КРУПОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

КРУПОТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

НЕКРАСОВА Н.В.
МС(к)ОУ VIII вида КГО

Крупотерапия – одна из разновидностей игровой терапии. Это традиционные игры с крупой. Крупотерапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы крупотерапии. Это одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение.
Игры с крупой - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому использую крупотерапию в развивающих и обучающих занятиях.
Технология крупотерапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи:
1. Диагностики. 2.Коррекции. 3. Развития речи.
Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознавания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.
Игра с крупой выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием крупотерапии, делятся на три направления:
Обучающие игры.  Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, восприятие различного темпа речи, высоту и силу голоса, работаем над дыханием. Происходит развитие, фонематического слуха. Главное, идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.
Как и любая другая дисциплина, крупотерапия имеет свои основные принципы:
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
Цели занятий (соответственно предмету):
1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2.        Развитие познавательных и психических процессов: восприятия.
3.        Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах, обучение чтению.
4.        Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
5.        Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Задачи:
Образовательные:
1.        Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
2.        Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3.       Учить выстраивать композиции на крупе по образцу.
Развивающие:
1.        Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
3.        Развивать умение действовать по инструкции.
4.        Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1.        Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
2.        Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
3.        Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
4.        «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций, создание композиций на песке.
Основные принципы игр на крупе
1.        Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2.        «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3.        Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.
Виды крупотерапии, которые использую на логопедических занятиях:

Фасоль Цветной песок Песок

Цветной рис Цветные макароны Ракушки

Манка Цветной гравий
Крупотерапию использую периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагаю чаще, так как отмечено успокаивающее действие сухого бассейна и на кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний.
При перебирании пальчиками сыпучего материала, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Из опыта работы отмечено, что детям никогда не надоедает играть в сухом бассейне с крупой. Они сами становятся инициаторами новых игр.
Список литературы:
Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.

Рисунок 1C:\Users\3\Desktop\рабочий стол\работа\102SSCAM\SL272293.JPGРисунок 5C:\Users\3\Desktop\рабочий стол\работа\фотки\SL272300.JPGРисунок 8C:\Users\3\Desktop\рабочий стол\работа\фотки\SL271348.JPGРисунок 9C:\Users\3\Desktop\рабочий стол\работа\фотки\DSCN0341.JPG15