Сценарий экологического праздника для школьников «День леса»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детский эколого-биологический центр»
г. Хабаровск
Сценарий экологического праздника
для школьников «День леса»
Номинация:
разработка внеклассного мероприятия.
Автор составитель:
Крупенникова Наталья Александровна,
методист
Хабаровск, 2016
Экологический праздник «День леса»
Пояснительная записка
Для человека, живущего на дальневосточной земле актуальны вопросы, касающиеся экологического состояния огромных лесных массивов. На долю Дальневосточного региона приходится 38,7% площади всех лесов нашей страны и 27,4% объёма всей Российской древесины. Поэтому сохранение лесов - это одна из главнейших задач, стоящих перед обществом. В связи с этим очень важно в школьном возрасте уделять внимание вопросам экологического краеведения и ответственности за сохранение природы своей малой Родины.
Экологического праздник «День леса» способствует формированию у школьников экологического мышления, осознанного отношения к уникальности своего края, ответственного отношения к природе, к окружающей среде в целом и своим поступкам в общении с ней.
Цель: способствовать формированию экологической культуры учащихся, осознанных представлений о деятельности по улучшению и сохранению лесных богатств родного края.
Задачи:
- расширять представления учащихся о значении леса и проблемах лесного фонда родного края;
- разъяснять необходимость деятельности по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
- воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение ко всему живому, чувства ответственности за будущее своей малой Родины.
Целевая группа: школьники в возрасте 10 -12 лет.
Время проведения праздника: 1час 30 минут.
Условия для проведения: актовый зал.
Оборудование:
- наглядные средства для оформления зала:
1. Экологический плакат «Международный день леса».
2. Красочно оформленные газеты с высказываниями:
«Берегите природу! Природа – это земля, вода, почва, растения, животные, человек. Все люди тесно связаны с окружающей средой. Все её богатства мы должны беречь и охранять»;
«Берегите зелёную растительность – не ломайте деревья, не рвите цветов, обходите газоны и клумбы, напоминайте об этом маленьким и взрослым»;
«Правила поведения в лесу – умейте вести себя в лесу или на прогулке за городом: не кричите, не сорите, не жгите костров. Не ловите ради забавы жуков и бабочек. Не разоряйте муравейников – они санитары леса. Уезжая из леса, оставьте за собой чистую поляну. Особенно убирайте за собой стеклянную и пластиковую посуду».
3. Выставка детских рисунков «Мы рисуем лес».
4. Выставка поделок из природного материала «Лесные скульптуры».
5. Стенды «Лес – наше богатство», «Дары леса», «Пришельцы из леса».
- технические средства:
1. Ноутбук + мультимедийный проектор + экран.
2. Презентация «Лес и его значение», музыкальные заставки.
Программа праздника.
Организационный момент:
Осмотр выставки.
Открытие праздника.
Этапы мероприятия:
1. Встреча с «учёными: ботаником, экологом», журналистом.
2. Литературный монтаж: стихотворение Н. Никитина «Лес».
«Берегите лес от пожаров» - выступление агитбригады.
Конкурсно-игровая программа «Знай свой лес».
Подведение итогов. Награждение победителей конкурсов.
Ожидаемые результаты.
По окончании мероприятия дети закрепили знания: о значении леса в жизни нашей планеты, об уникальности лесных экосистем Дальнего Востока, о негативном влиянии последствий пожаров на природу и человека и правилах пожарной безопасности в лесу; умеют соблюдать простые и несложные правила пожарной безопасности в период нахождения или отдыха в лесных массивах, очистить за собой место отдыха, бережно относиться к лесным богатствам.
Ход праздника.
В красочно оформленном зале тихо звучит музыка П.И Чайковского «Времена года».
Педагог. Здравствуйте ребята! Сегодня на календаре 21 марта день весеннего равноденствия. Каждый год в этот день во всём мире отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов. Впервые предложение отмечать Международный день леса прозвучало на 23-й Генеральной Ассамблее Европейской конфедерации сельского хозяйства в 1971 году. Эта идея была поддержана Всемирной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией при ООН (ФАО). С тех пор ежегодно по инициативе ООН 20 или 21 марта, как повод проинформировать общество о важности сохранения лесов, отмечается Международный день леса [12], [15].
Наш праздник мы посвящаем этой дате.
На сцену выходят ведущие и под фонограмму лесных звуков начинают свой рассказ.
Ведущий 1. Нет на Земле человека, который бы не встречался с лесом. Куда бы мы ни отправлялись путешествовать, по каким бы земным дорогам и тропинкам не пошли, мы непременно встретим лес – непроходимую тайгу, или дремучий сосновый бор, липовую рощу или дубраву.
Наша страна очень богата лесом, и где бы человек ни жил на Дальнем Востоке или на берегу Северного Ледовитого океана – на его долю приходится участок леса длиной в триста и шириной в сто метров. Мы встречаемся с лесом на каждом шагу, но не всегда об этом догадываемся. Больному вводят очень важное лекарство – глюкозу. Её подарил нам лес. Праздничный торт и печенье не сделать без добавки запахов леса – специальных ароматических веществ. Целлофан можно сделать из целлюлозы. А целлюлозу выпаривают из древесины. Невозможно перечислить всё то, что пришло к человеку из леса. Незримо, ненавязчиво лес окружает человека всю его жизнь [4].
Ведущий 2. И даже тот человек, который ни разу не видел его за свою жизнь, понемногу по капельке всё равно израсходует на свои нужды не меньше четырёхсот деревьев. Уже, заодно это, лес достоин любви и уважения. Хотя бы даже того, чтобы люди не заламывали зелёные деревца, не бросали спичек в лесу. Но ведь мы ещё и дышим кислородом, который вырабатывают для нас деревья! Если бы не леса людям пришлось бы плохо. Чтобы восстановить выдыхаемый нами воздух, на каждого из нас работают два дерева. Невозможно создать пока такую установку, которая бы чистила воздух лучше наших зелёных друзей.
А теперь давайте послушаем наших учёных.
Учёный-эколог. О значении леса в жизни нашей планеты много говорить не приходиться. Одно то, что леса занимают около трети всей поверхности суши, указывает на их важнейшую средообразующую роль на планете. Усиливающее влияние человека на природу (антропогенное воздействие) губительно для природы. Нет сомненья, что в связи с ограниченностью природных ресурсов значение леса, как источника древесины, сырья и пищевых продуктов, будет непрерывно возрастать. Но лес является и уникальной частью биосферы, способствующей составлению её важнейших составляющих – воды, воздуха, почвы. Экологическая роль леса, как стабилизирующего фактора биосферы, предотвращающего отрицательные последствия хозяйственной деятельности человека, не имеет аналогов. Лес влияет на химический и бактериологический состав стоков воды, тепловой режим рек, газовый состав атмосферы, улавливает пыль, очищает воздух от микробов. Лес является открытой экосистемой. Вторжение в неё человека изменило структуру и состав насаждений, почву и виды животных, пищевые (трофические связи) [4].
Уникальна роль леса в потреблении углекислого газа и выделении кислорода, сохранении связей животного и растительного мира, охране водных ресурсов, поддержании плодородия почв и защите сельскохозяйственных угодий. Поэтому необходимо всесторонне сохранять леса и изучать их.
Ведущий 1. А что скажет нам многоуважаемый ботаник.
Рассказ ботаника сопровождается мультимедиа презентацией «Лесные экосистемы».
Учёный-ботаник. Наш край богат лесами. По берегам рек растут пойменные леса, на равнинах - лиственные, соседствующие с лугами и болотами.
Склоны невысоких сопок заняты дубняками. Предгорья и нижняя часть гор покрыты так называемыми «дальневосточными джунглями» - кедрово-широколиственными лесами. Севернее простираются таёжные пихтово-еловые и лиственничные леса – это тайга. Какие же породы деревьев характерны для наших лесов?
Пойменные леса состоят из осины, тополя, ив. Эти породы неприхотливы к почве, так как берут растворённые питательные вещества из воды [3].
Дубовые леса среди лесных экосистем Дальнего Востока занимают значительное место. Дуб монгольский отличается от европейских собратьев своей низкорослостью и небольшой толщиной ствола, однако в составе кедрово-широколиственных лесов он достигает и крупных размеров. Мелколиственные леса представлены березняками и осинниками. Берёза плосколистная может расти на любых почвах. Осина более требовательна к почве. Лучшими для неё являются суглинистые почвы, богатые свежим перегноем [3].
Главное дерево дальневосточных лесов – кедр корейский. Величественное, красивое, мощное дерево до 30-40 метров высотой и до метра в диаметре. Средний возраст кедров 200-300 лет. Главная его ценность – орехи, на втором месте древесина, которая весьма ценится.
Кедрово-широколиственные леса богаты лекарственными растениями. Особенно ценные из них – женьшень, аралия маньчжурская, элеутерококк колючий, лимонник китайский, шиповник [3].
На экране идёт показ слайдов.
И, наконец, хвойные леса простираются на тысячи километров севернее в горах. Здесь господствует ель аянская и корейская, пихта белокорая, да лиственница, которая как бы создана природой для севера. Она способна расти в зоне многолетней мерзлоты [3].
В зале появляется журналист.
Журналист. Значение леса трудно переоценить. Помните, что лес никому не вредит, он всем друг. Для зверей и птиц он дом и кормилец, для поля защитник от ветра. Лес друг реки и её обитателей: рыб, раков, лягушек. Если гибнет лес, гибнет и река. Лес – друг воздуха. Растения очищают воздух от пыли и копоти. А для человека лес – самый большой друг. Он даёт брёвна для постройки домов, доски для стола, дрова для печки, бумагу, целлюлозу, спички, скипидар, пищевые и кормовые продукты, лекарственные препараты. Всё, что даёт лес не перечесть.
А боровики, маслята, сыроежки и подберёзовики? А земляника и орехи? Человек говорит спасибо лесу за плодородные поля, за голубую реку, за чистый воздух.
Ещё лес дарит людям свою красоту. Приходи, любуйся!
На сцену выходят участники литературного монтажа и читают
стихотворение Н. Никитина «Лес» [7].
1 чтец: Шуми, шуми зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
2 чтец: Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык
Как что - то близкое, родное
3 чтец: Как я люблю всегда порой,
Красу угрюмую природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды
Когда больших твоих дубов
Вершины тёмные качались
И сотни разных голосов
В твоей душе перекликались
4 чтец: Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобой
Пять разноцветных облаков
Тянулись пёстрою грядой.
Ведущий 2. Богат и прекрасен лес. Каждое деревце, каждый куст надо беречь. К сожалению не все и не всегда об этом помнят. Встречаются ещё люди, которым ничего не стоит вырвать с корнем молодое деревце, поранить старое, нарвать целую охапку цветов, а ещё страшнее развести огонь! Разве не преступление калечить и губить их? Тихим шелестом листьев встречают деревья врагов, но человек не должен молчать!
На сцене выступление агитбригады «Берегите лес от пожаров…!»
1 ученик. Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой!
Проворный, весёлый и страстный,
И, конечно, опасный….
2 ученик. Лесные пожары – одна из наболевших проблем современного мира и особенно Дальнего Востока.
3 ученик. Пожары в лесах на протяжении многих лет несут большие экономические и экологические потери, т.е. нарушается баланс, установившийся в природе.
4 ученик. Пожары негативно воздействуют на биоразнообразие экосистем. Ежегодно они превращают в малоценные и фаутные насаждения до 10% хвойных древостоев и столько же переводят в пустыри.
5 ученик. В результате леса на значительных площадях теряют водорегулирующие свойства.
6 ученик. Губительны пожары и для животного мира. Ежегодно гибнет 10-20% млекопитающих, огромное количество птиц, гнездящихся на земле, включая краснокнижных животных.
7 ученик. Негативно влияют последствия пожаров и на здоровье сотен тысяч людей, которые вдыхают продукты горения.
8 ученик. С одного гектара горящего леса, даже по самым общим подсчётам, в атмосферу выбрасываются от 80 до 100 тонн дымовых частиц и 10-20 тонн смеси таких газов, как оксид углерода, окислы серы и азота.
9 ученик. По-прежнему, в большинстве случаев возгорания лесов виноват ЧЕЛОВЕК.
10 ученик. Опасность неосторожного обращения с огнём в лесах и вблизи них состоит в том, что огонь может распространиться на большой территории особенно в тёплую погоду при отсутствии осадков.
Появляются туристы под песню на мотив «Милая моя», разжигают костёр (начинается танец: сначала костёр горит свободно, легко, потом становится всё ярче и ярче).
Всем развлеченья и праздники очень нужны,
Здесь разведём мы костёр из янтарной сосны.
Пусть побыстрей разгораются угли костра,
И веселиться мы будем, друзья до утра.
Веток наберём или поломаем
И большой костёр дружно разжигаем.
Пусть горит всю ночь, искры рвутся в небо,
А опасности - это просто небыль.
Люди пытаются затушить разгоревшийся и перекидывающийся на деревья огонь (деревья изображают участники), он переходит с одного
места в другое.
Спустя 2-3 минуты после начала предыдущего действия небольшая группа исполняет песню на мотив из кинофильма «31 июня».
Порой беспечны, быть могут люди
Они же родную природу губят.
И почему в груди спокойно сердце стучит.
Скажи, такое в них зло откуда,
Зачем люди сеют его повсюду
И почему в них совесть молчит?
1 ученик. Хотелось бы напомнить, что если соблюдать простые и несложные правила пожарной безопасности в период нахождения или отдыха в лесных массивах, то можно предостеречь пожар, тем самым уберечь природу от возможной экологической катастрофы.
2 ученик. Показывает плакат «Будьте бдительны в лесу» и рассказывает о правилах пожарной безопасности:
Не разводите большой костёр. Хорошо уложенные угли, или костёр обложенный камнями, дадут достаточно жара.
По возможности используйте уже существующие места для разведения костров.
Разводите костёр в местах, удалённых от нависающих ветвей деревьев, крутых склонов, гнилых пней, брёвен, сухой травы и листвы. Убирайте легко воспламеняющиеся материалы с места разведения костра.
Не оставляйте огонь без присмотра.
Не разводите огонь в ветреную погоду.
Не используйте для разведения костра горючие смеси.
Укладывайте топливо для костра следующим образом:
- для начала сверните бумагу и положите её в центр кострища;
- поставьте над ней маленькие веточки в форме «вигвама», чтобы кислород мог проходить через них;
- подожгите бумагу, от которой загорятся маленькие веточки;
- начинайте разведение костра с прутьев и небольших веток;
- добавляйте ветки большого размера, когда костёр разгорелся.
На привале желательно иметь ведро с водой и лопату.
Покидая костёр, затушите его водой или засыпьте землёй.
Удостоверьтесь, что все угли и брёвна мокрые и нигде не тлеет пламя.
Звучит заключительная песня на мотив песни «Надежда», участники агитбригады изображают действия спасательного отряда МЧС.
Мы по тревоге мчимся в никуда,
В дыму пожара видно только пламя.
И мечется в сознании – беда! –
И чёрный, едкий дым перед глазами.
Мы чем-то «скорой помощи» сродни,
И, как в бою, нас не разделить водою.
Бывает, не уйти из западни,
Расставленной огнём для нас с тобою.
А в пекле, словно в тропиках, жара,
И пламя рвёт одежду острым жалом.
За нами вслед идут диспетчера
Опасными маршрутами пожаров
Стена огня и мы с тобой – стеной,
Стеной за тех, кто где-то рядом с нами,
Чтоб никогда не властвовал,
Чтобы нигде не бушевало пламя.
Пусть ласточки над городом летят.
Родятся дети, корабли рождаются.
И пусть они всегда спокойно спят
И видят сны, которые сбываются.
Ведущий 1. Следующая страничка нашего праздника конкурсно-игровая программа «Знай свой лес». Мы приглашаем всех участников, показать свои знания о лесе, на станциях «Лесная флора» [9] , «Кладовая леса» [6], «Зелёная аптека» [9], «Лесная фауна» [7], «Лесная поляна».
Объясняет условия проведения игры: участники праздника делятся на четыре команды. Каждая команда выбирает своё название и капитана, получает маршрутный лист, где указаны названия станций и последовательность их прохождения. На каждой станции команду встречает лесовичок, он объясняет задание, устанавливает правильность ответов, выставляет баллы в маршрутных листах.
I станция «Лесная флора»
Команде выдаётся карточка с заданием: ответить на вопросы.
За каждый правильный ответ команда получает один балл. Максимальное количество баллов - 10.
Вопрос Ответ
Какие реликтовые виды растений встречаются в лесах нашего края? Женьшень, тис остроконечный, аралия маньчжурская.
Как определить возраст дерева?
По годичным кольцам на срезе дерева.
Назовите основной отличительный признак кедра корейского от сосны обыкновенной? По количеству хвоинок в мутовке. У кедра – 5; у сосны – 2.
Какое дерево называют пробковым? Бархат амурский.
Когда и почему плачет берёза? Берёза плачет во время сокодвижения – весной. Много сока у берёзы выпускать нельзя, она засохнет.
В каком лесу темнее: еловом, сосновом, смешанном? Еловом. Кроны елей смыкаются, образуя непроходимую чащу.
Какое лиственное дерево остаётся на зиму с сухими листьями? Дуб монгольский.
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье; второе – людям колодец; третье – от тьмы свет, а четвёртое – дряхлым пеленанье? Берёза. 1 – париться в бане берёзовым веником, готовить лекарство из почек и листьев; 2 – утолять жажду берёзовым соком; 3 – освещать жильё лучиной, печь топить; 4 – связывать берестой разбитые горшки, ремонтировать лукошки, корзинки.
Назовите знаменитые лианы лесов Дальнего Востока? Виноград амурский, лимонник китайский, актинидия коломикта.
Какое дерево способно расти в зоне вечной мерзлоты? Лиственница.
II станция «Кладовая леса»
Команда выполняет два задания:
Задание 1. Каким деревьям и кустарникам принадлежат эти плоды?
На столе в тарелочках разложены плоды шиповника, калины, рябины, боярышника, ореха маньчжурского, лещины маньчжурской, шишки кедра корейского и сосны.
Правильно выполненное задание оценивается в 8 баллов.
Задание 2. Ответить на вопросы.
За каждый правильный ответ команда получает один балл. Максимальное количество баллов – 8.
Вопрос Ответ
Какие ягодные кустарники растут в лесах нашего края? Калина, смородина, барбарис, шиповник; полукустарники: брусника, малина.
Какие растения Дальнего Востока дают орехи? Кедр корейский, орех маньчжурский, лещина маньчжурская.
Какую роль играют грибы в жизни леса? Грибы редуценты. Они участвуют в почвообразовательном процессе. Деревья хорошо растут, когда на их корнях поселяются определённого вида грибы, микориза которых увеличивает всасывающую поверхность корней дерева.
Какое растение Дальнего Востока называют «таёжным ананасом», «изюмом» или «кишмишом»? Актинидия коломикта.
Что за ягода в сенокос – горька, а в мороз сладка? Рябина.
Сидит на палочке в красной рубашке, брюшко сыто, камешками набито? Плод шиповника
Назовите медоносные деревья, кустарники леса? Липа амурская, бархат, барбарис, жимолость, леспедеца, элеутерококк, орех маньчжурский, лещина, калина.
Какие «таёжные овощи», собирают весной? Черемша, папоротник-орляк.
III станция «Зелёная аптека»
Задание: « Блиц-турнир» (вопрос-ответ): не обдумывая, команда отвечает на вопросы (время конкурса 2 мин).
Максимальное количество баллов – 8.
Вопрос Ответ
Почему лес называют зелёной аптекой? В лесу растёт много лекарственных трав, кустарников и деревьев. Можно найти лекарство от любой болезни.
Назовите самые знаменитые лекарственные растения Дальнего Востока. Элеутерококк, женьшень, аралия маньчжурская.
Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? Листья подорожника.
Какие болезни лечит красавица берёзка? Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное, желчегонное средство.
Какую траву любят кошки. Какие болезни лечат этой травой? Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных болезнях и бессоннице.
Какие ягоды богаты витамином С? Клюква, черная смородины, шиповник.
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? Отвар из сухих цветов и листьев – хорошее средство от кашля.
Назовите ядовитые растения леса, которые могут использоваться в медицине. Чистотел, ландыш, аконит, чемерица, вороний глаз.
IV станция «Лесная фауна».
Команда выполняет два задания:
Задание 1. Из имеющихся изображений животных, выбрать тех, которые обитают на Дальнем Востоке: тушканчик, фламинго, леопард, заяц маньчжурский, медведь гималайский, жираф, бизон, белый медведь, страус, барсук, лиса, ёж, дрофа, песец, ласка, рысь.
Правильно выполненное задание оценивается в 6 баллов.
Задание 2. За одну минуту назвать не менее 10 животных, занесённых в красную Книгу Хабаровского края (ответ: амурский тигр, горал, амурский лесной кот, пятнистый олень, красный волк, солонгой, чешуйчатый крохаль, черный журавль, рыбный филин, райская мухоловка).
Правильно выполненное задание оценивается в 10 баллов.
V станция «Лесная полянка».
Конечная станция, на которой собираются все команды. Здесь проводится письменный тур викторины «Правила поведения в лесу». Максимальное количество баллов – 10.
На каждый предложенный вопрос необходимо выбрать один правильный ответ и обвести его кружком.
В лес с собой необходимо брать
а) компас
б) глобус
2. Костёр надо разводить
а) на поляне
б) под деревом
3. Ветки для костра надо
а) ломать с живых деревьев
б) подбирать с земли
4. Прежде чем уйти, костёр надо
а) залить водой
б) засыпать торфом
5. Мусор надо
а) закопать
б) взять с собой
в) оставить в лесу
6. Что не разлагается в почве
а) полиэтилен
б) бумага
в) угли
7. Грибы надо собирать
а) с помощью ножа
б) срывать руками
8. Грибы употребляют в пищу
а) сырыми
б) жареными
в) прошедшими термическую обработку
9. Увидев ежа, надо
а) взять его домой
б) пройти мимо
10. В лесу надо
а) слушать громкую музыку
б) вести себя тихо и сдержанно
Каждая команда выполняет последнее задание и вместе с маршрутными листами передаёт жюри, которое подводит итоги игры и определяет победителей.
Подведение итогов праздника.
Педагог: Наш праздник подходит к концу, пусть он открыл для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба с окружающей нас природой.
На сцену приглашается жюри, оглашаются результаты конкурсных испытаний, идёт награждение:
Команде, занявшей I место, присваивается звание «Эрудиты», занявшей II место – «Умники», всем участникам вручаются медали «Знатоки леса» и призы.
Праздник заканчивает выступление агитбригады с призывами
(собственного сочинения) беречь и сохранять лес.
Внимание, внимание!
Всем кто ходит в лес
И проявляет интерес
К любому дереву, листику,
К любой лесной зверушке…
Будь осторожен ты с огнём!
Не разводи зазря костров!
Не засоряй природу.
Пей ключевую воду,
Лечись лесными травами.
Входи в лесок там рай земной
Открыт для нас со всей душой.
*****
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
*****
Нор звериных, птичьи гнёзда,Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся снами рядом!
*****
Пускай растёт зелёный терем.
Просторный мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!
*****
Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство страны.
Литература
Бобров Р.В. Экзамен на лесничего, М., 1990
Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты, 1998
Гынинова А.Б. Азбука природы Приамурья, Хабаровск,1994
Граубин Г. Страна моя – Сибирь, М., 1988
Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санкт- Петербург, 1998
Измоденов А.П. Лесная самобранка. Хабаровск, 1989
Опыт экологической работы со школьниками. Занятия, экологические игры, викторины, экскурсии/авт. сост. В.М. Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009
Учим любить родную природу. Сборник метод. материалов, Хабаровск, 2005
Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока, Хабаровск: Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2009
Усенко Н.В. Дары уссурийской тайги. Хаб. кн. изд., 1969
Шлотгауэр С.Д. Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы, Хабаровск: Изд. Дом «Приамурские ведомости», 2002
Интернет ресурсы:
ekosha.gvarono.ru/news/2013/03/29mar/o6.pdf‎
kenozero.ru/.../stsenarii-ekologicheskogo-prazdnika-beregite-nashu-zeml...‎
www.calend.ru/holidays/0/0/3056/‎
www.un.org/ru/events/forestsday/‎
wildlife.by›node/22636Приложение 1
Маршрутный лист
к конкусрно-игровой программе «Знай свой лес»
Название команды__________________________________________

Станция «Лесная флора»
Задание 1.
баллов:
Станция «Кладовая леса»
Задание 1.
Задание 2 баллов:
баллов:
Станция «Зелёная аптека»

Здание 1. «Блиц - турнир»
баллов:
Станция «Лесная фауна»
Задание 1.
Задание 2.
баллов:
баллов:
Станция «Лесная поляна»
Задание 1. баллов:
Общее количество баллов:
Приложение 2
Медали для награждения
359473547434529908555054517754603569970