Урок русского языка в 9 классе по теме СПП с придаточными причины (по сингапурской методике)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
План урока
по русскому языку по теме
«Сложноподчиненные предложения
с придаточными причины» (9 класс)
(сингапурская система обучения)
Составил: Мавлявиева Г.С., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Набережные Челны
2013
Цели урока:
- закрепление полученные знания о СПП;
-повторение сведений об изученных видах придаточных предложений,
- определение вида изучаемого придаточного предложения;
- усвоение алгоритма определения вида придаточного предложения,
-совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- презентация в программе «PowerPoint»
Этапы уроков Ход урока Время Применяемые структуры
Организационный Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.
Ребята, какое же историческое событие произошло на днях 188 лет тому назад в Петербурге на Сенатской площади? (Слайд 2)
1 мин Стратегия для управления классом: Сигнал Тишины, Таймер, Мэнэдж МэтЧир
Постановка темы и цели урока (Выступление заранее подготовившегося ученика)
Декабристы... Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов.
14 декабря 1825 года – день восстания декабристов в Петербурге на Сенатской площади.
В этот день “Россия впервые видела революционное движение против царизма”. 14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавия и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования.
Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра, и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы.
Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков московского университета конца 20-х-начала 30-х годов видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Декабристы, несмотря на своё поражение, не изменили свои благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И.Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов политических писем и статей, направленных против царизма. 2 мин Лингвистическая разминка. (Слайд 3) - Запишем слова под диктовку: восстание, доблесть, галерея, сверхъестественный, коллективный, профессия, пропаганда, эффективный.- Задание: подобрать пароним к слову “эффективный”.
Пароним - подобные слова, которые сходны друг с другом по своему звучанию, но совершенно различные по смыслу. (Слайд 4)
Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный:
Необходимы эффективные меры, чтобы добиться желаемого результата.
Эффектный – производящий сильное впечатление (Она была очень эффектна в своем черном платье);
Рассчитанный на то, чтобы произвести эффект (эффектная поза).
- Определите способ образования слова сверхъестественный.
3 мин Повторение изученного 
(Слайд 5-6-7)Задание 1.Расскажите о сложных предложениях 3 мин Джот Тотс
(Слайд 8) Задание 2.Заполните "слепую" схему:
Определительные Обстоятельственные
Падежные вопросы Прочтите слепую схему. 2 мин Релли Робин
Задание 3. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания) (Слайд 9-11)
1) Декабристам стало известно, что они преданы. [ … ], (что… ).
2) Вскоре сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у построек Исаакиевского собора. [ … ], (которая… ).
3) Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги и издать революционный Манифест к русскому народу. [ … , ( если…), … ].
4) Выяснилось, будто Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. [ … ], (будто… ).
5) Когда всё это закончилось, было уже темно. (Когда… ), [ … ],6) Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах. [ …о том ], (как… ).
3 мин Финк-Райт-Раунд Робин
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, проверка понимания учащимися нового материала, закрепление нового материала 1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 12)
Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1)  [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) — [ ], (потому что)
2) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые   пьесы),  [театр   наш    довольно   охотно   посещался] (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл.оттого], (что).
Чтение предложений из упр. 156 и их устный разбор.
Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению? 8 мин Куиз-куиз Трейд, 3-2-1
Закрепление 1. Творческая работа. (Слайд 13) Добавьте к предложениям придаточные причины:
Я очень устал ________ .Мы были в отчаянии _______. Сразу потемнело____________________ все попрятались._____________ мы были очень довольны.Туристы остановились _____________.Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________. 4 мин Сималтиниус Релли Тэйбл2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 14)
1) Мама закрыла шторы2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 4) Я плохо спал этой ночью что самолет улетел рано утромтак как было душнопотому что свет мешал малышу спатьтак как болота уже начали замерзать.
3 мин Сималтиниус Релли ТэйблИтог урока. (Слайд 15)
Заполнить таблицу (таблица – на доске)
Вид прид. части Подчин. союзы и союзные слова Указ. слово при пояс. слове Место прид. части Отвечает на вопросы Прид. часть
поясняет выражает значение
Причины Потому чтоТак какОттого чтоИбо ОттогоПотому Любое Почему? всю главную часть …того, о чем говорится в главной части
3 мин Куиз-Куиз-ТрейдИсследовательская работа по группам
• Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). (Приложение 1)
6 мин Континиус Раунд Робин
Таймд Пэа Шеа9. Домашнее задание
• Написать сочинение – миниатюру на тему: описание с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города. 1 мин 10. Рефлексия
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?2. Определение не отвечает на вопрос чей?3. Предложение – это синтаксическая единица?4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?5. Союз однако – подчинительный?6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”. 3 мин I. Организационный этап.СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания.
II.Этап проверки домашнего задания.
СОДЕРЖАНИЕ — выявление степени усвоения заданного на дом, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов,
III.Этап всесторонней проверки знаний.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка различными методами объема и качества усвоения материала, изучение характера мышления учеников, проверка степени сформированности общеучебных умений, оценивание.
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ – сообщение темы, целей и задач изучения нового материала, показ его практической значимости, постановка учебной проблемы.
V. Этап усвоения новых знаний.СОДЕРЖАНИЕ — организация внимания, сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания систематизации и обобщения этого материала учащимися.
VI.Этап проверки понимания учащимися нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ — проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
VII.Этап закрепления нового материала.
СОДЕРЖАНИЕ — закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала; закрепление методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.
VIII. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
СОДЕРЖАНИЕ – информация о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения; подведение итогов работы: как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали.