Пушкинский бал (9-11 классы)

Сценарий
(звучит музыка, собираются гости, фанфары открывают мероприятие, появляются ведущие)
Рылеев Кондратий Федорович: Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребрённые луной, стоят кареты на Тверской.
Пред домом пышным и старинным.
Наталья Михайловна Рылеева: Ах, этот бал
Добрый вечер, дорогие друзья!
Рылеев: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены!
Хозяйка бала: Пришла пора представить наше уважаемое жюри:






Рылеев: Мы пригласили Вас на Пушкинский бал, посвященный жизни и творчеству великого поэта. Попробуем воссоздать атмосферу балов русского дворянства XIX века.
Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. На них создавалось общественное мнение, добивались признания света, в непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы.
Я уверен, что многие из присутствующих не знают, что такое бал.
Хозяйка: И что же такое бал, по-вашему?
Рылеев: Балы отличаются от других танцевальных собраний блеском, строгим этикетом, заранее определенным порядком.
Бал должен открываться “полонезом”, самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие.
“Полонез” родился в Польше. На Руси его называли “польский танец” или “ходячий разговор”.
Хозяйка: “Ходячий разговор” Значит, во время танца принято было беседовать?
Рылеев: Да, главная тема полонеза – восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.
“Полонез”, дамы и господа! Кавалеры ангажируют своих дам!
Рылеев: Бал открывался полонезом, за ним шли другие танцы в определенной последовательности: вальс, экосез, галоп, мазурка, французская кадриль, котильон, полька, менуэт.
Хозяйка: Необходимо отметить, что танцы были на редкость разнообразными. Некоторые даже отличались изрядной сложностью. Чтобы все исполнять правильно заранее разучивали движения, а для этого нанимали себе учителя танцев.
Рылеев: Раньше профессия учителя танцев была очень престижной Обучение дворян танцам начиналось с раннего возраста. Пушкин начал учиться танцам с 9 лет и до 1811 года с сестрой участвовал в танцевальных вечерах у Трубецких, Бутурлиных, Сушковых и в знаменитых детских балах танцмейстера Йогеля
Как вы помните, встреча Александра Сергеевича с его будущим счастьем – Натали Гончаровой произошла на балу. Вот как он писал об этом: « Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило и волновало мне душу. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых Я шагнул навстречу своей судьбе».
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдалённой свирели,
Как моря играющий вал.

Хозяйка: Первые балы!... Сколько надежд возлагали на них мечтательные барышни и юноши, вступающие в жизнь. Для многих из вас это первый в жизни бал. Хочется, чтобы каждому он запомнился надолго, и быть может, сыграл такую же красивую роль в вашей жизни, какую сыграл он в жизни А.С. Пушкина.

Рылеев: Бал! Как замирали женские сердца при этом слове! Сколько выдумки, фантазии, сколько хлопот и волнений требовал бальный наряд!

Процесс одевания, причесывания, сбора на бал так сложен, что уже сам по себе представлял одну из характерных черт своего времени.

Хозяйка: Завитые локоны, высокие причёски, атласные и шёлковые ленты, кружева, жемчужные бусы, кольца и браслеты с драгоценными камнями, изящные туфельки – так надлежало выглядеть женщине, приехавшей на бал. (в презентации – слайды женщин на балу)

Наш бал – это короткий экскурс по творчеству и жизненному пути замечательного поэта А.С. Пушкина. Мы рады представить вам Татьяну и Евгения Онегина (10А), Ольгу и Ленского, Машу и Владимира Дубровского (10Б), Лизу (Акулина) и Алексея– 11А, Руслана и Людмилу (11Б) !

Каждая пара представляет себя в стихах, прозе, инсценировке.

Инсценировка «Пушкин женится»

1-я дама Слыхали новость: Пушкин женится.
2-я дама Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!
3-я дама -Но кто ж она?
1-я дама -Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.
2-я дама -Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
3-я дама Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.
1-я дама Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования
2-я дама Но, слышно, там появилась холера.
3-я дама Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.
1-я дама Брак для поэта – это такая проза!
2-я дама Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.
3-я дама Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали
1-я дама Да, да, я помню. Учила с маменькой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех ,
Без притязаний на успех.
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей
Все тихо, просто было в ней.
2-я дама И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.
3-я дама Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.
1-я дама Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен. Шарман, шарман! Эль этэ фий, эль этэ амурёз.


Хозяйка: Второй по значимости бальный танец – вальс.
При слове «вальс» мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако всеобщее признание пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса неприличными. Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе. Во дворцах немецких кайзеров вальс был под запретом до 1888 г. В России недолюбливала этот танец Елизавета 1, а ее сын Павел 1, велел опубликовать полицейское предписание, которое запрещало танцевать вальм. Но запреты не помогли. Вальс жил!

Рылеев: Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой,
Кружится вальса вихрь, шумный,
Чета мелькает за четой!

Дамы и господа! Вальс. (исполняют пары 10Б)

Хозяйка: Следующий танец – французская кадриль. Это
французский бальный танец XIX века, произошедший от Контрданса. Состоит из нескольких частей, разных по темпу и музыкальному размеру. На балах XIX столетия Французская Кадриль временами занимала едва ли не центральное место.

Исполняет пара 11А

Рылеев: Котильон бальный танец французского происхождения. Особое распространение получил в середине XIX века в странах Европы и в России. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В неформальном церемониале, приглашение «на котильон» считалось сигналом окончательного выбора кавалером своей дамы.

Исполняет пара 10А

Хозяйка: Следующий танец, который исполняли на балу – полька. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец тогда очень модный во Франции привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Исполняет пара 11Б

Хозяйка :
В 19 веке русские дворяне говорили на французском языке лучше, чем на родном, русском. Французский язык был необходим, ведь только очень хорошее его знание обеспечивало дворянину уважение и в провинциальном дворянском обществе, и, тем более, в высшем свете. Естественно, что обязательной для изучения была французская поэзия.
Послушайте стихотворение на французском языке... .

Moi jen’йtais rien
Et voilа qu’aujourd’hui
Je suis le gardien
du sommeil de ses nuits
Je l’aime а mourir
Vous pouvez dйtruire
Tout ce qu’il vous plaira
Elle n’a qu’а ouvrir
L’espace de ses bras
Pour tout reconstruire
Je l’aime а mourir
Elle a gommй les chiffres
Des horloges du quartier
Elle a fait de ma vie
Des cocottes en papier
Des йclats de rire
Elle a bвti des ponts
Entre nous et le ciel
Et nous les traversons
A chaque fois qu’elle
Ne veut pas dormir
Je l’aime а mourir
Elle a dы faire toutes les guerres
Pour кtre si forte aujourd’hui
Elle a dы faire toutes les guerres
De la vie, et l’amour aussi
Elle vit de son mieux
Son rкve d’opaline
Elle danse au milieu
Des forкts qu’elle dessine
Je l’aime а mourir
Elle porte des rubans
Qu’elle laisse s’envoler
Elle me chante souvent
Qu ej’ai tort d’essayer
De les retenir
Je l’aime а mourir
Pour mon ter dans sa grotte
Cachйe sous les toits
Je dois clouer des notes
А mes sabots de bois
Je l’aime а mourir
Je dois juste m’asseoir
Je ne dois pas parler
Je ne dois rien vouloir
Je dois juste essayer
De lui appartenir
Je l’aime а mourir


Рылеев: сейчас мы сыграем в стихотворную игру –буриме. Это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Игра появились в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (изобретатель  малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ  ХХ веках  сначала только в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а затем и в самых широких кругах. Александр Дюма в 1864 году объявил конкурс на буриме и издал сочинённые 350 авторами буриме.
Умением писать буриме в России славился и Василий. Львович. Пушкин. (дядя великого поэта)
Итак, начнем. Каждой команде дается пара слов –
Доска-тоска, урок – звонок
Свет-ответ, калитка – открытка
Галка-палка, печка-свечка
Колечко-крылечко, ворона – корона
Душа – хороша, вода – не беда
Годы-природы. Пели-звенели
Вдали-земли, единственный-таинственный
Хозяйка: Ах, я в восторге, какой прекрасный вечер! Конечно, все самые красивые дамы общества собрались здесь.
Рылеев: Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.
Прошу всех принять участие литературном конкурсе. «Венок поэзии Пушкина»
ВИКТОРИНА
1. Какое стихотворение, открывающее романтический период в творчестве
А. С. Пушкина, написано в 1820 г на корабле, во время переезда поэта из Феодосии в Гурзуф?
(«Погасло дневное светило»)
2. К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь
смолоду?»
( «Капитанская дочка»)
3. Назовите 6 произведений А.С. Пушкина, в которых имя главной героини – Мария.
( «Капитанская дочка», «Метель», «Мария Шопинг», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»)
4. Какие пушкинские стихотворение и поэма носят одинаковое название?
( «Цыгане»)
5. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»?
(«Пророк»)
6. К какому циклу произведений А. С. Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»?
(«Повести Белкина»)
7. Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. С. Пушкина и рассказ Л. Толстого?
(«Кавказский пленник»)
8. Герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир?
(«Метель» и «Дубровский»)
9. В каких произведениях изображён Пётр I ?
(«Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)
10. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? Кто написал музыку к нему? Кому посвящалась музыка?
( Племяннице Осиповой Керн. Глинка.)

Хозяйка: А сейчас мы приглашаем пары принять участие в конкурсе писем. У меня в руках пять конвертов. Ни на одном из них нет адреса назначения. Это письма литературных героев. Сейчас вам будут выданы отрывки из писем. Ваша задача – надписать конверты по возможности более полно, то есть заполнить графы – куда, кому, от кого. Указать, из каких произведений пришла к нам эта корреспонденция.
1-е письмо

«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моёми что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли ты исполняешь свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса, пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка». На конверте: Оренбург. Белогорская крепость. Савелию Архипову. / Симбирская губерния. Гринёв Андрей Гаврилович.)

2-е письмо

«Государь ты наш, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем. Слышно, земский суд едет отдать нас под начал, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали». (А.С.Пушкин «Дубровский». Адрес: С-Петербург, Дубровскому Владимиру Андреевичу. / Кистенёвка. Орина Егоровна Бузырёва).

3-е письмо

«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших дог, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это - часть деревни из 500 душ, и нужно будет произвести раздел. Я постараюсь это устроить возможно скорее. Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устанавливать. У нас в окрестностях - Cholera morbus (очень миленькая особа). И она может задержать меня еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и очень нежно целую ей ручки. Сейчас же напишу Афанасию Николаевичу. Он, с вашего позволения, может вывести из терпения. Очень поблагодарите м-ль Катрин и Александрии за их любезную память; еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.» ( А.С. Пушкин Наталье Гончаровой. Адрес: Москва, Гончаровой Н.Н. / Болдино. А.С.Пушкин)


4-е письмо

«Я имел слабость попросить у вас разрешения вам писать, а вы легкомыслие или кокетство позволить мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошенькой ручкой.

Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, это стараться не думать больше о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне, вы тоже должны были бы пожелать мне этого, но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.

Прощайте, божественная; я бешусь и я у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Федоровичу и поклон г-ну Вульфу.» ( А.С.Пушкин с. Михайловское - Москва А.Керн)

5-е письмо

К чему холодные сомненья?
Я верю: здесь был грозный храм,
Где крови жаждущим богам
Дымились жертвоприношенья;
Здесь успокоена была
Вражда свирепой Эвмениды:
Здесь провозвестница Тавриды
На брата руку занесла;
На сих развалинах свершилось
Святое дружбы торжество,
И душ великих божество
Своим созданьем возгордилось. ( С.-Петербург А.С.Пушкин – Москва Чаадаеву)




Награждение пар








13PAGE 15


13PAGE 14615




rђ Заголовок 2 Заголовок 715