образования является формирование устойчивой и осознанной мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом.

Отсюда становится очевидной необходимость объединения усилий общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования спортивной направленности не только в привлечении школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом и укреплении их здоровья, но также в профессиональной ориентации учащихся и формировании профессионального самоопределения на педагогическую профессию в сфере физической культуры и спорта.

В последнее время широкое распространение получает организация дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. Специфика дополнительного образования заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения школьник получает возможность не только подключиться к занятиям по интересам, но и познать новый способ существования – без оценок, но обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по базовым учебным предметам.

По сути, дополнительное образование в области физической культуры расширяет пространство, в котором учащиеся могут развивать свою познавательную и двигательную активность, реализовывать свои двигательные способности и личностные качества, часто остающиеся невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании школьник сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, позитивно отражается и на учебной деятельности.


В нашем лицее мы с проводим интеграцию основного и дополнительного образования в области физической культуры на основе следующих принципов:
доступность и бесплатность дополнительного образования детей;
гуманизация, демократизация образовательного процесса;
индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
сохранение и укрепление здоровья детей;
связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
сохранение и развитие национально-культурных традиций;
ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
взаимодействие общего и дополнительного образования;

Приоритетные направления данной деятельности обусловлены необходимостью решения следующих задач:
1) обеспечение занятости детей, подростков и молодёжи во внеурочное ;
2) сохранение и укрепление здоровья учащихся, ,
3) пропаганда здорового образа жизни.
Решение этих задач особенно актуально в настоящее время.
Во-первых, появляется возможность скоординировать учебную и внеурочную деятельность школьников, согласовав расписание занятий в общеобразовательной школе и в секциях дополнительного образования, и тем самым обеспечить наиболее рациональное использование времени учащихся.
Во-вторых, близость учреждения, на базе которого осуществляется учебно-тренировочная деятельность, и места проживания учащихся позволяет организовать занятия в вечернее время суток и отвлечь детей и подростков от бесконтрольного и неорганизованного времяпрепровождения.
В-третьих, учебно-тренировочная работа в помещении общеобразовательного учреждения обеспечивает непосредственный контакт тренера-преподавателя и классного руководителя.
Кроме того, открывается возможность более тесного и конструктивного взаимодействия с родителями. Всё это оптимизирует воспитывающее и мотивирующее воздействие микросоциума на ученика и позволяет эффективно развивать личность последнего.
Для учащихся Лицея занимающихся в секциях дополнительного образования было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования выявил в качестве факторов, определяющих выбор детьми и подростками занятий тем или иным видом спорта, следующее:
1) интерес к избранному виду спорта;
2) возможность стать сильнее, крепче;
3) близость к дому;
4) удобное время занятий;
5) возможность общения с друзьями, тренером-преподавателем.
Более того, 100% опрошенных указали, что они довольны тем, что учебно-тренировочные занятия проводятся на базе школы, в которой они учатся и рядом с которой они проживают.

Одним из направлений деятельности в области физической культуры Лицея является пропаганда систематических занятий физической культурой и спортом и здорового образа жизни. Для того чтобы данное направления было успешно реализовано в план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, включаются такие мероприятия, как
1) спортивные праздники для учащихся Лицея «Дни здоровья», «А, ну-ка парни!» и др.;
2) показательные выступления (черлидинг, скипинг);
3) спортивные соревнования, в том числе с участием родителей и педагогов (матчевые встречи, «Веселые старты», «Папа, мама, я- спортивная семья»);
4) первенства Лицея по различным видам спорта;
5) акции «Спорт- как альтернатива вредным привычкам!», «Мы выбираем здоровый образ жизни» и др.


Итак, интеграция цели, задач и содержания деятельности общеобразовательного Лицея и учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности обеспечивает создание единого воспитательного пространства, которое позволяет решать не только узконаправленные физкультурно-спортивные задачи, но и обеспечивать процесс воспитания и развития личности в целом.
15