Урок по общей теме «Волокна и ткани» в программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.

Технология 5 класс
Тема урока: Волокна и ткани.
Цели урока:
Образовательная - способствовать формированию новых знаний о классификации растительных волокон, формированию умений и навыков определения лицевой и изнаночной сторон ткани.
Коррекционно - развивающая - развитие умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий и контролировать ход работы, развитие самостоятельности, развитие умений прогнозировать результаты своих действий. Коррекция внимания, мышления и мелкой моторики рук.
Воспитательная - воспитание трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса. Содействовать развитию у детей умения общаться, взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Наглядные пособия: коллекция волокон, образцы тканей.
Ход урока.
1.Организационная часть.
- приветствие.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о важности правильной организации рабочего места и подготовки к работе. Поэтому начнем с проверки вашей готовности к сегодняшнему уроку и состояния рабочих мест.
Проверка готовности к уроку и организации рабочих мест.
Вопросы к учащимся:
Какие принадлежности необходимо доставать на каждый урок швейного дела?
Какие правила организации своего рабочего места вы знаете?
Какие предметы должны находиться на рабочем столе?
Какие материалы для швейных работ вы знаете? (Ответы учащихся)
Учитель: Правильно, основным материалом для шитья является ткань. Именно о ткани и способах ее получения мы будем говорить сегодня. Откройте рабочие тетради и запишите тему урока: «Сведения о волокнах».

3. Объяснение нового материала. Изучение новых понятий и способов деятельности.
Учитель: В повседневной жизни нас постоянно окружают вещи из различных тканей. Тканью человек пользуется с древнейших времен, научившись изготавливать ее из различного сырья. В мире существует огромное количество видов тканей, различных и по внешнему виду, и на ощупь, и по составу. Посмотрите на свою одежду: разные вещи изготовлены из разных тканей. Ткани бывают разными по внешнему виду и на ощупь гладкие и пушистые, тёплые и холодные, плотные и прозрачные. Если рассмотреть любую ткань через увеличительное стекло (лупу), то можно увидеть, что она состоит из переплетающихся между собой нитей (рис. 9, а). Если отделить одну нить и распушить её конец булавкой, то станут заметны отдельные тонкие волоски волокна (рис. 9 б стр. 13).
А теперь возьмите в руки лупы и внимательно посмотрите через них на ткань своей одежды. Что вы видите, из чего она состоит? (Ответы детей.)
Она состоит из переплетающихся между собой нитей. А теперь возьмите образец ткани и отделите одну нить. Отложите ткань и с помощью булавки распушите конец нити. Посмотрите на распушенный конец нити в лупу. Видите отдельные тонкие волоски? Это волокна ткани.
Таким образом, ткань состоит из переплетенных между собой нитей, а каждая нить - из отдельных скрученных между собой волокон.
Все волокна делятся на две группы: натуральные и химические.
Натуральные волокна - это волокна растительного и животного происхождения, которые создает сама природа. К волокнам растительного происхождения относятся лен, хлопок. Волокна животного происхождения - шерсть, шелк.
Химические волокна получают на предприятиях химической промышленности. К ним относятся: вискоза, капрон, лавсан, нитрон и другие.
Волокна обладают свойствами, которые определяют и свойства тканей. Чтобы иметь представление о волокне, рассмотрим коллекцию «Волокно». Определите различия волокон по внешнему виду и на ощупь.

Учащиеся рассматривают коллекцию «Волокно».

Учитель: Спрессованные в большие упаковки - кипы, - волокна поступают на прядильные фабрики. Там волокнистую массу разрыхляют, очищают от различных примесей и мусора, прочесывают, формируют в ленту, вытягивают и выравнивают на специальном оборудовании. Из ленты путем легкой крутки получают ровницу, которую вытягивают до определенной толщины (тонины) на прядильных машинах и скручивают в пряжу. Процесс получения пряжи называют прядением. Пряжу наматывают в виде початка или бобины. Из пряжи на ткацких фабриках изготавливают ткань.
От свойств пряжи зависят свойства вырабатываемой из нее ткани. Чем тоньше пряжа, тем тоньше будет ткань. Чем сильнее крутка пряжи (скрученность нитей), тем более гладкая, упругая и прочная будет ткань. От ровности пряжи зависит ровность нитей в ткани.
«Какова пряха, такова на ней и рубаха», - говорили в народе.
На протяжении многих веков женщины в России прядением занимались вручную, на деревянных прялках.
Прялки были обязательным атрибутом каждого крестьянского дома и сохранились до наших времен. Возможно, кто-то из пас видел такую прялку в музее, а может, в вашей семье бабушки сохранила этот замечательный экспонат. Работа на такой прялке требовала умения, терпения, аккуратности, усидчивости.
У нерадивой пряхи и нить получалась неровная, непрочная: "Возьмешь дуру пряху, не сошьешь мужу рубаху». Искусство прядения очень ценилось, и если «девка красива, да прясть Ленина», то выйти замуж ей было гораздо труднее, чем умелой и трудолюбивой.
Как мы с вами уже отметили, ткань получается путем переплетения нитей пряжи. Выполняется эта операция на ткацком станке и называется ткачеством, а работник, выполняющий эту операцию, называется ткачом. С ткацкого станка ткань выходит в виде длинных полос различной ширины.
Нити ткани.
В ткани различают долевые нити, поперечные нити и кромку (рисунок 1).
кромка поперечные нити (нити утка)

Рисунок 1. Фабричный кусок ткани

Долевые нити идут вдоль куска ткани. Их называют нитями основы. Поперёк куска ткани идут поперечные нити. Их называют нитями утка. В направлении долевых нитей ткань растягивается меньше, чем в направлении нитей утка.
Вдоль куска ткани по обеим сторонам образуется кромка обработанный неосыпающийся край. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.
Свойства ткани. Ткани различают по окраске. Они могут быть гладкокрашеные (например, голубая, красная, жёлтая), с печатным рисунком, белого цвета.
Ткань имеет лицевую сторону и изнаночную сторону. Надо уметь различать их. На лицевой стороне рисунок более яркий, меньше узелков, ворсинок.
Гладкокрашеную ткань называют двусторонней, если в ней трудно определить лицевую сторону и изнаночную сторону.
Ткань прочная. Её трудно разорвать, но можно разрезать ножницами. Детали из ткани сшивают нитками на швейной машине или вручную. Их также можно соединить с помощью клея.
«Признаки определения лицевой стороны ткани»
Печатный рисунок на лицевой стороне ткани более яркий и четкий, чем на изнаночной.
Рисунок переплетения нитей на лицевой стороне более четкий.
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие дефекты (технические узелки и ворсинки) выводятся на изнаночную сторону.
Лицевая сторона тканей с блестящей поверхностью обладает блеском, изнаночная - матовая.
У ворсовых тканей ворс на лицевой стороне длиннее, чем на изнаночной (иногда на изнаночной стороне ворс отсутствует).
Практическая работа «Составление коллекции тканей».
Учитель. Для практической работы «Составление коллекции тканей» вам понадобятся листы, которые вы оформили на прошлом уроке, чертежные инструменты, клей, образцы тканей. На альбомном листе нужно начертить таблицу. Все записи в таблице делайте простым карандашом. На подготовленных ранее линиях для темы напишите «Коллекция тканей». Прежде чем приступить к работе, не забудьте правильно организовать свое рабочее место.
Выполнение работы учащимися. Необходимый текущий инструктаж учителя.
Инструкционная карта
«Составление коллекции тканей»
Оборудование: образцы тканей, альбом, клей, кисточка.
Ход работы
Начертите таблицу для размещения в ней коллекции тканей.
Рассмотрите предложенные вам образцы тканей.
Найдите образец гладкокрашеной ткани.
Определите у образца лицевую и изнаночную стороны.
Разрежьте образец на 2 равные части.
Прикрепите полученные образцы с помощью клея в соотвующие ячейки таблицы.
Выполните пункты 3- 6 для тканей с печатным рисунком.
Проверка качества и правильности выполнения работы, внесение необходимых корректив. Выставка лучших работ.
Закрепление нового материала.
Работа в тетради. Учащиеся записывают основные понятия.
Все волокна подразделяются на натуральные и химические.
Натуральные волокна - это волокна, которые существуют в природе. Химические волокна получают химическим путем в заводских условиях.
Пряжа - тонкая нить, выработанная из волокна на прядильной фабрике.
Ткань получают в результате переплетения нитей: долевых и поперечных.
Долевые нити идут вдоль куска ткани и называются нитями основы.
Поперечные нити называются нитями утка.
Кромка - обработанный неосыпающийся край ткани.

Вопросы к учащимся:
Как называются волокна, существующие в природе? Какие волокна получают на предприятиях химической промышленности? Из каких растений получают волокна? Где вырабатывают ткань и из чего? Какие нити различают в ткани? Что такое кромка? Какие ткани бывают по окраске? Какие виды тканей вы использовали в практической работе? Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани? Как называется профессия работника, изготавливающего ткань? Объясните смысл пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

15