Интеграция дополнительного и общего образования по предпрофильному и профильному обучению


«Интеграция дополнительного и общего образования
по предпрофильному и профильному обучению»
Юн Инесса Владимировна
директор МОУ ДО Дворец творчества детей и молодежи
г. Комсомольск-на-Амуре
Впервые идея интеграции общего и дополнительного образования детей как ведущая тенденция развития школьного образования прозвучала в Концепции модернизации российского образования. Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
В нашем учреждении возникли объективные причины активизации процессов интеграции в образовании, в обращении к этому методу как способу решения вопросов непрерывности и повышения качества образования, сохранения системы дополнительного образования детей, решения вопросов профильной и предпрофильной подготовки обучающихся, разработки специальных проектов работы с одаренными детьми, как к инструменту реализации государственного минимума социальных услуг по вопросам воспитания и социализации подрастающих граждан.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи г. Комсомольска-на-Амуре - многопрофильное учреждение дополнительного образования, в котором представлены практически все виды деятельности для детей, подростков, молодежи. Поэтому одной из важнейших задач воспитания во Дворце является - создание благоприятной среды для личного и профессионального самоопределения ребенка.
Эта задача в то же время является одной из основных особенностей дополнительного образования, связанной с идеей свободы выбора. В силу меньшей регламентированности дополнительное образование имеет объективно большие возможности в создании условий для самопознания и самоопределения молодежи (включая профессиональное самоопределение), что чрезвычайно актуально для подростков и юношества. Положительным достижением деятельности ДТДиМ является реализация интеграции общего и дополнительного образования через:
образовательную деятельность,
спортивно-оздоровительную деятельность,
культурно-досуговую деятельность,
работу детских общественных организаций.
У ребенка, приходящего во Дворец, есть возможность попробовать себя в разных видах деятельности, оценить свои потребности и способности на практике. Функционирует программа «Запись в объединения», которая обеспечивает увеличение вероятности более «точного попадания» детей в образовательные объединения, соответствующие их потребностям и склонностям. В реализации данной программы участвуют все службы Дворца: составляется рекламное объявление для каждого детского объединения, информация размещается на сайте Дворца, в СМИ, школах, учреждениях города, оказывается консультативная помощь детям и родителям по определению интересов и склонностей. Также ребенок имеет возможность выбрать педагога, у которого он хотел бы заниматься. В ситуации свободного выбора личность преподавателя может оказывать очень большое влияние на развитие личности ребенка, формирование его мировоззрения.
Взаимодействие общего и дополнительного образования имеет большое значение в развитии детской одаренности. Об уровне одаренности можно судить уже в детстве по интересам и склонностям. У одаренных детей они часто очень широки и при этом устойчивы и осознаны. Это проявляется в особом упорстве в достижении цели и широте интересов. Развивать одаренность педагоги Дворца начинают с дошкольного возраста в центре раннего эстетического развития «Солнышко». В центре занимается более 150 детей, работа идет по двум направлениям: занятия для дошкольников 3 – 7 лет в школе интеллектуально-эстетического развития «Страна знаний и чудес» и работа творческого коллектива – детская эстрадная шоу-группа «Сладкоежки», где занимаются дети 5 – 10 лет из числа воспитанников и выпускников центра. В детской эстрадной шоу группе «Сладкоежки» созданы все условия для творческого развития ребенка, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, а также укрепления психического и физического здоровья. В шоу-группе дети занимаются по двум направлениям: эстрадный вокал и ритм-класс (элементы эстрадного танца, сценическое движение), в программу введен блок «Художественное слово», так как выявлены дошкольники, с яркими способностями к чтению стихотворений.
В изостудии для дошкольников «Радуга» (более 50 человек), дети осваивают рисование, лепку, аппликацию. Они являются активными участниками городских и краевых выставок, всех мероприятий, проводимых во Дворце.
Наблюдая за выпускниками центра «Солнышко» и «Радуга», которые далее продолжают заниматься в различных объединениях Дворца, мы видим, что эти дети значительно отличаются от тех, которые пришли заниматься во Дворец уже в школьном возрасте, они успешно учатся в школе (по отзывам родителей), раскрепощены, умеют управлять своим поведением, воспитаны, а главное, все творческие личности.
Анализируя социальный портрет воспитанников Дворца, мы увидели, что в последнее время появилась новая категория – дети, которые прошли этап профессионального самоопределения и хотели бы более глубоко заниматься выбранным видом деятельности. Для них были созданы новые образовательные программы: «Детско-юношеская автошкола», «Театр мод «Мармелад», «Патриот», «Азбука общения», «Школа успеха», «Литературное краеведение», «Историческое краеведение», «Клуб ведущих», многие, из которых реализовывались на базе общеобразовательных школ в рамках интеграции общего и дополнительного образования.
В рамках интеграции общего и дополнительного образования в МОУ ДО Дворце творчества детей и молодежи г. Комсомольска-на-Амуре реализуются следующие направления предпрофильной подготовки:
социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
игровые технологии для формирования творческого, технического мышления;
накопительные оценки образовательных достижений воспитанников.
Реализуя социальное партнерство в предпрофильной подготовке и профильном обучении, во Дворце разработана программа деятельности с учетом запросов обучающихся, потребностей семьи, общеобразовательных учреждений, современного общества.
Основу дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, не реализованных в рамках предметного обучения в школе.
Одним из ведущих направлений развития дополнительного образования детей является его интеграция с общим образованием, которая реализуется через развитие школьных научных обществ, предметных кружков, очно – заочных школ, где школьники изучают на практике методы исследовательской деятельности, организуют взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями, предприятиями и организациями города. Это позволяет успешно участвовать в краевых, всероссийских, международных конкурсах, акциях, мероприятиях.
На базе 16 городских школ работает – 31 детское объединение на основании Договоров о совместной деятельности с МОУ ДО ДТДиМ. Занятия детских объединений от Дворца включаются в общешкольный учебно-воспитательный процесс.
Интеграция дополнительного и общего образования проводится в двух направлениях:
- Организация и содержание дополнительного образования детей в рамках общего образования.
Результатом творческой деятельности детей и педагогов дополнительного образования является участие и результативность в тематических конкурсах «Я – комсомольчанин», «Знатоки избирательного права» и «Знатоки прав потребителей и предпринимателей», разработка методических пособий, сборников, буклетов.
- В результате совместной деятельности педагогов дополнительного образования детей и учителей школ, с учащимися создаются условия для разработки новых форм и методов образования школьников, в первую очередь в области применения компьютерной техники и информационных технологий, в частности, в краеведении, валеологии, в организации социальной деятельности воспитанников. Созданы учебно-методические разработки для детей дошкольного и младшего школьного возраста на тему безопасности дорожного движения, виртуальная экскурсия для детей старшего школьного возраста «Музеи мира рассказывают. Лувр» и др.
Особый интерес среди школьников вызывают различные виды творческой деятельности в сфере применения информационных технологий. Ведется совместная работа воспитанников со СМИ через использование электронных носителей, пресс-релизов, электронную почту, Интернет. Проводятся совместные проекты с компанией «МегаФон», например: обучающая практическая программа «Мобильная грамота» и экологическая акция «Зеленый субботник».
С целью популяризации деятельности воспитанников и педагогов Дворца, а также привлечения внимания родительской общественности, продолжена работа по созданию и выпуску газеты «Дворцовый вестник».
В 2011 году было выпущено два издания: выпуск № 4, посвящённый юбилею ДТДиМ, и выпуск № 5, посвящённый 50-летию полёта в космос Ю. А. Гагарина. Газета пользуется заслуженной популярностью у воспитанников, родителей и педагогов.
Использование ИТ в учреждении способствует повышению уровня информационной культуры воспитанников, приведению их в соответствие с современными и перспективными требованиями жизни, а также увеличивает творческую активность педагогов дополнительного образования, детей, (руководителей кружков, студий, объединений по интересам детей) и школьных учителей-предметников.
Гражданско-патриотическое направление во Дворце представлено программами «Мемориал», «Юный патриот Отечества» и «Патриот», в которых наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
Более 500 юнармейцев, несших вахту памяти на Мемориале Поста №1, успешно обучаются на военных кафедрах в ВУЗах г. Комсомольска-на- Амуре, Хабаровска, Санкт - Петербурга, Уссурийска, достойно служат в Вооруженных Силах РФ и органах правопорядка.
На уроках истории учащиеся получают основы знаний о городе и крае, в объединении «Школа экскурсоводов» Дворца они углубляют и расширяют эти знания, реализовав их в одном из видов практической краеведческой деятельности, получив допрофессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.
Одним из самых востребованных направлений Дворца, по которым осуществляется образовательный процесс, среди детей и родителей является художественно-эстетическое направление.
Это направление представлено:
- отделом декоративно-прикладного и технического творчества;
-отделом хореографии;
- музыкально-хоровой студией «Эхо»;
- театром юношеского творчества «Бенефис»
Все танцевальные коллективы Дворца объединены в отдел хореографии, который представлен:
Ансамблем танца «Багульник»
СЭТ «Аура»
ТСК «Дуэт»
ТСК «Антарес»
Отдел хореографии работает по 4-м модифицированным образовательным программам.
«Хореографическое искусство»
«Мир танца» для детей от 5 до 18 лет.
«Современный танец»
«Танцуем вместе»
Воспитанники отдела много выступают, что способствует пропаганде коллективов, как в городе, Хабаровском крае так и в КНР. Они являются участниками всех школьных мероприятий, городских смотров-конкурсов, концертных программ и городских торжественных мероприятий.
В течение года воспитанники коллективов приняли участие более чем в 180 различных мероприятиях и концертах. Педагоги приняли участие в городском открытом конкурсе хореографического искусства «Стихия танца», где стали лауреатами I степени.
Выпускники успешно обучаются в высших учебных заведениях по профилю хореография в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, а так же в ВУЗах г. Москва и Санкт-Петербурга, работают профессиональными артистами балета, являются солистами Государственного Академического ансамбля танца «Берёзка», артистами ансамбля Краснознамённого Дальневосточного округа и Государственного ансамбля «Дальний Восток».
Важное место в работе Дворца занимает педагогика здоровье сберегающих технологий, которая осуществляется через спортивно-техническое и физкультурно-спортивное направления в работе плавательного бассейна, где занимаются ребята спортивно-оздоровительного клуба «Волна».
Интересная и содержательная досуговая деятельность во Дворце позволяет воспитанникам проявить свои творческие способности на праздниках, фестивалях, смотрах, концертах, творческих вечерах, а приобретенный ими опыт позволяет активно участвовать в школьных мероприятиях.
Именно с этой целью ежегодно проводятся массовые мероприятия самой различной направленности. Стали традиционными театрализованные утренники для школьников младшего возраста школ города – праздник юного пешехода «Дорожная Азбука», «Праздник первоклассника», «Праздник Осени»; для учащихся среднего звена - тематические утренники «В единстве сила», «Праздник юного дальневосточника», фестиваль детского творчества «Жар – птица», конкурс «Большая экономическая игра», новогоднее представление «Елка дружбы», программа «Сыны Отечества», малые олимпийские игры.
Традиционно востребованными остаются и мероприятия для воспитанников Дворца: праздник «Дом для тебя», итоговый праздник «Вот и стали мы на год взрослей», «Елка кружковцев».
Особое место в работе МОУ ДО ДТДиМ занимает учёба органов детского самоуправления. Занятия с детским активом способствуют развитию и упрочнению детского коллектива как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося. Немаловажной является также и задача научить каждого члена организации жить в коллективе.
В течение учебного года было проведено 5 учеб детского актива по различным темам: «Знаем, умеем, покажем!», «День рождения Деда Мороза», «Славным сынам Отечества посвящается», «Лета яркая карусель», «Знаем, умеем, докажем!», и школа актива «Лидер» по программе «Молодёжные вести» - организация пресс-службы в образовательном учреждении.
В ходе школ актива ведется обучение лидеров детских общественных организаций, а также активистов школьных советов. В рамках работы школы осуществляется подготовка организаторов и ведущих новогодних праздников и отрядных вожатых.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, сотрудничать, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Поэтому, воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Поэтому в рамках решения этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.