Внеурочная деятельность как необходимое условие современного образования

Внеурочная работа как необходимое условие современного образования



Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного творческого , инициативного , компетентного гражданина России.
Русский язык , литература способствуют вхождению обучающихся в культуру общечеловеческую и культуру своего народа , где есть образцы и нормы знаний , поведения и оценок мировоззренческих , этических , эстетических и социальных. Содержание данных предметов способствует нравственному становлению личности , предлагает образцы высокой нравственности. Эти предметы являются ведущими в общей системе эстетического и нравственного воспитания учащихся , в пробуждении их самопознания , способностей , интересов и стремлений.
Возникает необходимость не просто дать ученикам определённый набор знаний , а научить добывать их самостоятельно , заинтересовать этим процессом , подарить радость познания , развить потребность к непрерывному самоусовершенствованию .
Ввести учащихся в мир ценностей, обеспечить системой научных знаний по предмету, развить рефлексивные способности и умение овладеть способами саморегуляции , самосовершенствования и самоопределения считаю возможным при использовании личностно-ориентированного обучения.
Назначение личностно - ориентированного подхода к образованию состоит в том ,чтобы содействовать становлению неповторимой индивидуальности человека ,его духовности , творческого начала, заложенного в каждом ребёнке.
Внеклассная работа является продолжением уроков ,способствует более яркому проявлению личности школьника. Внеурочная работа складывается из повседневной ( (руководство детским чтением ) , эпизодической (читательские конференции , участие в поэтических конкурсах , предметные недели , литературные праздники , участие в международных играх , постановка спектаклей ) , циклической ( создание литературного альманаха ).
Наиболее значимой формой проведения внеклассных мероприятий является организация проектной деятельности. Данный вид деятельности поощряет взаимодействие ,терпимость к чужому мнению , обсуждение ценностных приоритетов , обучает работать как в группах, так и самостоятельно , развивает коммуникативные умения .
Реальным продуктом деятельности учащихся являются спектакли, праздники , презентации.
Наиболее запоминающимся праздником в нашей школе был праздник «Сорочинская ярмарка». При организации проекта было важным создание атмосферы ярмарки , описанной в повести Н.В.Гоголя . Проведению праздника предшествовала большая подготовительная работа. Красочная афиша, выставка рисунков , торговые ряды , яркие национальные костюмы , музыкальное сопровождение , танцы , выразительное чтение фрагментов из повести , инсценирование эпизодов создавали атмосферу ярмарочного веселья.
Ценность данного вида деятельности заключается в том ,то к участию в празднике было привлечено большое количество обучаемых : многим нашлись занятия по интересам.
В результате повышается не только мотивация к изучению творчества писателя, но и происходит диалог культур , знакомство с различными национальными традициями( (русской и украинской ).
Стало традиционным участие в проектах родителей учащихся : они помогают детям в изготовлении костюмов ,создании декораций к спектаклям, составлении сценариев.
Огромное достоинство проектного метода связано с тем ,то совместная деятельность школьников требует широкого спектра умений :
- обеспечивать бесконфликтную работу в группах;
- устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;
- устраивать эффективные групповые обсуждения.
Активно используется учащимися персональные проекты. Большинство учащихся для исследования выбирают личностно окрашенные темы . Немалую роль в данной ситуации играет характер сотрудничества с учителем. Демократический стиль общения способствует доверительному отношению , наиболее яркому проявлению личности школьника.
Несомненно ,в центре образовательного процесса стоит ученик . В современных условиях , когда происходит переориентация образования на компетентностный подход , учитель перестаёт быть просто источником знаний , это скорее проводник в мире информации , которая окружает формирующуюся личность . И здесь на первый план выступает личность самого учителя . Заинтересовать своих учеников , привить любовь к своему предмету невозможно , если общение с детьми заканчивается на уроке . Поэтому внеклассная работа является необходимым условием образовательного процесса.
15