Научно-методическая статья «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся в СКОУ VIII вида


Научно-методическая статья
«Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся в СКОУ VIII вида
Учитель государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Краснодарского края специальной (коррекционной) школы-интерната пгт. Ильского (ГБОУ школа-интернат пгт.Ильского) Мелешко Вера Григорьевна.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития, как учащихся массовых школ, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях специальной школы VIII вида.
За последние 10 лет новые образовательные технологии активно заняли достойное место в практической деятельности педагогов во всех спецшколах I -VIII вида. Само время требует перемен. «Всё течёт –(всё изменяется прим. ред), и нет ничего более постоянного, чем постоянное изменение (Конфуций) ( слайд №1)
Педагогический коллектив ГБС(К)ОУ школы-интерната пгт. Ильского на протяжении многих лет работает в инновационном режиме. За последние годы коренным образом изменилась образовательная модель учреждения, появились новые образовательные модули ( классы для детей со сложной структурой дефекта, класс для детей с глубокими нарушениями интеллекта, подготовительный пропедевтико -диагностический класс), обновились профили трудового обучения, допрофессиональное обучение приобрело новые качественные характеристики ( учащиеся получают дополнительно к свидетельству установленного образца ещё и документы о квалификации по доступным профессиям.
Педагогический коллектив, с учетом приоритетных национальных программ, выработал свою Концепцию, определил свою главную цель («Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»- далее ОВЗ), главную педагогическую идею(«Всё для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка») и направления своей деятельности в обучении, воспитании, коррекции, социально-трудовой адаптации и интеграции воспитанников в общество.
Состав учащихся школы-интерната, как и в каждом СКОУ VIII вида, за последние годы имеет тенденцию к утяжелению диагнозов по их глубине и разнообразию.
Педагоги с дефектологическим и без дефектологического образования учатся работать с новыми категориями учащихся, раннее не встречавшимися в их практике ( это дети с тяжёлой, выраженной умственной отсталостью, с синдромом РДА –раннего детского аутизма, с ДЦП, с выраженными формами поведенческих нарушений и др. ).
По результатам многолетнего (18 лет) мониторинга за результатами работы в инновационном режиме, пришли к практическому выводу, что педагогически целесообразно класс для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью вести одному педагогу на протяжении всех лет (1-8,9) обучения в условиях СКОУ VIII вида, а класс подготовительный «0» пропедевтико -диагностический – это класс одного учителя. Срок сопровождения учащихся класса для детей со сложной структурой дефекта в школе определяется для каждого набора индивидуально ( в зависимости от тяжести сочетанных дефектов у детей).
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся в школе-интернате осуществляют дефектологи, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог, врач-психиатр, врач-невролог, врач-педиатр, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.Технологический подход в коррекционном образовании
Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций учителей-новаторов, результаты психологических исследований, модернизация специального коррекционного образования постоянно требуют их мониторинга, обобщения и систематизации.
Практика ныне диктует необходимость использования технологического подхода в образовании, т.е. применения понятий «технология», «образовательная технология», « педагогическая технология».
В XX веке произвели техническую революцию технологии, применяемые человеком в целях преобразования окружающей среды, в производственной сфере. Внедрение научных достижений в практику- это важнейший показатель высокого профессионализма деятельности. « Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре – это явление новое для социальной действительности в нашей стране».
Важное место среди этих направлений занимает технологический подход к образованию, предусматривающий точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Технологический подход к образованию сегодня активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П.Беспалько, Г.К. Селевко и др. (Селевко Г.К., Соловьёва О.Ю. « Технологический подход в образовании», ж-л «Завуч» №2, 2008 г. и др.)
Педагоги нашей школы планово изучали на педсоветах, совещаниях, МО разные виды педагогических технологий, учились « распознавать, видеть» их в своей деятельности, педагогически целесообразно использовать, чувствовать разницу между сходными понятиями « метод», « технология», классифицировать технологии по областям применения.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, специалиста, в котором входящие в него действия представлены в определённой последовательности и предполагают достижение прогнозируемого результата.
Различаются три основные группы педагогических технологий:
Традиционные, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения
Личностно-ориентированные ( разноуровневого обучения и ряд других)
Технологии развивающего обучения.
Рассмотрим 1-ю группу. «Традиционные технологии» Традиционные классно-урочная технология обучения и объяснительно-иллюстративная известны с 1657 года, со времён Яна Амоса Коменского, основоположника этой системы. Это канонические технологии. Они сохранились до наших дней и долго ещё будут существовать как основополагающие.
Традиционные технологии обучения не должны игнорироваться в наше время, потому что они результативно формируют в детях чувство коллективизма, временных рамок урока, правила поведения на уроке, навыки самообслуживания, межличностные отношения и другие традиционные для школы понятия, навыки и личностные качества. Многократные повторения учебного материала создают крепкие условные связи, способствующие более прочному запоминанию.
Традиционные технологии ( в различной мере) используют все педагоги школы, на всех предметах Они обеспечивают ту минимальную основу в обучении, которая способствует 100%, успеваемости, но не гарантируют на выходе качественные результаты обучения. Для реализации технологии полного качественного усвоения знаний, с учётом потенциальных возможностей детей , требуется повсеместное введение в СКОУ VIII вида разноуровневого обучения ( по дифференцированным программам).В нашей школе-интернате ребята обучаются по различным учебным планам и образовательным программам.
2 группа. Личностно-ориентированные технологии.
технология разноуровневого обучения;
технология коллективного взаимодействия (КТД) и взаимообучения. Или коллективный способ обучения (КСО);
технология модульного обучения;
технология работы в парах;
технология профильного обучения (с учётом условий, интересов и способностей);
технология обучения в сотрудничестве( командная, групповая);
технология индивидуальных маршрутов обучения;
психотерапевтические технологии и др. Личностно – ориентированные технологии :Создают ситуации персонального успеха в учебной деятельности, психологического комфорта
Обеспечивают высокий результат в развитии ВПФ и ЭВС у детей
Формируют сознательность выбора в образовательной деятельности, в межличностных отношениях, в социальной среде.
Способствуют сохранению психофизического здоровья детей с ОВЗ
Технологии группы личностного ориентирования в образовательной деятельности применяются в школе-интернате всеми педагогами—100%, что повысило качество обучения с 30% до 35%. Обучаются на дому 28 школьников, для которых разработаны индивидуальные программы обучения по всем предметам учебного плана. Эти учащиеся «не выпадают» из образовательного пространства, их право на образование реализуется.
Психика человека пластична и постоянно находится в динамике. Прежде, чем научать ребёнка во всех отношениях, надо изучить его во всех отношениях ( Исаева . Т. )Знание истории развития ребёнка, анализ уровней его актуального и потенциального развития помогают выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить образовательный маршрут ребёнка. В концепции о ведущей роли обучения в развитии Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение ведёт за собой развитие. В связи с этим следует определять «зону актуального развития» ребенка, т.е. его возможности, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.«Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы. Эта работа требует специальных знаний и исследовательского подхода к изучению каждой личности обучающегося.( и не всем педагогам удаётся)«Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учетом «зоны ближайшего развития».
Технологией №1 для педагога СКОУ VIII вида является технология использования зоны ближайшего развития ребёнка с ОВЗ, что обеспечивает в первую очередь сохранность у детей психофизического здоровья и психологического комфорта.
Чтобы знать как обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей, надо через практику , общения, наблюдения и т.д. уметь определять зону ближайшего развития ребёнка.(см. текст на слайде)
Образование человека – случайный процесс, находящийся под влиянием двух основных факторов: индивидуальности и образовательной среды. Результаты специального образования нельзя гарантировать, можно лишь повышать вероятность их достижения за счет совершенствования образовательной, адаптивной среды.Из принципа неопределенности вытекает, в частности, ограниченность возможностей собственно системы специального образования.
3-я группа. Технологии развивающего обучения.
Все эти технологии известны всем и активно применяются сегодня в каждом образовательном учреждении. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
технология интегрированного обучения;
технология частично-поискового ,-проблемного характера обучения;
технология проектных методов обучения;
технология модульного и блочно-модульного обучения;
технология песочной игротерапии;
технология игрового обучения;
технология тьюторства;
технология индивидуализации обучения;
технология педагогической мастерской, мастер-классы (по форме);
здоровьесберегающие образовательные технологии;
тестовые технологии;
коррекционно- развивающие технологии.
Технологии развивающего обучения :Повышают качество обучения
Способствуют развитию личности ребёнка
Активизируют познавательные процессы
Раскрывают индивидуальные особенности учащихся
Обеспечивают более качественный уровень сопровождения учащихся с ОВЗ
Результаты перечисленные на слайде подтверждаются реальными практическими показателями. В школе-интернате дети посещают коррекционные занятия у специалистов, любят библиотеку, занимаются в 2-х и более кружках, занимают призовые места в краевых конкурсах по спортивной работе, художественной самодеятельности, прикладному искусству. Нет побегов учащихся из школы-интерната. Им нравится школьная радиорубка, столовая, красивые спальни и классы. Дети горят желанием строить свой стадион. Они любят школу, стали более раскрепощёнными. Любят факультатив «Компьютерные развивающие игры». Замечают позитивные перемены в адаптивной среде, горды тем, что учебные классы оборудованы компьютерной техникой, что появилось много нового учебного оборудования. Старшеклассники любят в библиотеке готовить мини-рефераты по предметам, более объективно выстраивают свою дальнейшую жизненную траекторию. В каждом случае в тени этих действий, поступков и стремлений учащегося стоит сопровождающий педагог или специалист, который формирует эти чувства и результаты.
В интернате школьники осуществляют допрофессиональное обучение по 6 трудовым профилям. Главная функция в определении профиля трудового обучения для каждого ученика , начиная с 5 класса, принадлежит сопровождающим педагогам и школьному ПМП консилиуму.
Школьный ПМП консилиум аккумулирует все основные проблемы, которые требуют коллегиального решения.
Определение дополнительных коррекционно-воспитательных занятий.
Коррекция образовательного маршрута.
Определение и изменение профиля трудового обучения.
Определение щадящего режима ребёнка.
О допуске учащихся выпускных классов к итоговой аттестации.
О допуске учащихся к трудовой летней практике и освобождении от неё.
Комплектование групп по ЛФК, логопедической коррекции, для занятий у психолога. дефектолога.
Уточнение форм обучения учащихся с ОВЗ.
Определение для учащихся классов возрастной нормы.
Определение классов обучения для новых учащихся.
Обеспечение динамического наблюдения учащихся в образовательном процессе.
. Особой системной работы всех членов ПМП консилиума и педагогов требуют учащиеся «0» диагностического класса, которые стоят на динамическом наблюдении практически в течение всего учебного года. Результаты этого сопровождения очень ценят учителя 1-х классов, которые принимают этих детей. Все задачи подготовки учащихся к 1-му классу, по адаптации в учебном процессе в условиях школы-интерната практически решаются за этот пропедевтический период обучения.
Для создания должных условий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ необходимо иметь образовательному учреждению свой основной стандарт установок, алгоритмов действий: безошибочно определить образовательный маршрут школьников, разработать или подобрать для каждого адекватные образовательные программы, выстроить с каждым ребёнком личностно-ориентированные педагогические взаимоотношения, создать развивающую среду, иметь для решения этих задач профессионально грамотных педагогов и специалистов. И системно, в тесном взаимодействии развивать каждого ребёнка и всех вместе учащихся школы в основных направлениях: физическом, социально-трудовом, эстетическом, в познавательном через различные формы работы, которые были бы интересны и полезны детям.
Наша главная задача научить детей с проблемами в развитии познавать, делать(работать) , жить вместе, просто жить…
Педагогическое кредо: Сегодня надо быстро учиться, быстро осмысливать, быстро исполнять.
А значить самим нам надо учиться, учиться и учиться и знать куда идти, иначе ни один ветер не будет нам попутным.