Метод моделирования как средство стимулирования и мотивации учебной деятельности при изучении армянского языка


Тема опыта:
Метод моделирования как средство стимулирования и мотивации учебной деятельности при изучении армянского языка
Основная цель начального обучения армянскому языку - умения осуществлять все виды речевой деятельности, формирование коммуникативной компетентности учащиеся, развитие способности применять родной язык как средство приобщения к армянской культуре, традициям и обычаям своего народа.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции реализуется при изучении родного языка в единстве с армянской культурой и армянской литературой, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для возраста сферах и ситуациях общения. Обучение армянскому языку осуществляется в соответствии с тремя линиями содержания: речевой, языковой, социокультурной.
Речевая линия содержания является основной. Учитывая иноязычную среду общения, а также особенности армянского языка и наличие диалектов, обучение проводится с помощью создания языковых ситуаций по заданным темам с использованием соответствующих языковых клише, устойчивых фраз и словосочетаний.
Предполагается использовать язык как средство общения, познания, развития и совершенствования всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание-понимание), говорение (диалог и монолог), чтение, письмо. Особое внимание уделяется развитию устной речи в процессе целенаправленного обучения. При планировании занятий учитывается не только знание языка, приобретенные умения, но и уровень развития познавательных процессов ребенка на данном этапе обучения. Акцент делается на уровень восприятия, внимания, памяти, мышления детей, входящих в состав группы.
В учебном процессе создаются условия для саморазвития ребенка, что способствует повышению процента результативности обучения каждого.
В процессе обучения армянскому языку учащиеся получают возможность знакомиться с историей, географией, культурным наследием, обычаями, традициями армянского народа.
Учитывая, что на изучение родного языка в образовательных учреждениях отводится 2 часа в неделю, согласно учебной программе, достигнуть желаемого результата традиционными методами, прежде всего для детей, не владеющих армянским языком, очень сложно. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы дали мне возможность выявить условия развития речевой активности через нетрадиционные подходы при обучении армянскому языку.
Поиск нетрадиционных методов обучения был ориентирован на активизацию познавательной деятельности учащихся, на расширение их словарного запаса, развитие способностей к восприятию и к практическому применению родного языка.
В ходе педагогической практики наиболее эффективными оказались дидактические игры, моделирование, мнемотаблицы.
Практика показала, что дидактические игры являются не только эффективным средством активизации деятельности учащихся на занятиях, но и представляют очень широкие возможности для развития познавательного интереса к обучению языка, дают возможность учащимся оказаться в ситуации выбора самостоятельного решения проблем в процессе обучения.
Игровая деятельность помогает урок сделать занимательным, предоставляет возможность каждому ученику действовать, проявлять самостоятельность в процессе учебной деятельности.
Практически при изучении любой темы можно использовать различные дидактические игры. Это и «Найди слово по его приметам», в процессе которой учащиеся не только подбирают синонимичный ряд к глаголам, существительным, прилагательным, но и развивают дифференцированность, аналитичность, конкретность восприятия.
Как показала практика, этому способствует ряд методических приемов: сравнение, классификация, анализ конкретных предметов, определение закономерности при построении фраз, текстов, анализ изучаемого материала с позиции известного и неизвестного, определение связи между конкретным словом в данном контексте, прогнозирование содержания по названию текста. При проведении дидактической игры «Аукцион» предоставляется возможность каждому проявить свои коммуникативные умения, способность размышлять, отстаивать свою точку зрения, доказывать.
Не менее интересным являются игры «Эрудит» и «Бумеранг». Они содействуют расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, развивают образное мышление через прием установления ассоциативных и ситуативных связей.
Игровая деятельность в моей практике дала эффективность как при работе в коллективе, так и в групповых формах. При работе в группах даю возможность вовлечь учащихся в содержание обучения и органически сочетаю на уроке обучение и воспитание, строю и человеческие и деловые отношения между учащимися.
При групповой игре придерживаюсь следующих правил:
- « Свое мнение не навязывай, а доказывай»
-Обязательно спрашивай у товарища его мнение.
При организации работы в группах учитываю некоторые критерии:
-слабого ученика необходимо объединить не сильным, а терпеливым и доброжелательным партнером;
-не соединяю учащихся с плохой самоорганизацией, с разными темпами работы;
- при оценке работы подчеркиваю не ученические, а человеческие добродетели;
-не даю учащимся, работавшим вместе, разные оценки;
Эффективным на факультативных занятиях оказался и метод моделирования. Он ориентирован на развитие воображения учащихся, через наглядную и доступную форму при достижении желаемого результата. Именно метод моделирования открывает ряд дополнительных возможностей в развитии мышления учащихся, их творческого воображения. Это наглядно-практический метод обучения. Именно модель представляет собой обобщенный образ существенных признаков моделируемого объекта. Результаты исследования в данной области Д.Б. Эльконина, Л. А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым помогли мне разработать различные формы модели, которые я использовала на своих уроках.
Среди них:
-«схема слова»- пиктограммы (символы, картинки, знаки)
- модели заместители (квадратики, кружки, овалы)
- мнемотаблицы
Первая и вторая формы наиболее эффективно мною используются на начальном этапе, третья – в среднем звене, когда учащиеся не только применяют мнемотаблицы, но и сами составляют их.
В основе мнемотаблицы лежит принцип замещения: реальный предмет ученик замещает другим предметом, его изображением каким-либо условным знаком. Метод значим тем, что в нем выражена полнота (можно отразить все факты, на которые она рассчитана); прост (используются символы, значки, рисунки); экономичен (во времени); ориентирован на конкретность восприятия получаемой информации. Данный прием эффективен при заучивании скороговорок, песен, стихов, сказок, а значит для развития устной речи.
Именно метод моделирования открывает перед учениками ряд дополнительных возможностей в развитии и способности при обучении армянскому языку.
В заключение хочется отметить, что работа по формированию компетентного подхода в образовательной деятельности позволяет успешно осуществлять все виды речевой деятельности и развивает умение пользоваться родным языком в различных жизненных ситуациях.
Данный подход интересен для учащихся, формирует у них понимание жизненно-практической значимости изучаемого материала. Данный опыт может быть полезным не только во внеурочной деятельности, но и может быть применен практически на уроках иностранного языка, на уроках русского языка и при изучении других предметов, когда необходимо учащимся запомнить большой объем информации.
Таким образом, в процессе преодоления языкового барьера в искусственно созданной языковой среде с помощью определенных методов, приемов, активных форм взаимодействия (работа в группах, в парах), не только образуются общеречевые умения учащихся, но и делается особый акцент на социокультурный подход, ориентированный на овладение этикой взаимодействия в коллективе, осмысления общечеловеческих ценностей.
В дальнейшем всё это будет содействовать к приобретению осознанного жизненного опыта в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе.
Литература
-Амонашвили  Ш. А. Личностно-гуманная основа пед.процесса. Минск, 1990.
-Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001. — 496с.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб;2002
-Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. - М., 2000.
-Мирзоян К.Т. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. Ереван 2009
-Русский язык в начальных классах: Теороия и практика обучения.Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. « Педагогикаи методика начального обучения»/М. С. Соловейчик, ПСЖЕК, Н.Н. Ветловская. И др.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС 1994-383с.
-Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383с.
-Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.М. 2000
-Хуторской А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения.СТб., 2004
-Чтение и письмо по системе Д. Б.Эльконина. Кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1993.-318с.
Приложение 1


Программа по армянскому языку для 1-4 классов (соавтор программы)
Приложение 2

Победители Всекрымского армянского конкурса «Ахпюр - 2012»

Урок армянского языка в ОШ I-III ступеней № 33
Приложение 3

Победители Всекрымского армянского конкурса «Ахпюр – 2011»

Поздравление юбиляра известного крымского детского писателя Нузета Умерова (круглый стол 2012г)
Приложение 4


Победители Всекрымского конкурса «Язык-душа народа» (2014г)