Открытый урок по окружающему миру для 2 класса Почва. Охрана почв.


Открытый урок
по
окружающему миру
Тема:
Почва.
Охрана почв.

Учитель: Затирченко О. В.
2 «Б»класс.
Тема: Почва. Охрана почв.
Цели:
Формировать понятие о почве как верхнем плодородном слое земли, выявить основные свойства почвы; с помощью опытов установить её состав, рассказать, как образуется почва, рассказать о почве родного края, причинах её разрушения и охране почв;
развивать умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;развивать речь, мышление икругозор учащихся;
воспитывать интерес к предмету, наблюдательность, любознательность, воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование:
карточки – опоры
стаканы с водой
промокательная бумага
палочки
спиртовка
штатив
держатель
рисунок почвенного разреза
схема «Состав почвы»
картинки по теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-  Сегодня  на уроке мы будем снова наблюдать и рассуждать, открывать новые знания и делать выводы. Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу хорошего настроения.
2. Проверка домашнего задания. Тема «Вода»(фронтальный опрос).
-Что такое вода?
Вода – это жидкость.
- Какую часть земного шара занимает вода?
Вода занимает 2/3 земного шара.
- В каких состояниях бывает вода в природе?
Вода в природе бывает в трёх состояниях:
в жидком,
в твёрдом (лёд и снег)
в газообразном (пар).
- При каких условиях вода переходит из жидкого состояния в твёрдое и газообразное?
Вода переходит из жидкого состояния в твёрдое при понижении температуры до 0 градусов и ниже.
Вода переходит в газообразное состояние при нагревании.
- Перечислите свойства воды.
Свойства воды: без формы, без цвета, без вкуса, без запаха, текуча, растворитель.
- Как можно определить цвет, вкус, запах, прозрачность воды?
Цвет. Сравним воду с цветными полосками и увидим, что вода прозрачна.
Вкус. Попробуем на вкус воду и не почувствуем вкуса.
Запах. Понюхав воду, мы не почувствуем запаха.
Прозрачность. В воде хорошо виден любой предмет.
- Докажи, что вода текуча.
Воду можно перелить из одного стакана в другой.
- Какие вещества растворяются в воде?
В воде растворяется соль и сахар.
- Какая вода встречается в природе?
В природе встречается пресная и солёная вода.
- Какую воду используют люди?
Люди используют пресную воду.
- Какие экологические правила должны соблюдать люди?
Воду надо беречь. На фабриках и заводах нужно ставить очистительные сооружения.
В сельской местности нужно не допустить, чтобы в водоёмы попадали отходы от животноводческих ферм. Не засорять воду мусором.
3. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Посадил дед репку.Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. Картинка 1.
- Как называется эта сказка? Русская народная сказка «Репка».
- И как она заканчивается.
-Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла? Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная?
- Что же помогло репке вырасти?
( вода, солнце, почва.)
 -У всех ли садоводов вырастают крупные овощи?
 (нет, разные по размеру).
 -Почему?
 (это зависит от разных факторов (уход, плодородие почвы, …..) - Хотите ли вы узнать  о причинах, которые влияют на богатый урожай?
 - Как вы думаете, что означает понятие Земля?
(Предположения детей: земля-это земной шар, Родина, суша, почва.)Картинка 2.
« Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов».
- Ещё в старину наши предки брали её с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю,  заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
- Мы поговорим сегодня о почве, узнаем её состав, как она образуется и какими свойствами обладает.
Итак, тема нашего урока…ПОЧВА. ОХРАНА ПОЧВ.
- Как вы думаете, а везде ли на нашей планете есть почва, где растут красивые леса, травы, где люди собирают урожай? (Нет.)
- В каких местах нет почвы?Картинка3.
- Представьте, что вы работаете в школьной  учебной лаборатории. И сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудники.
- Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
4. Планирование. Целепологание.
- Научные сотрудники работают по плану.
- Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке.
План работы:
1. Почва. Свойства почвы.
2. Состав почвы.
3. Образование почв.
3. Разрушение почв.
5. Охрана почв.Картинка 4.
1).Почва. Свойства почвы.
- Приступим к работе, следуя составленному плану.
- Какого цвета верхний рыхлый слой земли? Чёрный.
- Что на нём растёт? Растения.
- Верхний, темный, рыхлый слой земли, на котором растут растения, называют почвой.
(На доску вывешивается вывод, сделанный детьми "Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли".- Рассмотрите почву в разрезе (презентация).
- Что увидели?  (траву, растения, листочки, останки насекомых)
- Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)
– Вы не раз могли наблюдать, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.Картинка 5.
- Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?
- Это - плодородие. Картинка6.
- Как Вы понимаете смысл этого слова?
- Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? Перегной.
- Перегной – это остатки перегнивших растений и животных.
- Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее. Самая плодородная почва – чернозёмная.
- Как вы думаете, в нашей Костанайской области  плодородная почва или нет?
ПочвыКазахстана. За исключением северных районов, почвы в Казахстане бедные и засоленные. В целом для страны характерна широтная зональность почв: на севере - черноземы, далее на юге - каштановые, бурые полупустынные почвы, такыры и пески пустынь. В горах развиты каштановые, серые лесные и горно-луговые черноземные почвы.
- По-вашему плодородие земли бесконечно? Или необходимо его сохранять?
- Как сохранить плодородие почвы?
(Вносить минеральные удобрения, рыхлить, поливать, чередовать посевные культуры, не уничтожать дождевых червей, не засорять почву отходами.)
Учитель: Что вы знаете об этих животных? Картинка 7, 8.
Сообщение о кротах и дождевых червях.
Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
Молодцы, а теперь пришло время производственной гимнастики.
ФИЗМИНУТКА
А теперь все тихо встали
Руки к солнышку подняли,
Потянулись выше, выше,
Ростом стали выше крыши,
А потом все повернулись
И соседу улыбнулись,
Влево, вправо наклонились
И по - русски поклонились.
2) Состав почвы. Проведение опытов.
- Сейчас мы выполним очень важную исследовательскую работу, результаты которой вы будите записывать в таблицу(У каждого ученика на парте лежит таблица).
Опыт 1. Возьми стакан с водой и брось туда комочек почвы. Что ты наблюдаешь?
Из почвывыходят__пузырьки_.
Вывод. В почве есть_воздух_.
Опыт 2. Возьми фильтровальную бумагу, насыпь на неё немного почвы. Плотно придави её к бумаге. Стряхни почву назад в стакан. На бумаге осталось влажное пятно.
Откуда взялась вода на бумаге? Из _почвы_.
Вывод. Значит, в почве есть_вода_.
Опыт 3. Немного почвы нагревают на огне. Над почвой держат холодное стекло, на котором конденсируется пар, выделяющийся при нагреве почвы.
Вывод. В почве есть _вода_.
Опыт 4. Будем продолжать нагревать почву. Вскоре мы увидим дым и почувствуем неприятный запах. Это сгорает перегной почвы, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Вывод. В почве есть_перегной__.
Опыт 5. В стакан с водой добавь почвы и размешай стеклянной палочкой. Через некоторое время на поверхность воды всплывут остатки листьев, мусора. На дно осядет песок. Вода станет мутной. Постепенно поверх песка будет оседать глина.
Вывод. В почве содержатся_песок_, _глина__.
3) Образование почв. Картинка 9
Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.
Первыми на планете образовывались почвы под влажными тропическими лесами, в более поздний период в сухом климате пустынь - пустынные почвы.
По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
- С тех пор, как появились живые существа, идёт непрерывный процесс образования почвы. За 100 лет её слой увеличивается в среднем на 1 см.
4) Разрушение почв (сообщение). Картинка 10.
Враги почвы - ветер и вода: они разрушают ее верхние, наиболее плодородные слои. Большой вред наносит почве неразумная деятельность человека: строительство, уничтожение парков и скверов, непродуманный выпас скота и вырубка леса. Даже посещение людьми лесов, полей, лугов приводит к уплотнению и ухудшению почвы.
5) Охрана почв (сообщение). Картинка 11.
6. Рефлексия.
1. - Давайте подведём итог.
- Что такое почва?
- Назовите основное свойство почвы.
7.Обучающий тест.
- Перед вами 5 вопросов.
Вы читаете их и на листочках записываете ответ.
Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
ТЕСТ
1)      Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)
2)      Какие вещества не входят в состав почвы, выбери и подчеркни:
Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.
3)      Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)
4)      Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)
5)      Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (пере….)
Взаимопроверка теста по экрану, выставление оценок.
За каждый правильный ответ выставляется знак +
5 + оценка «5»
4 + оценка «4»
3 + оценка «3»
Дополнительная информация:
– Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что тогда произойдет?
+ Исчезнут растения и животные. Не смогут жить на Земле и люди.
– Вот почему замечательный русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет. Почва – это богатство Земли, созданное природой. Почва образуется очень медленно. 1 см почвы образуется в природе за 200 – 300 лет, 20 см – за 5 – 6 тысяч лет.Картинка 12.
– Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу – 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет!
8. Итог урока.
- Что узнали о почве. Сделайте вывод.
- Почва - это верхний, темный, рыхлый слой земли. Состав почвы: перегной, воздух, вода, минеральные соли.  Основное свойство почвы - плодородие. - Теперь вернемся к сказке?
 -Что помогло вырасти репке?
 (У деда была почва плодороднее).
Решение экологической проблемы.
Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?
- Наш урок подошел к концу.
Спасибо всем за активное участие на уроке. Молодцы!