Статья Интеграция основного и дополнительного образования в школе


ПРОЕКТ «Интеграция основного и дополнительного образования  ГБОУ школы № 407»
Руководитель проекта: Белова Е.В.1. Актуальность проекта
Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования, в которой перед школой  стоит задача: направить образование «не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество содержания образования».
Качество образования должно быть
адекватно потребностям развивающейся личности;
направлено на формирование человека, способного позитивно изменить положение дел в обществе.
В то же время модернизация образования требует от школы существенных изменений на основе инновационных преобразований всех компонентов образовательного процесса (мотивы, цели, задачи, содержание, методы, формы, технологии, результаты). Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет дополнительного образования, характер которого предполагает высокую мотивацию обучающихся, свободу выбора видов деятельности, реальную индивидуализацию образовательных маршрутов, обучение в творческой деятельности.
В стратегии развития школ Санкт-Петербурга в рамках президентской инициативы «Наша новая школа» выделены основные векторы развития петербургской школы, одним из которых является создание «умной школы  с человеческим лицом». Данный проект позволяет решать ключевые проблемы сегодняшнего дня:
обеспечить равные возможности всех детей;
сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы,  помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.
Современная наука рассматривает совокупность образовательных учреждений, участвующих в образовании, воспитании, развитии ребенка, как систему общего образования, в рамках которой  ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, способного реализовать его ожидаемые результаты, то есть быть готовым к самостоятельному решению проблемы, значимой для него. Поэтому актуальность приобретают вопросы интеграции (взаимосвязи, взаимодействия) разных типов образовательных учреждений, оптимизация обновления качества образования, с учетом внедрения  новых образовательных стандартов, оптимального использования кадрового, научно – методического, материально – технического потенциала в интересах развития личности ребенка.
Интеграция – восстановление, восполнение в переводе с латинского языка.
Советский энциклопедический словарь предлагает два значения этого слова, обратимся к интересующему нас:
«Интеграция – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию».
Единой целью всего образовательно-воспитательного процесса можно считать формирование ключевых компетенций в различных сферах деятельности: познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой, культурно - досуговой.
Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования и участие родительской общественности в учебно-воспитательном процессе – реальный путь утверждения вариативности в системе образования и воспитания детей.
Цель всей этой совместной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Интеграция учебно-воспитательного процесса основного и дополнительного образования – одно из важнейших условий формирования образовательного пространства, которое выполняет функцию целостного образования ребенка.
2. Цель проекта
Формирование расширенного общеобразовательного универсального пространства,  не только обучающего, но и развивающего, способствующего развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, стремлению к самовыражению и успеху.
3. Задачи проекта
Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:
1. Исследовательские
- исследование социальных связей в микросоциуме;
- проведение мониторинга запросов учащихся  и их родителей;
- создание в школе банка данных на основе информации, предоставленной классными руководителями по организации свободного времени учащихся;
2. Проектировочные
- расширение круга социальных партнеров по разным направлениям учебной и внеурочной деятельности;
- разработка программ образования, направленных на достижение поставленных целей с использованием современных технологий
 3. Педагогические
- развить способность учащихся пользоваться эффективными приемами познавательной, исследовательской деятельности, повысить учебную мотивацию, использовать различные источники информации;
- научить учащихся решать стандартные жизненные ситуации, понимать сущность и значимость проблем;
- сформировать умение ориентироваться в мире ценностей, развить способности к определению критериев оценки явлений действительности;
- подготовить учащихся к профессиональному выбору;
- научить решению нестандартных задач, к числу которых можно отнести исследовательские, творческие, мировоззренческие задачи, т.е. подготовить к жизни в быстро меняющемся обществе.
  4. Методические
- организация совместной методической  работы учителей и педагогов дополнительного образования по направлениям: туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное, техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое;
- повышение квалификации педагогических кадров по различным направлениям работы.
4. Условия реализации проекта
Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимы следующие условия:
1) В школе должна осуществляется образовательная деятельность по образовательным программам -
начального,
основного общего образования,
среднего (полного) общего образования,
дополнительного образования.
2) Наличие на базе школы отделения структурного подразделения дополнительного образования.
3) Сплочённые заинтересованные профессиональные коллективы.
4) Материально-техническая база: спортивные залы, кабинеты, компьютерный класс, библиотека, медиатека, учебное и спортивное оборудование.
5. Модель проекта – элементы интеграции основного и дополнительного  образования в уроках
по технологиям:
- личностно-ориентированного обучения и воспитания
- дифференцированного обучения и воспитания
- проблемного обучения и воспитания
- исследовательская деятельность
- эффективной речевой деятельности
- диалогового обучения и воспитания
- рефлексивного обучения и воспитания
по формам:
- лекции
- дискуссии
- работа в компьютерном классе
- индивидуальные занятия
- практические работы
- ученические конференции
- тематические вечера
- семинары, педсоветы
- мастер – классы
6. Кадровое обеспечение проекта
Группа Функции Состав
Административно – координационная 1. Осуществление общего руководства и контроля
2. Анализ реализации проекта, внесение корректив Директор ОУ, заместители директора, председатели методических объединений
Научно – методическая 1. Координация реализации проекта
2. Проведение семинаров, конференций
3. Подготовка и издание методических рекомендаций, аналитическая деятельность Заместители директора, председатели методических объединений
Учителя, педагоги дополнительного образования 1. Практическое осуществление проекта
2. Внедрение новых педагогических технологий
3. Организация исследовательской работы учащихся Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагоги-организаторы
Специалисты, сотрудничающие с  ОУ 1. Организация профессиональной помощи  участникам проекта
2. Проведение тренингов, круглых столов, консультаций
3. Диагностика
4. Участие в мероприятиях ОУ Специалисты районных и городских ИМЦ,
ППМСЦ, ДТЮ
7. Методическое обеспечение проекта
1.  Информационное обеспечение: положения о предметных неделях, дискуссиях, индивидуальных занятиях, ученических конференциях, тематических вечерах, конкурсах, соревнованиях.2. Организационно - методическое обеспечение: создание целевого блока в методических  объединениях по реализации проекта; повышение квалификации педагогов; разработка программ, курсов, занятий по интеграции основного и дополнительного образования; обобщение и изучение опыта работы.
8. Этапы реализации проекта
Этапы Цели, направления, методы, результаты Содержание деятельности
1 этап – подготовительный  Главная цель Организация взаимодействия «школа ↔ структурное подразделение дополнительного образования ↔ учреждения дополнительного образования района, города».
Обеспечение готовности педагогов и учащихся к реализации проекта
Приоритетные направления 1. Изучение нормативной базы.
2. Разработка структуры управления проектом
3. Анализ материально-технических условий реализации проекта
4. Диагностика интересов и потребностей педагогов, учащихся и родителей.
5. Расширение круга социальных партнеров по разным направлениям образовательной деятельности
6. Теоретическая и практическая проработка вопросов единства целевого, результативного, и  диагностика – аналитического компонентов образовательного процесса в дополнительном образовании
7. Формирование диалогических отношений между учителями, учащимися и родителями
8. Социальная реабилитация учащихся, развивающихся в условиях социального риска
9. Внесение  в содержание программ дополнительного образования изменений, повышающих возможность их интегрирования в основное образование.
10. Разработка методического обеспечения для реализации проекта:
- сформировать  творческие группы педагогов по подготовке предметно-тематических проектов, с учетом интеграции основного и дополнительного образования (филологического, иностранных языков, историко-гражданского,  математического, естественнонаучного, информационного, художественно-эстетического, технологического);
- проанализировать существующие учебные программы, учебно-методические комплексы основного и дополнительного образования;
- составить и утвердить предметно - тематические проекты по интеграции основного  и дополнительного образования на методических объединениях школы по направлениям:
- туристско-краеведческое,
- физкультурно-спортивное,
- техническое,
- социально-педагогическое,
- художественно-эстетическое.
Ведущие методы Прогнозирование, моделирование, проектирование
Основной результат Наличие у педагогов, учащихся и родителей готовности к взаимодействию с целью реализации проекта
2 этап - практический Главная цель Организация  образовательного на основе интеграции основного и дополнительного образования
 Приоритетные направления 1. Апробация выбранных форм и технологий
2. Апробация и отработка отобранного содержания образования
3. Расширение познавательных возможностей учащихся
4. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой деятельности
5. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров, мастер - классов, открытых уроков. Разработка и оформление банка данных методических материалов (форм проведения занятий, методов отслеживания результативности и т.д.)
6. Разработка информационно-методических материалов
7. Профилактика негативных социальных явлений в детской и молодежной среде.
8. Анализ состояния здоровья учащихся.
9. Организация интегрированных предметных недель, олимпиад, научных конференций.
10. Создание условий  для массового участия детей в школьных, районных, городских, всероссийских и международных проектах,
Ведущие методы 1. Диагностика интересов и потребностей педагогов, учащихся и родителей.
2. Использование здоровьесберегающих технологий
Основной результат 1. Создание комфортной образовательной среды.
2. Положительная динамика состояния здоровья детей.
3. Сформированность положительной мотивации на здоровый образ жизни.
4. Выведение учащихся из «группы риска».
5. Рост статуса школы в микрорайоне, районе, городе.
6. Повышение квалификации педагогов
7. Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта
3 этап –
аналитический Главная цель Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии системы работы по реализации проекта.
Совершенствование модели интеграции основного и дополнительного образования.
Анализ деятельности за прошедший период.
Приоритетные направления 1. Обработка всех полученных данных.
2. Анализ полученных результатов:
- состояние здоровья обучающихся;
- уровень обученности и развития обучающихся;
- уровень воспитанности обучающихся.
3. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями.
4. Коррекция  затруднений педагогов в реализации проекта
5. Оформление и описание хода и результатов реализации программы.
6. Разработка программы научно-методических семинаров в рамках концепции школы на уровнях: школьном, районном, городском.
Ведущие методы Экспертная оценка, индивидуальная и групповая самооценка, анализ и обобщение опыта
Основной результат Удовлетворенность педагогов, учащихся и родителей результатами реализации проекта
4 этап –
заключительный Главная цель Разработанная и опубликованная, апробированная единая программа образования на основе интеграции основного и дополнительного образования для успешной социализации школьников в условиях новой школы.
Основной результат Издание материалов, оформление сайта
9. Ожидаемый результат
Формирование целостного образовательного пространства на основе интеграции основного и дополнительного образования в условиях новой школы
Творческая самореализация школьников
Формирование системы работы с талантливыми детьми
Обеспечение преемственности на всех ступенях образования
Создание здоровьесберегающей среды
Формирование ключевых компетенций учащихся
Рост качества образования
Повышение квалификации педагогов
10.Тиражируемость проекта
Проект «Интеграция основного и дополнительного образования» может быть востребован в любом образовательном учреждении, имеющем структурное подразделение дополнительного образования.
11. Эффективность реализации проекта
Интеграция основного и дополнительного образования позволит:
- сочетать разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, расширить и обогатить содержание учебника;
- способствовать более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала учащимися;
- сформировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы,  помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.