Урок армянского языкаАрмянские литературные сказки


Урок армянского языка
Тема урока: «Армянские литературные сказки» в 5 классе
Цели урока:
1. ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Атабека Хнкояна;
2.прививать любовь к армянским народным сказкам и сказкам армянских писателей;
3. выделять главную мысль, давать характеристику героям произведения;
6.обогащать словарный запас;
7. воспитывать доброту, милосердие, любовь к устному народному творчеству;
8. обогащать знания учащихся по разделу « Армянские литературные сказки»;
Личностные результаты:
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание читать литературные сказки Атабека Хнкояна,  
 - проявлять творческое отношение к прочитанной сказке;
 - проявлять понимание успешности при изучении темы;
Метапредметные результаты:
Познавательные умения :- определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
- определять образ героя сказки по его поступкам;
-  определять черты характера героев сказки;
- использовать приобретённые знания для ответов о прочитанной сказке;
Регулятивные умения:
обеспечивают организацию учебной деятельности:
- ставить цель для принятия учебной задачи на основании того, что уже известно, и того, что ещё не известно;
- самостоятельно планировать и определять последовательность действий;
-самостоятельно регулировать начало и окончание действия;
-давать самооценку тому, что уже усвоено, что ещё необходимо усвоить.
Коммуникативные умения :
-сотрудничество с учителем и со сверстниками;
- достаточно точно выражать свои мысли;
-  использовать речевые средства для представления результата деятельности;
Предметные результаты:
- работать с текстом сказки:
  -  проводить исследование текста сказки;
   - составлять описание литературного героя.
  -  оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Оборудование: портрет армянского писателя А. Хнкояна, книги писателя, карточки («мнемотаблицы» к сказке, задания).
Ход урока
I.Организационный момент
II.Речевая разминка
1. Отгадайте, о ком или о чём идет речь
Ես մի անզեն կենդանի,
Ունեմ անթիվ թշնամի,
Շատ վախլուկ եմ ու պոչատ,
Կրծողներին հարազատ:
/նապաստակ/
- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем скороговорку, вставив нужное слово.
Գետը ……… մասին գիտի,Այնքան՝ ինչքան գորտը՝ գետի:Գետի գորտն ու ……. գետըԳետագետ ու գորտագետ են: (գորտի)
Слово учителя.
Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с армянскими народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Нет такого человека, который не знал бы и не любил их. Они сопровождают нас всю жизнь. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
2. Актуализация знаний.
Итак, ребята, вспомним, что такое сказка?
Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)
-Какие сказки вам нравятся больше всего?
-Какие армянские сказки вы знаете?
-Какие сказки армянских писателей вы читали?
-Назовите ваши любимые сказки?
- Что, по-вашему. Отличает сказку от других произведений устного народного творчества.
- Каких сказочных героев вы особенно любите? Почему они вам нравятся?
3. Работа с репродукциями картин
-Рассмотрите мнемотаблицы к сказке Х.Апера.
- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать. (Из названия ясно, что главные герои данной сказки зайцы).
III. 4. Обсуждение статьи «Армянские литературные сказки»
Учащиеся записывают в тетради определение жанра сказки, виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных), письменно объясняют литературоведческие термины ( завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Сказка- это занимательная история о необыкновенных событиях и приключениях. В отличие от других, сказка всегда имеет установку на вымысел. Это значит, что того, о чём рассказывается в сказке, не было на самом деле.
Главное в сказке - занимательность, игра воображения. Но за вымыслом всегда скрывается глубокий смысл, в сказках отражается добро и зло. Сказочные персонажи бывают положительные и отрицательные. Добро, справедливость, дружба и любовь всегда побеждают, а зло, несправедливость остаются в проигрыше.
В волшебных сказках действуют фантастические герои: говорящие животные, предметы - помощники, волшебное зеркальце, волшебный колодец и т. д. В волшебных сказках происходят различные приключения героев, чудесные превращения.
В бытовых сказках герои проявляют необычайные личные качества: ум, ловкость, чувство юмора. Часто в бытовых сказках главным героем становится хитрец, ловко находящий выход из трудных жизненных ситуаций, а иногда – простак - проявляющий глупость, вызывающую смех слушателей.
В сказках о животных обычно человек не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, обладающие человеческой речью и качествами, а так же решающие человеческие проблемы. В этом сказки о животных сходны с литературным жанром басни. И в сказках, и в баснях, животные обычно наделены определенным качеством. Лиса наделена хитростью, волк - жадностью, заяц - трусостью, баран - глупостью.
IV. Чтение сказки «Зайцы»
(Учитель читает сказку. И чтобы сказка заинтересовала учащихся, учитель читает её по составленной мнемотаблице «модели»). 5. Работа после чтения.
- Понравилась ли вам сказка? (Она интересная и веселая. В ней много смешных моментов.)
- Какими изображены зайцы в начале сказки? (Зайцы в растерянности проводят собрание, на котором обсуждают свою слабость. Говорят о трусости и страхе, которые вечно преследуют их повсюду.) 6. Обобщение темы.
- Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше.
- Посмотрите на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какую из них можно отнести к нашей сказке.
-Язык болтает, а голова отвечает.
-Побегает, поймает добычу - будет сыт.
-Заяц от листа, а лягушка от зайца «бежит».
(Это означает, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.)
- К кому из героев произведения можно отнести поговорку « У страха глаза велики».
Поговорку можно отнести и к зайцам, и к лягушкам. Зайцам казалось, что и ветер, и гром, и мышь, и собака гонятся за ними по пятам и вот-вот схватят их. Но, увидев страх лягушек, они поняли, что, есть существа слабее их.
-Перескажите сказку по иллюстрации (мнемотаблице). Почему сначала зайцы были трусливыми, несчастными и, а в конце бесстрашными и храбрыми?
VI. Рефлексия
VII. Подведение итога урока
-Итак, ребята, вспомним, что такое сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных часто фантастических событиях и приключениях).
-Какие сказки мы с вами уже прочитали? (Народные и литературные).
-Чем отличаются эти сказки? (У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).
-Правильно. Это первое отличие народных и литературных сказок.
-В какой форме существовала сказка народная? Почему?
(Сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме, а литературная сказка же существует в письменной форме).
-Правильно. Это второе отличие.
-Литературные сказки имели возможность напечататься и стать неизменяемыми. А каков был в этом плане текст народной сказки?
(Народная сказка передавалась из уст в уста и не записывалась, поэтому текст ее постоянно изменялся). Это третье отличие.
-Можно ли определить дату создания народной сказки, когда она появилась? А литературной? (Народную сказку нет, а литературную можно, т.к. автор всегда датирует свое произведение).
-Хорошо. Это ещё четвертое отличие.
-Вспомните, как начинаются народные сказки? Можем ли мы точно определить место и время действия?
(Точное место и время определить невозможно, так как большинство народных сказок начинаются со следующих слов: « В некотором царстве, в некотором государстве…»).-А в литературной сказке? (например в сказке О. Туманяна «Капля мёда» точно указано и время, и место событий).- Правильно. Это пятое отличие.
-Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?
(Народные сказки будто бы нереальные и события кажутся волшебными, а события литературных сказок привязаны к действительности).
-Это шестое отличие.
Таким образом, мы выявили следующие отличия:
Народная сказка Литературная сказка
Нет автора. Автор-народ Есть автор
Устная форма
Письменная форма
Изменяемый текст
Неизменяемый текст
Нет даты
Есть дата
Неопределенное пространство и время Пространство и время определено
События более волшебные
События приближены к реальности

Домашнее задание
1.Учебник: ответить на вопросы и выполнить задание № 2; прочитать сказку А. Хнкояна «Ворона и сыр».
2. Написать небольшое сочинение о любимом сказочном герое.

Сказка А.Хнкояна «Зайцы»