Обобщение опыта работы учителя армянского языка СОШ №1 Вартеванян Р. А.

Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение
Чалтырская средняя общеобразовательная школа № 1









« Обобщение опыта педагогической деятельности»















2015



Иногда я размышляю о жизни, о выбранной мною профессии и уверена в том, что если бы я начала все заново, то выбрала бы все равно профессию учителя. Очень люблю свою работу, и любовь к ней возрастает с каждым днем. Я вижу плоды своего труда, горжусь ими и хочу поделиться с вами моими наработками.
Необходимость введения родного языка на территориях отдаленных от исторической Родины очень актуальна на сегодняшний день.
Очень сложная задача стоит перед учителем армянского языка и литературы за пределами исторической родины. Надо суметь научить детей любить свой родной язык. Большие усилия надо приложить к тому, чтобы дети научились не только грамотно писать и говорить, но и приобщить их к богатству родного языка, культуры и истории своего народа.
Девизом своей работы считаю выражение: «я изучаю, мне интересно, я ищу, помню, сохраняю и преумножаю, чтобы передать»
Свою педагогическую философию представляю детям очень просто – в виде Дома . Дом, сооруженный руками хозяина или его родителей, воплощает идею семьи и рода, связи предков и потомков.
Вот так же и я, основной из своих задач вижу строительство в душе у ребят, посредством своего предмета, такого Дома, такого фундамента, который, как говорит Современный философ Ф. А. Абрамов: «Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Крепче всех кирпичей и алмазов». Велика и ответственна роль учителя армянского языка и литературы в школе. Он не только учит детей своему предмету, но и решает средствами родного языка важные воспитательные задачи:
воспитать чувство уважения к человеку;
воспитать чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа.
С родным языком дети большей частью начинают знакомиться только в школе. Русский и армянский языки относятся к разным языковым группам. Успех работы учителя армянского языка в поликультурной среде во многом зависит от того, в какой степени он сумеет учесть особенности родного языка учащихся.
Фундаментом нашего Дома считаю изучение армянского алфавита, обучение ребят письму и грамоте.
У каждого учителя есть свои секреты мастерства, свои секреты обучения.
Поэтому в своей работе я использую различные приемы и методы:
приемы, помогающие запомнить буквы при обучении грамоте:
изготовление макетов букв из бумаги и других материалов),
при помощи нитей разного цвета (красных – гласные, синих -согласные) ребенок, повторяя контуры букв, делает аппликацию, позволяющую быстрее запомнить написание букв;
применяется метод «диалога культур» - изучение родного языка на лучших образцах художественных произведений; во время театральных постановок (на армянском языке ставятся русские народные сказки «Репка», «Колобок» и др.;
просмотр художественных, документальных и мультипликационных фильмов с одновременным или последующим переводом;
проведение интегрированных уроков (литература + армянский язык, технология + армянский язык);
После прочного закрепления фундамента начинаю возведение этажей – приобщение ребят к традициям, историческим обрядам армянского народа.
Раннему приобщению детей к национальной культуре способствуют армянские песни. Начиная с третьего класса, обучающиеся на уроках родного языка разучивают армянские народные песни, где высвечивается образ жизни, душа армянского народа. Чтобы детям было легче усвоить материал, мною организуются экскурсии в Историко-этнографический музей. Музей оказывает неоценимую помощь в работе педагога, как при изучении языка, так и в приобщении детей к национальной культуре. Под звуки армянской мелодии дети рассматривают старинную одежду, украшения, полотенца, шторы, называют предметы быта на армянском языке, составляют предложения и мини рассказы. Для этого использую такие приемы как:
уроки по развитию речи (написание сочинений и стихотворений);
музыкальные физкультминутки (пение песен, чтение стихотворений и молитв на родном языке);
проведение недели армянского языка и литературы, выставки рисунков, посвященные родному краю;
традиционными, начиная с 2011 года, стали областные олимпиады, под руководством руководителя диаспоры «Апага» - Карине Даниелян, проведение которых организуется на базе нашей школы. На данном мероприятии ребята не только демонстрируют свои языковые знания, но и участвуют в организации театрализованной части этого мероприятия: показ сценки, старинных обрядов, демонстрация национальных блюд.
Таким образом, обучая детей родному языку и литературе, приобщая их к вековым национальным армянским традициям и обычаям, воспитывая в лоне родной культуры, учитель воспитывает духовно развитую, гармоничную личность. Эта личность является той прочной крышей, которая защитит душу ребенка от просачивания в его Дом различных националистических и других агрессивных идей, которые мощным вихрем ворвались в современную действительность. Ведь только народ, который знает и ценит и хранит сою самобытность, может уважать и принимать взгляды, убеждения, традиции других людей. Учит быть толерантными и уважительно относиться к чужой культуре.
Пытаюсь научить детей видеть настоящие ценности жизни. Начну с того, что мои ученики научились произносить молитву на армянском языке, а это очень важно для духовного и нравственного развития личности ребенка. В этом году исполнилось сто лет Геноциду армян. Мои дети поняли весь глубокий и страшный смысл слова «Геноцид». Было проведено 15 мероприятий, посвященных этой скорбной дате. Дети узнали весь ужас этих дней: массовое уничтожение и департация самая трагическая страница истории армянского народа.
За время моей недолгой педагогической деятельности были решены многие задачи, поставленные передо мной. Я вижу прогресс: ученики не только осознают значимость изучения армянской культуры, но и проявляют неподдельный интерес при ее изучении.
С гордостью хочу сказать, что по итогам представления работы школы в данном направлении в г. Ереване, в 2015г школа №1 заняла I место среди школ с изучением армянского языка в конкурсе среди общеобразовательных школ «Лучшая ежедневная школа с изучением родного языка».
Также я удостоилась чести посетить город Ереван в числе приглашенных учителей армянского языка из 20-ти стран мира. Было очень интересно и познавательно. Все, чему я научилась, я передаю моим ученикам. Они принимают это с большой любовью и благодарностью.
Таким образом, каждый человек должен знать, откуда его корни, понимать, на каком языке говорит его народ, о чем и о ком его песни, сказки, древние легенды, кто его герои. Именно на это и ориентированы уроки армянского языка и литературы. Пока у нас в селе не погас прекрасный очаг любви к армянскому языку, истории и культуре, наш народ сумеет сохранить свою идентичность, самобытность, свой национальный облик вдали от родины.
Я горжусь тем, что вношу в это великое дело свою скромную лепту!

Спасибо за внимание!





Заголовок 115